Причинами неисправности главного тормозного цилиндра являются износ или потеря эластичности манжет, износ рабочих поверхностей цилиндра и поршней, разбухание манжет от попадания в систему минеральных масел, засорение компенсационных отверстий
Если уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра уменьшился, а при осмотре соединений трубопроводов и узлов, включая тормозные механизмы, течь тормозной жидкости не обнаружена, то в этом случае утечка тормозной жидкости возможна через наружную манжету 8 (см. рис. 1) в полость А1 вакуумного усилителя.
Если педаль тормоза при приложении к ней усилия около 200-300 Н (20-30 кгс) сначала переместится приблизительно на половину хода, а затем под неизменным усилием постепенно будет перемещаться к полу кабины, то в этом случае повреждены главные манжеты 14 или разделительные 16.
Дефекты разделительных манжет можно обнаружить, для этого следует из бачка слить жидкость ниже уровня разделительной перегородки на 10-15 мм в каждой секции.
Если после нажатия на педаль тормоза 3-5 раз уровень жидкости в секциях изменится, то это указывает на перетекание жидкости из одной секции в другую, что возможно только при износе разделительных манжет.
В случае разбухания манжет происходит, как правило, нерастормаживание системы из-за перекрытия главными манжетами 14 компенсационных отверстий.
Для определения этой неисправности достаточно отсоединить трубки от главного цилиндра.
Если после вытекания жидкости из рабочих полостей утечка прекращается и уровень в бачке не уменьшается, то компенсационные отверстия перекрыты манжетами или засорились.
В этих случаях главный цилиндр следует снять с автомобиля и разобрать.
Снятие и разборка главного тормозного цилиндра
Снятие и разборку главного тормозного цилиндра необходимо выполнять в следующем порядке:
Во избежание попадания грязи в главный тормозной цилиндр тщательно очистить места подсоединения трубопроводов к главному тормозному цилиндру.
Отсоединить колодку 2 с проводами от датчика уровня тормозной жидкости, установленного в крышке 1 бачка главного цилиндра, и снять крышку.
Отвернуть гайки 3 крепления и отсоединить трубопроводы от главного цилиндра. Заглушить отверстия трубопроводов.
Отвернуть болт 1 крепления кронштейна 2 усилителя к брызговику.
Отвернуть две гайки 3 крепления главного тормозного цилиндра 4 к вакуумному усилителю, снять главный цилиндр с кронштейном.
При этом следить, чтобы не выпал резиновый уплотнитель между цилиндром и вакуумным усилителем.
Перевернуть главный цилиндр и слить в емкость тормозную жидкость из бачка.
Затем несколько раз нажать на поршень главного цилиндра, удалив тем самым из него жидкость.
- - отсоединить бачок от главного тормозного цилиндра и извлечь из корпуса цилиндра соединительные резиновые втулки 3 с трубками 2;
- - отвернуть пробку 20, извлечь пружину 19 с упорной шайбой 18. Нажать на поршень 10, после чего поршень 17 с манжетами 14 и 16 можно извлечь рукой;
- - снять стопорное кольцо 11 щипцами 7814-5593 или специальными плоскогубцами;
- - извлечь рукой за хвостовик поршень 10 в сборе.
Снять с поршня направляющую втулку 9, наружную манжету 8 и упорное кольцо 7.
Не рекомендуется без необходимости вывертывать винт 3 (рис. 4) держателя.
После разборки необходимо внимательно осмотреть детали главного тормозного цилиндра и убедиться в том, что зеркало цилиндра и рабочие поверхности поршней совершенно чистые и на них отсутствует ржавчина, риски и другие дефекты.
При дефектах, вызывающих значительное изменение внутреннего диаметра цилиндра, или при одностороннем его износе заменить корпус новым.
Резиновые манжеты рекомендуется заменять новыми при каждой разборке главного тормозного цилиндра.
Перед сборкой главного тормозного цилиндра промыть все детали в спирте или чистой тормозной жидкостью.
Не допускать попадания минеральных масел, бензина, керосина или дизельного топлива на детали, так как при этом могут быть повреждены резиновые манжеты.
Сборка главного тормозного цилиндра
Для сборки главного тормозного цилиндра необходимо:
- - установить манжеты на поршни, как показано на рис. 5;
- - смазать зеркало цилиндра тормозной жидкостью;
- - собрать первичный поршень 6 (см. рис. 6), проверить размер (19±0,275) мм (не регулируется);
- - смазать манжету 14 (см. рис. 1) свежей тормозной жидкостью и вставить поршень 10 в корпус главного цилиндра;
- - вставить упорное кольцо 7, наружную манжету 8, направляющую втулку 9 и стопорное кольцо 11, используя щипцы или плоскогубцы;
- - установить на поршень 17 разделительные манжеты 16, шайбу 13 поршня, главную манжету 14, упорную шайбу 18 и пружину 19;
- - смазать манжеты свежей тормозной жидкостью и вставить поршень в корпус цилиндра;
- - преодолевая сопротивление пружины 19, завернуть пробку 20 с прокладкой;
- - установить соединительные втулки 3 с трубками 2 в корпус цилиндра, предварительно смазав их свежей тормозной жидкостью;
- - установить бачок 4 на соединительные втулки 3;
- - установить главный тормозной цилиндр на вакуумный усилитель, предварительно проверив состояние уплотнительного кольца 12, и при необходимости заменить его;
- - залить тормозную жидкость в бачок и прокачать систему. Перед установкой в главный тормозной цилиндр новых деталей с последних необходимо тщательно удалить консервационную смазку, чтобы исключить попадание ее в тормозную систему.