Неисправности в системе пуска проявляются в ненормальной работе стартера. Можно выделить пять основных неисправностей стартера:
Стартер не включается
Причина - нарушение контактных соединений, обрыв или короткое замыкание в цепях включения стартера, неисправность тягового реле.
При включении стартера слышны многократные щелчки.
Причина - неисправность удерживающей обмотки тягового реле, сильно разряжена аккумуляторная батарея, ослаблены контактные соединения в цепи стартера.
Стартер включается, но его якорь либо не вращается, либо вращается медленно
Причина - разряжена аккумуляторная батарея, нарушение контактных соединений, подгорание контактов тягового реле, загрязнение коллектора или изношенность щеток, междувитковое или короткое замыкание в обмотках.
Стартер включается, якорь его вращается, но маховик остается неподвижным
Причина - ослабление крепления стартера к картеру сцепления, повреждение зубьев маховика или шестерни привода, пробуксовка муфты свободного хода привода, поломки рычага, поводкового кольца или буферной пружины привода стартера.
Стартер не выключается после пуска двигателя
Причина - неисправность муфты свободного хода стартера, спекание контактов тягового реле. В случае такой неисправности немедленно остановите двигатель!
- Коленчатый вал не проворачивается стартером
Аккумуляторная батарея разряжена. Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В.
При включении стартера из-под капота может раздаваться треск. Зарядите батарею; если она не заряжается — замените
- Снижение емкости аккумуляторной батареи
Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6—3 в. при этом из-под капота может раздаваться треск.
Убедитесь, что в стартере нет замыкания см. ниже. Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна — замените
- Окисление клемм аккумуляторной батареи, неплотная их посадка
При включении стартера натяжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи.
При включении стартера из-под капота может раздаваться треск. Обожмите клеммы, зачистите контакты, смажьте их любой пластичной смазкой
- Загустевшее масло в двигателе (зимой)
Посмотрите на масло на масляном щупе. Замените масло на соответствующее климатическим условиям
- Заклинивание двигателя
Проверьте свободное вращение коленчатого вала, генератора, насоса охлаждающей жидкости. Отремонтируйте двигатель, генератор, замените насос охлаждающей жидкости
- Неисправна цепь управления тяговым реле стартера: повреждены провода, окислены или ослабли наконечники, не замыкаются контакты “30” и “50” выключателя зажигания или реле включения стартера.
При поворачивании ключа в положение *стартер тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли при этом напряжение +12 В на управляющий контакт тягового реле.
Зачистите, обожмите наконечники проводов; замените неисправный выключатель зажигания или его контактную часть, реле включения стартера
- Замыкание или обрыв во втягивающей обмотке реле стартера
Заедание якоря реле (перекос якоря, загрязнение поверхностей, коррозия и т п.).
При поворачивании ключа в положение “стартер” тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом), но +12 В подается на управляющий контакт тягового реле.
Снимите стартер, реле, проверьте его работу. Неисправное тяговое реле замените
- Окислены контакты тягового реле или проводов, плохой контакт «массы»
При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается.
Проверьте омметром сопротивление цепи аккумуляторная батарея — стартер, в том числе и провод массы, если цепи исправны, снимите стартер и проверьте работу его реле.
Подтяните наконечники проводов, обожмите клеммы. Неисправное тяговое реле замените
- Обгорание, загрязнение или сильный износ коллектора, зависание щеток или их износ.
Убедитесь в исправности тягового реле. Можно подать питание к стартеру, минуя реле. (Избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи!)
На снятом стартере проверьте усилие прижима щеток к коллектору, их остаточную высоту, износ коллектора.
Зачистите коллектор мелкозернистой стеклянной шкуркой, промойте неэтилированным бензином, обеспечьте свободное перемещение щеток в гнездах. При сильном износе коллектора замените стартер
- Обрыв или замыкание в обмотке якоря
Убедитесь в исправности тягового реле. Можно подать питание к стартеру, минуя реле. (Избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи!)
Обмотка якоря проверяется после разборки стартера омметром или по потемнению изоляции. Замените стартер
- Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке реле стартера
При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее и на управляющем контакте тягового реле в пределах нормы.
Реле проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву. Замените тяговое реле стартера
- Пробуксовка муфты свободного хода
При включении стартера якорь вращается, маховик неподвижен.
Предварительно убедитесь, что тяговое реле исправно и шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика (на снятом стартере шестерня не заедает на оси, зубья венца маховика в хорошем состоянии). Замените муфту или стартер
- Повреждены шестерня муфты стартера или зубья венца маховика
Осмотр после разборки узлов. Замените стартер или венец маховика (можно перепрессовать старый венец, перевернув его неизношенной стороной)
- Зубчатый венец проворачивается на маховике
Визг, вой со стороны картера сцепления (при включении стартера зубчатый венец вращается, маховик неподвижен; коленчатый вал может проворачиваться рывками, с пробуксовкой).
Закерните маховик возле посадочного места венца или замените. Маховик заменяется только в сборе с коленчатым валом и корзиной сцепления
- Сильный шум при работе стартера
Стартер закреплен на двигателе с перекосом, ослабло его крепление или сломана крышка со стороны привода
Осмотр. Подтяните резьбовые соединения указанным моментом, замените сломанные, изношенные детали или стартер в сборе
Ослабло крепление полюса стартера (за него задевает якорь)
Разберите стартер, осмотрите, проверьте соосность полюсов и зазор между ними и якорем
Подтяните крепление полюсов или замените стартер
- Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря
Осмотр после разборки стартера
Замените стартер
- Зубчатый венец проворачивается на маховике
При включении стартера зубчатый венец вращается, маховик неподвижен. Визг со стороны картера сцепления
Закерните маховик возле посадочного места венца или замените. Маховик заменяется только в сборе с коленчатым валом и “корзиной” сцепления
- Изношены зубья шестерни привода стартера или, чаще, венца маховика
Осмотр
Замените стартер или венец маховика (можно перепрессовать старый немец, перевернув его неизношенной стороной)
- Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: заедание рычага привода; ослабление или поломка пружины муфты свободного хода или тягового реле стартера; заедание муфты на шлицах вала якоря или сердечника тягового реле; неисправность выключателя зажигания (не размыкаются контакты «30» и «50»), неисправно реле включения стартера
Проверка снятого стартера, осмотр после разборки. Работу выключателя зажигания можно проверить омметром или визуально, сняв его контактную часть
Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе; контактную группу выключателя зажигания или выключатель в сборе, реле включения стартера