Кривошипно-шатунный механизм — основной рабочий механизм двигателя. Он преобразует возвратно-поступательное движение поршня, воспринимающего силу давления расширяющихся газов, во вращательное движение коленчатого вала
Элементы кривошипно-шатунного механизма условно можно разделить на две группы: неподвижные и подвижные.
К неподвижным элементам механизма относятся цилиндры, головки цилиндров, картер с подшипниками коленчатого вал и связующие детали. Все это образует корпус двигателя.
Подвижные элементы механизма: поршни с кольцами и поршневыми пальцами, шатуны с подшипниками, коленчатый вал с маховиком.
Блок цилиндров (рис. 1.) представляет собой жесткую моноблочную V-образную конструкцию, отлитую из чугуна как одно целое с верхней частью картера.
Высокая жесткость блока обеспечивается разделением картерного пространства на отдельные отсеки поперечными перегородками с силовым оребрением и низким расположением плоскости разъема с масляным поддоном (значительно ниже оси коленчатого вала).
В верхней части блока под углом 90° расположены два ряда цилиндровых гнезд под вставные гильзы с привалочными поверхностями под головки цилиндров.
Левый ряд цилиндров смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что вызвано установкой двух нижних головок шатунов на общую шатунную шейку коленчатого вала.
По всей высоте цилиндров сделаны протоки для охлаждающей жидкости, благодаря чему обеспечивается интенсивный отвод теплоты от гильз цилиндров, улучшающий охлаждение поршней и поршневых колец.
Водяные рубашки блока цилиндров и головок сообщаются через специальные отверстия в прилегающих плоскостях, уплотняемых резиновыми кольцами.
В картерной части блока имеется система каналов для подвода масла из центральной магистрали к подшипникам коленчатого и распределительного валов, деталям привода механизма газораспределения, фильтру очистки масла, центробежному фильтру, компрессору и топливному насосу высокого давления.
Гнезда в блоке под вкладыши коренных подшипников рассчитываются вместе с крышками, поэтому крышки не взаимозаменяемы и устанавливаются в строго фиксированном положении.
Картерная часть блока соединена с крышками коренных опор поперечными болтами-стяжками.
Внутри и снаружи блока цилиндров размещены детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, сборочные единицы (узлы) и системы двигателя, а также опоры, которым двигатель крепят к раме автомобиля.
Снизу блок цилиндров закрыт поддоном, который одновременно служит резервуаром для масла.
Чтобы избежать чрезмерного повышения давления или разрежения внутри картера, на блоке установлен сапун.
Гильзы цилиндров легкосъемные, изготовлены из специального чугуна с перлитной структурой центробежным литьем и объемно закалены токами высокой частоты для повышения износостойкости.
Внутренняя поверхность гильзы, обработана плосковершинным хонингованием для получения редкой сетки микротрещин, расположенных под углом к оси гильзы.
Такая обработка способствует удержанию масла во впадинах и лучшей прирабатываемости гильзы.
Центрирование гильзы в гнездах блока осуществляется с помощью верхнего и нижнего обработанных поясков.
В верхней части гильза имеет упорный бурт с выступами для установки на упорный торец блока цилиндров и надежного уплотнения газового стыка с головкой цилиндра.
Водяная полость между блоком и гильзой уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения: в верхней части — одно кольцо под буртом в проточке гильзы, в нижней части — два кольца в проточках блока.
Эти кольца несколько выступают над поверхностью пояска блока и при установке гильзы обжимаются, создавая надежное уплотнение.