Сцепление рычажного типа — сухое, однодисковое, состоит из кожуха в сборе с нажимным диском, рычагом выключения сцепления, опорными вилками, пружинами и ведомого диска в сборе с фрикционными накладками

Кожух сцепления закреплен на маховике коленчатого вала шестью центрирующими (специальными) болтами.

Пружинно-рычажное сцепление и привод его выключения: 1 - главный цилиндр привода выключения сцепления; 2 - картер сцепления; 3 - фрикционные накладки ведомого диска; 4 - пружина педали; 5 - теплоизолирующая шайба; 6 - пружина внешняя; 7 - пружина внутренняя; 8 - шток главного цилиндра; 9 - педаль; 10 - кожух; 11 - подшипник выключения сцепления; 12 - муфта выключения сцепления; 13 - первичный вал; 14 - шаровая опора вилки; 15 - сферическая гайка; 16 - вилка; 17 - опорная вилка; 18 - шток рабочего цилиндра; 19 - рабочий цилиндр; 20 - прокачной штуцер; 21 - нажимной диск; 22 - игольчатые подшипники; 23 - рычаг выключения сцепления; 24 - болт маховика; 25 - коленчатый вал; 26 - ведомый диск; 27 - маховик

Усилие девяти двойных нажимных пружин создает необходимую силу трения на поверхностях фрикционных накладок и обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через кожух и нажимной диск на ведомый диск сцепления и первичный вал коробки передач.

Рычаги выключения сцепления шарнирно закреплены на кожухе с помощью сферических регулировочных гаек, посредством которых производится также установка концов рычагов выключения сцепления в одной плоскости.

Ведущий диск сцепления на заводе балансируется в сборе с коленчатым валом и маховиком двигателя, поэтому при его снятии и установке необходимо совмещать метки (0) на маховике и кожухе сцепления.

Ведомый диск сцепления: 1 - нажимная пружина; 2 - теплоизолирующая шайба; 3 - фрикционная шайба; 4, 5 - заклепки; 6, 11 - диски; 7 - фрикционные накладки; 8 - пластинчатая пружина; 9 - пружина демпфера; 10 - палец; 12 - ступица; 13 - балансировочный грузик

Ведомый диск сцепления  снабжен фрикционным гасителем крутильных колебаний, состоящим из стальной фрикционной шайбы 3, сидящей на лысках ступицы 12 и зажатой между диском 6 и теплоизолирующей шайбой 2.

Гашение колебаний происходит благодаря трению между этими деталями при повороте диска 6 с фрикционными накладками относительно ступицы.

Постоянство усилия сжатия шайбы 3, а следовательно, и постоянство момента трения в гасителе обеспечивается пластинчатой нажимной пружиной 1 зафиксированной в канавке ступицы ведомого диска.

Наружный диаметр фрикционной накладки 225 мм, внутренний — 150 мм, толщина накладки 3,5 мм.

Размерность шлицев ступицы ведомого диска 4 и 23 и 29 мм, число шлицев — 10.

В подшипник выключения сцепления и муфту подшипника заложены специальные смазки, не требующие замены в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Привод выключения сцепления

Гидравлический привод выключения сцепления: 1 - педаль сцепления; 2 - ось толкателя; 3 - проушина толкателя; 4 - гайка; 5 - толкатель; 6 - стопорное кольцо; 7 - манжета; 8 - поршень; 9 - клапан; 10 - внутренняя манжета; 11 - пружина; 12 - обойма клапана; 13 - упорное кольцо; 14 - прокладка; 15, 16 - штуцера; 17 - бачок; 18 - главный цилиндр; 19 - упорная шайба; 20 - защитный колпак; 21 - ось педали сцепления; 22 - кронштейн; 23 - возвратная пружина; 24 - трубка; 25 - шланг; 26 - рабочий цилиндр сцепления; 27 - педаль тормоза

Техническое обслуживание сцепления

Необходимо проверять и доливать при необходимости жидкость в бачок рабочего цилиндра.

Проверять:

  • - на наличие воздуха в гидравлическом приводе сцепления;
  • - на возможное перекрытие компенсационного отверстия главного цилиндра кромкой манжеты;
  • - на закупорку компенсационного отверстия из-за засорения.

В этих случаях необходимо прокачать гидропривод, заменить манжету или промыть цилиндр.

О степени изношенности фрикционных накладок можно судить по расстоянию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении.

Если это расстояние составляет менее 6 мм, то целесообразно снять ведомый диск для осмотра и замены фрикционных накладок.

Рекомендуется при этом по возможности заменить ведомый диск в сборе с накладками.

Расстояние между маховиком и нажимным диском целесообразно проверять через 60 000 км.

Для проведения замеров необходимо установить автомобиль на смотровую канаву или подъемник и снять нижнюю штампованную часть картера сцепления.

Снятие, ремонт и установка сцепления

Для проведения ремонтных работ сцепление можно снять с автомобиля, не снимая двигатель. для этого автомобиль следует установить на эстакаду, подъемник или смотровую канаву.

Для снятия сцепления необходимо:

  • - отсоединить от коробки передач рычаг переключения передач, для чего изнутри кузова поднять к рукоятке рычага наружный резиновый уплотнитель, отвернуть колпак, расположенный на горловине механизма переключения передач, и вытащить рычаг вверх;
  • - отсоединить оттяжную пружину и трос от промежуточного рычага привода стояночного тормоза;
  • - снять карданный вал;
  • - отсоединить от коробки передач гибкий трос привода спидометра и провода включателя света заднего хода;
  • - отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра к картеру и поднять вверх рабочий цилиндр с толкателем, не отсоединяя его от трубопровода;
  • - снять вилку выключения сцепления, отвернув болт крепления рамки чехла;
  • - отвернуть болты крепления и снять штампованную нижнюю часть картера сцепления;
  • - снять соединительный кронштейн подвески трубы глушителя;
  • - отсоединить поперечину задней опоры двигателя от кронштейнов лонжеронов;
  • - отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с муфтой и подшипником выключения сцепления;
  • - снять прокладку между картером сцепления и коробкой передач;
  • - проверить наличие на маховике двигателя и кожуха нажимного диска совмещенных меток 0», если они отсутствуют, нанести их;
  • - постепенно отвернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику, проворачивая при этом коленчатый вал двигателя;
  • - вынуть ведомый и нажимной диски сцепления из картера сцепления через нижний люк.

Для снятия гидравлического привода с автомобиля необходимо:

  • - отсоединить от рабочего цилиндра выключения сцепления трубопровод;
  • - слить жидкость из гидравлической системы через отсоединенный конец трубопровода в чистый сосуд;
  • - отсоединить и снять рабочий цилиндр выключения сцепления и толкатель рабочего цилиндра;
  • - снять оттяжную пружину педали выключения сцепления;
  • - отсоединить толкатель главного цилиндра от педали, вынуть две пластмассовые втулки из проушины толкателя;
  • - расшплинтовать и отвернуть гайку оси педалей сцепления и тормоза;
  • - снять с оси педали сцепления, вынуть две пластмассовые втулки из бобышки детали;
  • - отсоединить от главного цилиндра выключения сцепления трубопровод и снять трубопровод;
  • - отсоединить и снять главный цилиндр выключения сцепления.

При разборке кожуха сцепления в сборе (если нет специального приспособления) необходимо:

  • - сделать метки на кожухе, рычагах и нажимном диске, чтобы сохранить балансировку при сборке;
Снятие кожуха сцепления
  • - положить нажимной диск на стол пресса, подложив под диск деревянную подставку для того, чтобы лапы кожуха могли перемещаться вниз.

На кожух сверху положить деревянный брусок так, чтобы он не закрывал три гайки крепления опорных вилок рычагов выключения сцепления.

Нажимая на верхний брусок, сжать пружины и разгрузить от усилий рычаги выключения сцепления;

  • - отвернуть гайки опорных вилок рычагов выключения сцепления и плавно отпустить пресс;
  • - снять кожух сцепления;
  • - снять нажимные пружины и термоизолирующие шайбы;
  • - расшплинтовать и вынуть оси рычагов выключения сцепления из ушек нажимного диска, вынуть иглы подшипников;
  • - расшплинтовать и вынуть оси рычагов выключения из опорных вилок, вынуть иглы подшипников.
Проверка биения и правка ведомого диска

Ведомый диск с новыми накладками необходимо проверить на биение плоскости трения.

Биение накладок диска, замеренное у края диска, должно быть не более 0,7 мм.  

Затем диск необходимо подвергнуть статической балансировке, применяя специальные балансировочные грузики, которые вставляют в отверстия пластины ведомого диска и расклепывают.

Количество грузиков должно быть не более трех.

Головки грузиков должны быть расположены со стороны фрикционного гасителя крутильных колебаний.

Допустимый дисбаланс ведомого диска должен быть не более 10 гсм.

Сборка кожуха с нажимным диском сцепления производится в порядке, обратном разборке.

При этом необходимо убедиться, что сделанные при разборке метки на кожухе, нажимном диске и рычагах совпадают, а нажимные пружины центрируются отбортовкам кожуха.

Для предотвращения выпадания игл из отверстий в рычагах необходимо установить резиновые шарики диаметром 85-8,0 мм или обильно смазать иглы консистентной смазкой.

Нажимные пружины во избежание перекоса нажимного диска и для создания необходимого нажимного усилия должны быть установлены только с требуемой нагрузкой  и одной группы.

Регулировка рычагов выключения сцепления: 1 - нажимной диск; 2 - рычаг выключения сцепления; 3 - шайба; 4 - маховик

После сборки отрегулировать положения оттяжных рычагов.

Если нет специального приспособления, указанную операцию можно выполнить, используя снятый маховик.

В этом случае нажимной диск, собранный с кожухом сцепления, устанавливают на рабочую поверхность маховика.

Между нажимным диском и маховиком в трех местах помещают шайбы одинаковой толщины — 8 мм.

Завертывая или отвертывая регулировочные сферические гайки опорных вилок, добиться, чтобы размер от торца маховика до конца каждого рычага был равен (51±0,25) мм

После регулировки зачеканить (раскернить) металл хвостовика каждой сферической гайки в прорезь опорной вилки.

Если при сборке заменялись рычаги выключения, кожух или нажимной диск, то необходимо произвести статическую балансировку кожуха с нажимным диском в сборе путем высверливания металла из бобышек нажимного диска, служащих для установки нажимных пружин.

Глубина сверления от края бобышки должна быть не более 25 мм, включая конус сверла. допустимый дисбаланс нажимного диска — не более 25 гсм.

Сборка гидравлического привода выключения сцепления - производится в порядке, обратном разборке.

Перед сборкой зеркало цилиндра должно быть смазано касторовым маслом или свежей тормозной жидкостью.

При сборке главного цилиндра необходимо проверить, что возвратная пружина легко возвращает поршень в исходное положение.

Далее следует проверить при помощи мягкой проволоки диаметром 0,3-0,5 мм, не перекрывает ли манжета компенсационное отверстие.

Использование главного цилиндра с перекрытым компенсационным отверстием недопустимо.

При сборке рабочего цилиндра нужно убедиться, что пружина легко перемещает поршень в цилиндре.

Заполнение гидравлического привода жидкостью

  • - заполнить бачок главного цилиндра тормозной жидкостью до нормального уровня (15-20 мм ниже верхней кромки бачка);
  • - снять защитный колпачок с головки клапана прокачки рабочего цилиндра и надеть на головку резиновый шланг;
  • - погрузить свободный конец шланга в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный наполовину;
  • - создать в системе давление, резко нажав 4-5 раз с интервалом 1-2 сек. на педаль сцепления;
  • - удерживая педаль нажатой, отвернуть на 1/2-3/4 оборота клапан прокачки рабочего цилиндра, следя за тем, чтобы свободный конец шланга оставался погруженным в жидкость. Жидкость с пузырьками воздуха будет выходить в сосуд;
  • - после того как истечение жидкости в сосуд прекратится, завернуть клапан до отказа, а затем отпустить педаль;
  • - проверить наличие жидкости в бачке главного цилиндра.

Не допускать во время прокачки снижения уровня жидкости в бачке более чем до 2/3 от нормального и добавлять жидкость по мере необходимости;

  • - повторять указанные операции до тех пор, пока не будет выходить из шланга жидкость без пузырьков воздуха;
  • - удерживая педаль нажатой, завернуть клапан прокачки рабочего цилиндра до отказа и затем плавно отпустить педаль;
  • - снять с головки клапана шланг и надеть на головку клапана резиновый колпачок;
  • - долить жидкость в бачок главного цилиндра до нормального уровня.

Нельзя доливать в бачок главного цилиндра жидкость, выпущенную при прокачке гидропривода, так как в ней содержится воздух.