Разборка блока цилиндров была рассмотрена в статье – «Разборка блока цилиндров»
После разборки блока цилиндров нужно определить возможность дальнейшего использования блока цилиндров, коленчатого вала и поршневой группы
Проверка блока цилиндров
Неплоскостность посадочной поверхности блока цилиндров допускается не более 0,03 мм. Шлифовка не допускается.
Проверку нужно проводить согласно схеме на рисунке 1.
Определение диаметра цилиндра
Расстояние Х от оси отверстий (1) до посадочной поверхности блока цилиндров определяет группу диаметров цилиндра (подробнее см. таблицу).
Метка (2) соответствует цилиндру № 1, а метка (3) соответствует цилиндру № 4 (см. рис. 2).
Таблица 1. Диаметры цилиндров
Положение отверстий, мм - Метка размерной группы - Диаметр цилиндров мм:
- Х=17 - А - От 79,500 до 79,510;
- Х=27 - B - От 79,510 до 79,520;
- Х=37 - C - От 79,520 до 79,530
Диаметры опор коренных подшипников
Размер диаметров опор коренных подшипников в блоке цилиндров дан в таблице 2.
Размер вкладышей коренных подшипников дан в таблице 3.
Таблица 2. Диаметры отверстий опор коренных подшипников в блоке цилиндров
Положение отверстия 2 и 3, мм - Метка класса - Диаметр опор коленчатого вала Х1, мм:
- Х2=17 - 1 - От 51,936 до 51,942;
- Х2=27 - 2 - От 51,942 до 51,949
Таблица 3. Размеры вкладышей коренных подшипников
Первая группа по диаметру отверстий в блоке:
Размерные группы по диаметру коренных шеек и толщина вкладышей, мм
- A или D Желтая метка C1=1,949—1,955;
- B или E Голубая метка C1=1,946—1,952;
- C или F Черная метка C1=1,943—1,949
Вторая группа по диаметру отверстий в блоке
Размерные группы по диаметру коренных шеек и толщина вкладышей, мм
- A или D Красная метка C4=1,953—1,959;
- B или E Желтая метка C1=1,949—1,955;
- C или F Голубая метка C2=1,946—1,952
Перед проверкой нужно установить крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика.
После этого затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в порядке указанном на рисунке 3.
Замеряем, диаметры и снимаем крышки коренных подшипников коленчатого вала.
Диаметры (Х1 рисунок 4) опор коленчатого вала маркируются сверлением в зоне над масляным фильтром (рис.4 (В) по стрелке).
Положение (Х2) отверстий по отношению к посадочной поверхности блока цилиндров определяет диаметр опор коленчатого вала.
Коленчатый вал лежит в блоке цилиндров на пяти опорах. Упорные полукольца, регулирующие осевой зазор, устанавливаются на опору №3.
Допускаемые параметры коленчатого вала:
Осевой люфт коленчатого вала при новых упорных полукольцах – 0,045 – 0,252 мм;
Осевой люфт коленчатого вала при приработавшихся упорных полукольцах – 0,027 – 0,054 мм.
Диаметральный зазор между коренными шейками коленчатого вала и подшипниками, мм – 0,027 – 0,054 мм.
Измерение диаметров шеек коленчатого вала на рисунке 5.
Таблица 4. Размерные группы по диаметру коренных шеек
Группа - Диаметр коренных шеек, мм:
- A/D - От 47,990 до 47,997;
- B/E - От 47,997 до 48,003;
- C/F - От 48,003 до 48,010
Таблица 5. Размерные группы по диаметру шатунных шеек:
Группа - X3, мм:
A - 43,960; B - 43,961; C - 43,962; D - 43,963; E - 43,964; F - 43,965; G - 43,966; H - 43,967;
J 43,968; K- 43,969L - 43,970; O - 43,971; P - 43,972; R - 43,973; S - 43,974; T - 43,975;
U -43,976; V -43,977; W - 43,978; Y - 43,979; Z - 43,980
При замерах за результат принимают минимальный диаметр по периметру шейки.
Маркировка коленчатого вала
Расположение заводской маркировки и информация по маркировке на рисунке 6.
Метки несут следующую информацию:
- 1 — размерные группы по диаметру коренных шеек;
- 2 — размерные группы по диаметру коренной шейки № 1 со стороны маховика;
- 3 — размерные группы по диаметру коренной шейки № 5 со стороны маховика;
- 4 — размерные группы по диаметру шатунных шеек;
- 5 — размерные группы по диаметру шатунной шейки № 1 со стороны маховика.