Кривошипно-шатунный  механизм — основной рабочий механизм двигателя. Он  преобразует возвратно-поступательное движение поршня, воспринимающего силу давления расширяющихся газов, во вращательное движение коленчатого вала

Элементы кривошипно-шатунного   механизма условно можно разделить на две группы: неподвижные и подвижные.

К неподвижным элементам механизма относятся цилиндры, головки цилиндров, картер с подшипниками коленчатого вал и связующие детали. Все это образует корпус двигателя.

Подвижные элементы механизма: поршни с кольцами и поршневыми пальцами, шатуны с подшипниками, коленчатый вал с маховиком.

Блок цилиндров (рис. 1.) представляет собой жесткую моноблочную V-образную конструкцию, отлитую из чугуна как одно целое с верхней частью картера.

Высокая жесткость блока обеспечивается разделением картерного пространства на отдельные отсеки поперечными перегородками с силовым оребрением и низким расположением плоскости разъема с масляным поддоном (значительно ниже оси ко­ленчатого вала).

В верхней части блока под углом 90° расположены два ряда цилиндровых гнезд под вставные гильзы с привалочными поверхностями под головки цилиндров.

Левый ряд цилиндров смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что вызвано установкой двух нижних головок шатунов на общую шатунную шейку коленчатого вала.

По всей высоте цилиндров сделаны протоки для охлаждающей жидкости, благодаря чему обеспечивается интенсивный отвод теплоты от гильз цилиндров, улучшающий охлаждение поршней и поршневых колец.

Водяные рубашки блока цилиндров и головок сообщаются через специальные отверстия в прилегающих плоскостях, уплотняемых резиновыми кольцами.

В картерной части блока имеется система каналов для подвода масла из центральной магистрали к подшипникам коленчатого и распределительного валов, деталям привода механизма газораспределения, фильтру очистки масла, центробежному фильтру, компрессору и топливному насосу высокого давления.

Гнезда в блоке под вкладыши коренных подшипников рассчитываются вместе с крышками, поэтому крышки не взаимоза­меняемы и устанавливаются в строго фик­сированном положении.

Картерная часть блока соединена с крышками коренных опор поперечными болтами-стяжками.

Внутри и снаружи блока цилиндров размещены детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, сборочные единицы (узлы) и системы дви­гателя, а также опоры, которым двигатель крепят к раме автомобиля.

Снизу блок ци­линдров закрыт поддоном, который одно­временно служит резервуаром для масла.

Чтобы избежать чрезмерного повышения давления или разрежения внутри картера, на блоке установлен сапун.

Установка гильзы двигателя Камаз

Гильзы цилиндров легкосъемные, изготовлены из специального чугуна с пер­литной структурой центробежным литьем и объемно закалены токами высокой частоты  для повышения износостойкости.

Внут­ренняя поверхность гильзы, обработана плосковершинным хонингованием для по­лучения редкой сетки микротрещин, распо­ложенных под углом к оси гильзы.

Такая обработка способствует удержанию масла во впадинах и лучшей прирабатываемости гильзы.

Центрирование гильзы в гнездах блока осуществляется с помощью верхнего и нижнего обработанных поясков.

В верхней части гильза имеет упорный бурт с высту­пами для установки на упорный торец бло­ка цилиндров и надежного уплотнения га­зового стыка с головкой цилиндра.

Водяная полость между блоком и гиль­зой уплотнена резиновыми кольцами круг­лого сечения: в верхней части — одно коль­цо под буртом в проточке гильзы, в нижней части — два кольца в проточках блока.

Эти кольца несколько выступают над по­верхностью пояска блока и при установке гильзы обжимаются, создавая надежное уплотнение.