Техническое обслуживание сцепления заключается в периодической проверке и регулировании подвода сцепления, а также в подтяжке крепежных соединений пневматического усилителя и проверке герметичности привода
Кроме того, в соответствии с технологической картой в сцеплении смазывают опоры вала вилки выключения и подшипник муфты выключения.
Чтобы смазочный материал не попал в картер сцепления, при смазывании этих точек не следует делать более трех ходов шприцем.
Регулирование привода сцепления заточается в проверке и установке свободно хода педали сцепления, свободного да муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневматического усилителя.
Свободный ход муфты выключения сцепления проверяют перемещением вручную рычага вала вилки от регулировочной сферической гайки 15 (см. рисунок) толкателя пневматического усилителя (при отсоединенной пружине от рычага).
Если свободный ход рычага, измеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, его следует отрегулировать сферической гайкой толкателя до 3,7-4,6 мм, что соответствует свободному ходу муфты выключения сцепления 3,2-4 мм.
Полный ход толкателя пневматического усилителя должен быть не менее 25 мм.
Проверяют полный ход толкателя нажатием педали сцепления до упора.
При меньшей величине хода не обеспечивается полное выключение сцепления.
В случае недостаточного хода толкателя проверяют свободный ход педали сцепления, количество жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления и при необходимости прокачивают гидросистему привода сцепления.
Свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен составлять 6-15 мм. Измеряют его в средней части площадки педали сцепления.
Если свободный ход выходит за пределы, указанные выше, регулируют зазор "В" между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра эксцентриковым пальцем 9 , который соединяет верхнюю проушину толкателя 8 с рычагом 7 педали.
При регулировании зазора оттяжная пружина 11 должна прижимать педаль сцепления к верхнему упору 10.
Поворачивая эксцентриковый палец привода, добиваются, чтобы перемещение педали от верхнего упора до момента касания толкателя поршня составило 6-15 мм, после чего затягивают и зашплинтовывают корончатую гайку.
Полный ход педали сцепления должен составлять 185-195 мм.
Основными неисправностями сцепления и его привода являются неполное включение (пробуксовка сцепления), неполное выключение (появление шума при переключении передач), нарушение плавности включения сцепления и повышенное усилие на педали при выключении сцепления.
Неполное включение сцепления и, как следствие, его пробуксовка под нагрузкой происходят при ослаблении нажимных пружин, отсутствии зазора между упорным кольцом рычагов выключения и торцом подшипника муфты выключения, замасливании и значительном износе ведомых дисков.
Для устранения этой неисправности надо отрегулировать свободный ход муфты включения сцепления, проверяя его по свободному ходу рычага вала вилки выключения сцепления, как указано выше.
При попадании смазки на поверхности трения, сильном износе или разрушении фрикционных накладок необходимо снять сцепление с двигателя и заменить фрикционные накладки или ведомые диски в сборе.
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет») приводит к затрудненному включению передач в коробке, так как привод не обеспечивает необходимого полного хода рычага вала вилки выключения сцепления.
Для устранения неисправности необходимо добиться установки полного хода рычага вала вилки сцепления, как описано выше.
Неполное выключение сцепления имеет место и при деформации ведомых дисков или заедании их ступиц на шлицах первичного вала коробки передач, а также при попадании воздуха в систему гидропривода, утечке рабочей жидкости и увеличении свободного хода педали сцепления.
Для устранения неисправности необходимо удалить воздух из гидросистемы; проверить и устранить подтекание рабочей жидкости; проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления.
Если при нажатии на педаль сцепления появляется шум (писк), то это указывает на отсутствие смазки или на выход из строя подшипника муфты выключения сцепления.
В случае попадания воздуха в систему ее необходимо прокачать.
Для этого на головку перепускного клапана 14 (рис. 1) надевают специальный шланг, свободный конец которого опускают в сосуд с рабочей жидкостью.
Отвернув перепускной клапан на ½.-1 оборот, удаляют воздух из системы последовательными (через 0,5-1 с) резкими нажатиями педали сцепления до упора.
При этом необходимо следить за уровнем жидкости в бачке и постоянно, доливать ее, не допуская уровня ниже 40 мм от верхней кромки горловины. В противном случае воздух будет попадать в систему через главный цилиндр.
Прокачивают систему до прекращения выделения воздуха с жидкостью, поступающей по шлангу.
По окончании прокачки следует завернуть перепускной клапан при нажатой до упора педали.
Нарушение плавности включения, запаздывание включения сцепления при трогании с места и переключении передач, заклинивание в приводе сцепления обычно связано с разбуханием уплотнительных манжет гидропривода и потерей герметичности из-за применения некачественных рабочих жидкостей, а также с неисправным действием следящего устройства в пневматическом усилителе.
При эксплуатации автомобилей в условиях низких температур может произойти значительное повышение вязкости (застывание) рабочей жидкости в приводе, что нарушает его работоспособность.
В указанных случаях необходимо заменить манжеты и заправить систему гидропривода чистой тормозной жидкостью «Нева» или «Томь».
При сервисе 2:
- - затяните болты крепления пневматического усилителя привода сцепления:
- - проверьте внешним осмотром герметичность привода сцепления, при необходимости устраните негерметичность и прокачайте гидросистему привода;
- - проверьте действие оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления, при необходимости устраните неисправности;
- - отрегулируйте привод сцепления;
- - смажьте подшипник муфты выключения сцепления и втулки вала вилки выключения сцепления;
- - проверьте уровень жидкости в компенсационном бачке привода сцепления и при необходимости долейте;
- - слейте конденсат из пневмогидроусилителя, вывернув пробку 12 (см. рис. 1).
Регулирование привода сцепления заключается в проверке и регулировании свободного хода педали сцепления, свободного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневмогидроусилителя.
Проверка свободного хода муфты выключения сцепления осуществляется перемещением вручную рычага вала вилки от регулировочной сферической гайки 15 толкателя 16 пневмогидроусилителя привода сцепления (при этом необходимо отсоединить пружину от рычага).
Если свободный ход рычага, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то его отрегулируйте сферической гайкой толкателя пневмогидроусилителя до величины 3,7-4,6 мм, что соответствует свободному ходу муфты выключения сцепления 3,2-4 мм.
Затем произведите проверку полного хода толкателя пневмогидроусилителя нажатием на педаль сцепления до упора, при этом полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм, при меньшей величине хода не обеспечивается полное выключение сцепления.
При недостаточном ходе толкателя пневмогидроусилителя проверьте свободный ход педали сцепления, количество жидкости в главном цилиндре и бачке привода сцепления, а при необходимости проведите прокачку гидросистемы привода сцепления.
Свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен быть 6-12 мм.
Замерять его следует в средней части площадки педали сцепления.
Если свободный ход выходит за пределы, указанные выше, отрегулируйте зазор «А» между поршнем, и толкателем поршня главного цилиндра.
Регулирование зазора между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра проведите эксцентриковым пальцем 9 (см. рис. 1), который соединяет верхнюю проушину толкателя 8 с рычагом 7 педали.
Регулируйте зазор при положении, когда оттяжная пружина прижимает педаль сцепления к верхнему упору 10.
Поверните эксцентриковый палец так, чтобы перемещение педали от верхнего упора, до момента касания толкателем поршня составило 6-12 мм, затем затяните и зашплинтуйте корончатую гайку.
Смазывание сцепления
Втулки вала вилки выключения сцепления смазывайте через две пресс-масленки 5, а подшипник муфты выключения сцепления - через пресс-масленку 6, сделав шприцем не более трех ходов. В противном случае излишки смазки могут попасть в картер сцепления.
Контроль уровня жидкости «Нева» в компенсационном бачке главного цилиндра проводите визуально.
Нормальный уровень жидкости в бачке соответствует 15-20 мм от верхнего края бачка. Полный объем жидкости в гидроприводе сцепления составляет 380 см 3.
При сервисе "С" (осенью) смените жидкость в гидросистеме привода сцепления.