На двигателе устанавливают две головки цилиндров. Каждая головка центрируется двумя фиксирующими втулками-штифтами, запрессованными в блок цилиндров
В головках цилиндров запрессованы направляющие втулки и седла клапанов.
Втулки клапанов — металлокерамические. Внутренний диаметр втулки впускного клапана 9 +0,022 мм, а выпускного 11 +0,022 мм.
Допустимый износ отверстия направляющих втулок клапанов не должен превышать 0,05 мм. При большем увеличении внутреннего диаметра втулки ее следует заменить.
Для запасных частей клапаны выпускают стандартного размера, а втулки — с внутренним диаметром, уменьшенным на 0,3 мм, т. е. с припуском под развертывание после запрессовки в головку цилиндров.
Изношенную втулку выпрессовывают при помощи выколотки. Новую втулку запрессовывают при помощи упорной оправки со стороны коромысел.
Втулка над плоскостью под пружину клапана должна выступать не более чем на 22 мм.
После запрессовки отверстие втулки клапана развертывают до соответствующего стандартного размера.
Седла клапанов изготовлены из чугуна.
Мелкие дефекты рабочей поверхности седла можно устранить в процессе притирки клапана к седлу, а глубокие риски и другие большие дефекты — шлифованием седла с последующей притиркой клапана к седлу.
Плотность посадки клапана в седле зависит также от концентричности рабочей фаски седла и отверстия направляющей втулки.
Концентричность седла замеряют индикаторным приспособлением.
Базой является отверстие направляющей втулки клапана, а ножка индикатора скользит по рабочей поверхности седла.
Неконцентричность, допустимая без ремонта, не должна превышать 0,06 мм.
При замене седла клапанов удаляют при помощи твердосплавных зенкеров.
Перед установкой седла ремонтного размера его гнездо в головке цилиндров растачивают до размеров:
Для седла впускного клапана 49,25 +0.027 мм и выпускного - 38,75 +0,027 мм.
Перед запрессовкой в головку цилиндров седла и направляющие втулки клапанов охлаждают в твердой двуокиси углерода (сухом льде), а головку цилиндров нагревают до 160—175°С.
Холодные седла и втулки при сборке должны входить в гнезда нагретой головки цилиндров свободно или с небольшим усилием.
Под легкими ударами молотка по оправке седло и втулка клапана должны сесть на место.
Ни в коем случае нельзя заколачивать седло или втулку с большим усилием, так как при этом нарушается посадка, и в дальнейшем при работе двигателя седло или втулка могут выпасть из своего гнезда.
Операцию по установке седел и втулок в головку цилиндров необходимо выполнять быстро.
При выравнивании температур в этом соединении появляются большие натяги, при которых дальнейшая запрессовка невозможна без больших усилий.
Рабочие фаски вновь установленных седел прошлифовать концентрично отверстиям в направляющих втулках клапанов. Для этого используют специальное приспособление.
Разжимную справку устанавливают в обработанное отверстие втулки, а хвостовик оправки служит осью для шлифовального круга (привод от электродвигателя) с фаской под углом 45°.
При шлифовке должна быть обеспечена концентричность рабочей фаски седла и отверстия втулки клапана 0,03 мм (по индикатору).
Головка цилиндров, поступающая на сборку, должна быть тщательно промыта, рубашка охлаждения должна быть очищена от накипи и грязи, масляные каналы — от шлама, а выпускные каналы — от нагара.
Запрессованные в головку блока направляющие втулки клапанов должны быть номинального или одного из ремонтных размеров и маркированы краской. Размеры втулок и их маркировка указаны в табл. 1.
Расстояние от верхнего торца направляющей втулки до плоскости головки должно быть равно 24 мм.
Седла впускных и выпускных клапанов должны быть шлифованы под 45° к оси направляющих втулок.
Ширина рабочей фаски седла должна быть 1,5 - 2,0 мм.
Биение конических поверхностей всех седел клапана относительно осей отверстий направляющих втулок клапанов — не более 0,025 мм.
Запрессованные в головку цилиндров направляющие втулки клапанов по наружному диаметру могут быть номинального размера или ремонтного (увеличенного на 0,25 мм).
Таблица 1. Номинальный и ремонтные размеры направляющей втулки клапана
- Номинальный размер, маркировка - желтый, внутренний диаметр направляющей втулки клапана - 9,00 +0,022 мм;
- Первый ремонт, уменьшение диаметра на 0,20 мм, маркировка - белый, внутренний диаметр направляющей втулки клапана - 8,80 +0,022 мм;
- Второй ремонт, увеличение диаметра на 0,20 мм, маркировка - зеленый, внутренний диаметр направляющей втулки клапана - 9,20 +0,022 мм
Впускной и выпускной клапаны
Диаметры стержней клапанов должны быть номинального или одного из ремонтных размеров, приведенных в таблице.
Таблица 2. Номинальный и ремонтные размеры стержней клапанов
- Номинальный размер, маркировка - желтый, диаметр стержня впускного клапана - 9,0 -0,050 мм, диаметр стержня выпускного клапана - 9,0 -0,075 мм;
- Первый ремонт, уменьшение диаметра на 0,20 мм, маркировка - белый, диаметр стержня впускного клапана - 8,80 -0,050 мм, диаметр стержня выпускного клапана - 8,80 -0,075 мм;
- Второй ремонт, увеличение диаметра на 0,20 мм, маркировка - зеленый, диаметр стержня впускного клапана - 9,2 -0,050 мм, диаметр стержня выпускного клапана - 9,2 -0,075 мм
Рабочая фаска головки клапана должна быть шлифована под углом 45° к оси стержня.
Чистота рабочей поверхности фаски после шлифования должна соответствовать 8-му классу.
Биение рабочей поверхности фаски относительно стержня клапана не более 0,03 мм.
Сборка и установка головки цилиндров
Перед установкой клапаны и отверстия направляющих втулок должны быть тщательно протерты.
Клапаны со стержнями номинального или ремонтного размера должны быть установлены в направляющие втулки соответствующего размера.
Перед сборкой клапаны должны быть притерты к седлам в головке цилиндров.
Притирку производить пастой, состоящей из одной части микропорошка М20 ГОСТ 3647—59 и двух частей масла индустриальное 20 (веретенное).
После притирки рабочие фаски клапанов и седел должны иметь по всей окружности сплошную матовую полоску контакта шириной не менее ½ ширины фаски седла.
Притертые клапаны нумеруют по своим седлам и после не обезличивают.
После притирки детали нужно тщательно промыть.
Качество притирки должно быть проверено на герметичность (при избыточном давлении в 0,05 кГ/см 2 количество воздуха, пропускаемого клапаном, может быть не более 12 см 3 в минуту).
Порядок расстановки шпилек крепления стоек оси коромысел и выпускного трубопровода:
а) шпильки стоек М10х1 L = 112 мм — две крайние;
шпильки стоек М10х1 L = 80 мм — две средние;
б) шпильки крепления впускного трубопровода:
- крайние М10х1 L = 30 мм;
- средние М10х1 L = 42 мм.
Перед установкой головки цилиндров в сборе с клапанами и выпускным трубопроводом шпильки крепления головки должны быть ввернуты в блок до отказа в порядке, указанном на рис. 1 и таблице.
Прокладка головки цилиндров не должна иметь трещин и выкрашивании асбеста.
Перед постановкой головку нужно тщательно продуть сжатым воздухом.
Головка цилиндров должна быть свободно без ударов надета на шпильки и установлена на два штифта.
При затяжке гаек шпилек головки цилиндров придерживаться порядка, указанного на рис. 1.
Гайки затягивают в два приема предварительно и окончательно.
Момент затяжки должен быть в пределах 7,3—7,8 кГм.
Окончательную затяжку нужно производить на холодном двигателе.
После горячей обкатки и полного остывания двигателя проверить момент затяжки, который должен быть 7,3—7,8 кГм.
При подтягивании гаек головки цилиндров гайки крепления впускного трубопровода ослабить.
Таблица 3. Порядок установки шпилек крепления головки цилиндров
Номер шпилек по порядку / размер шпильки и ее номер:
- 12-5-3-11 / 291859-П; М11х1L=170;
- 3-1-7-16 / 291860-П; М11х1L=208;
- 17-10-2-9-18 / 291826-П; М11х1L=195;
- 13-4-6-14 / 291823-П; М11х1L=108;
- 15 в правом ряду цилиндра / 291826-П; М11х1L=208;
- 15 в левом ряду цилиндра / 291826-П; М11х1L=195
Сборка и установка оси с коромыслами и стойками
Перед сборкой внутреннюю полость оси коромысел тщательно очистить от шлама, грязи и т. п. и продуть сжатым воздухом. Наружную поверхность протереть салфеткой и смазать тонким слоем веретенного масла.
Собранные коромысла на оси должны свободно проворачиваться без заеданий.
Регулировочный винт должен свободно без заеданий ввертываться в коромысло.
Оси коромысел с коромыслами и стойками в сборе устанавливать на шпильки головки блока так, чтобы в гнезда коромысел вошли головки штанг толкателей.
Зазор между клапанами и коромыслом на холодном двигателе должен быть в пределах 0,25—0,30 мм.
Регулировку зазора производить в следующем порядке: повернуть коленчатый вал в положение, соответствующее в. м. т. хода сжатия в первом цилиндре, для чего:
- - закрыть пальцем отверстие для свечи первого цилиндра, повернуть коленчатый вал до начала выхода сжатого воздуха из-под пальца. Это произойдет в начале хода сжатия;
- - осторожно повернуть коленчатый вал до совпадения риски на шкиве коленчатого вала с центральной риской указателя в. м. т. (рис. 2), расположенного на передней крышке блока, и отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами первого цилиндра.
Затем, поворачивая коленчатый вал каждый раз на 90˚, отрегулировать зазоры клапанов остальных семи цилиндров в порядке их работы 5-4-2-6-З-7 и 8.