Силовой агрегат, в зависимости от модели и комплектации, может комплектоваться сцеплением нескольких моделей
Сцепление предназначено для:
- плавного трогания с места транспортного средства за счет обеспечения постепенного наращивания нажимного усилия на поверхности трения сцепления при отпускании педали привода сцепления водителем;
- надежной передачи крутящего момента двигателя к трансмиссии (без пробуксовки) при полностью включенном сцеплении;
- кратковременного разъединения двигателя от трансмиссии в момент переключения передач и в других необходимых случаях.
Основным условием надежной работы сцепления на транспортном средстве является знание особенностей устройства сцепления и его привода, а также строгое выполнение указаний по их эксплуатации и уходу за ними.
При эксплуатации транспортного средства особое внимание уделяйте следующему:
- не допускайте эксплуатации с неисправным сцеплением и приводом выключения сцепления;
- не открывайте люки картера сцепления при работающем двигателе;
- при установке нажимного диска с кожухом на маховик двигателя, обеспечивайте надежную затяжку болтов крепления кожуха к маховику;
- выполняйте другие правила эксплуатации сцепления.
Устройство и работа сцепления
Диафрагменное сцепление (рис. 1) состоит из ведущих и ведомых частей, а также деталей механизма выключения сцепления, устанавливаемых в картер сцепления.
Ведущая часть сцепления – нажимной диск 2 с кожухом, который устанавливается на маховик двигателя и крепится болтами М10 (12 шт.) на диаметре 450 мм.
Центрирование осуществляется по цилиндрической проточке диаметром 475 мм на маховике и кожухе сцепления.
Нажимной диск соединен с кожухом при помощи 4-х пакетов пластин, обеспечивающих центрирование, осевое перемещение и передачу крутящего момента от кожуха к нажимному диску.
Для исключения проворота диафрагменной пружины относительно кожуха и нажимного диска на последнем установлено 6 пар втулок со специальными скобами.
Применение этих скоб позволяет сохранять постоянный контакт нажимного диска с пружиной и обеспечивать отход первого при выключении сцепления.
Ведомая часть - диск ведомый 1 устанавливается между маховиком и нажимным диском и центрируется по шлицам первичного вала коробки передач.
В сцеплениях данного типа применен ведомый диск с демпфером пружинно-фрикционного типа с упругим креплением одной из фрикционных накладок.
Благодаря этому, сцепление снижает динамические нагрузки на трансмиссию при резких включениях (трогание с места, переключение передач), а также, исключает резонансные явления и снижает максимальные "пиковые" значения крутящего момента при установившемся движении транспортного средства.
Крепление фрикционных накладок показано на рис. 2.
Механизм выключения сцепления состоит из муфты 4 (рис.1) с подшипником, вилки 6 и валика 8. Муфта соединена через упорное кольцо 3 с диафрагменной пружиной с помощью запорного устройства.
Оттяжная пружина 7 (рис.1) исключает проворот и осевые перемещения втулки 7 относительно упорного кольца 1 (рис.3).
По мере износа фрикционных накладок муфта выключения сцепления 4 перемещается вместе с пружиной в сторону маховика, при этом конструкция привода выключения сцепления автомобиля или другого транспортного средства обеспечивает поворот вилки 6 (рис.1) по часовой стрелке после выбора зазора между лапками вилки и муфтой за счет периодической регулировки привода или постепенный поворот за счет конструкции гидропривода.
Конструкция запорного устройства показана на рис. 3.
Она включает в себя упорное кольцо 1, втулку подшипника муфты 7 с фасонной канавкой, пружинное кольцо 2 круглого сечения, а также замковое кольцо 5.
Упорное кольцо 1 устанавливается на диафрагменную пружину при сборке нажимного диска с кожухом и удерживается за счет пружинной шайбы 3 и стопорного кольца 4. На рисунке муфта заперта (соединена) с упорным кольцом.
Внутри втулки подшипника муфты 7 установлено предохранительное кольцо 6, имеющее снаружи выступающий ус, препятствующий случайному рассоединению муфты выключения сцепления и упорного кольца 1.
Выключение сцепления обеспечивается поворотом вала по часовой стрелке. Допустимое направление перемещения муфты и поворота вала для выключения сцепления показано на рис. 1 стрелками.
Перемещение муфты и поворот вала в обратном направлении не допустимо.
Особенности эксплуатации сцепления
Долговечность и надежность сцепления при работе транспортного средства зависит от нагрузок, действующих на детали сцепления, которые в свою очередь определяются спецификой использования сцепления в процессе эксплуатации.
Для снижения работы трения (буксование) и нагрева деталей сцепления выполняйте следующие требования:
- при трогании с места использовать 1-ю передачу в коробке передач;
- отпускание педали сцепления осуществляйте при минимально возможной частоте вращения коленчатого вала;
- выбирать оптимальный темп (скорость) отпускания педали сцепления таким образом, чтобы время трогания было возможно минимальным, а транспортное средство при этом начинало трогаться без "рывков" и "дерганий";
- при маневрировании транспортного средства (проезды узких мест, заезды на смотровые ямы, эстакады, в боксы и т.д.) не допускать регулирования скорости пробуксовкой сцепления (педаль привода сцепления частично выжата);
- выполнять в срок и в полном объеме требования по техническому обслуживанию сцепления;
- не допускать эксплуатации с неисправным приводом выключения сцепления, с наличием пробуксовки сцепления при полностью отпущенной педали, а также при наличии "ведения".
Эксплуатация с пробуксовкой приводит к повышенному износу фрикционных накладок, появлению трещин на маховике и нажимном диске от повышенного нагрева.
Эксплуатация с ведением приводит к затрудненному включению передач и износу деталей синхронизаторов коробки передач.
К одной из особенностей эксплуатации сцепления относится то, что появляющиеся его неисправности (пробуксовка, ведение, замедленное включение и др.) часто связаны с нарушением нормальной работы механизма выключения сцепления, поэтому его необходимо периодически проверять и проводить своевременно техническое обслуживание.
Техническая характеристика сцепления
Модель - ЯМЗ-183
Тип сцепления - сухое, фрикционное, однодисковое, с диафрагменной вытяжной пружиной и накладками на безасбестовой основе
Крутящий момент двигателя, Н·м (кгс·м):
- - минимальный 1100 (112);
- - максимальный 1400 (143)
Диск ведомый сцепления с демпфером, пружинно-фрикционного типа, с упругим креплением одной из фрикционных накладок
Размеры фрикционных накладок, мм:
- - наружный диаметр 430;
- - внутренний диаметр 240;
- - толщина 4,3
Диаметр пояса нажимного диска Dн - 320 мм
Толщина нажимной пружины Т - 5 мм
Шлицы ступицы ведомого диска:
- - число шлиц 10
- - внутренний диаметр 34 мм
- - наружный диаметр 42 мм
- - ширина впадины 6 мм
Ход муфты выключения сцепления, необходимый для выключения, мм:
- - минимальный 11
- - максимальный 13
Отход нажимного диска при выключении, не менее 2,3 мм
Подшипник муфты выключения - шариковый радиальный 70-117 ГОСТ 8338-75
Усилие на муфте выключения сцепления, кгс не более 560
Крутящий момент на валу вилки выключения сцепления, Нм не более 600
Смазка подшипников муфты и опор вала вилки выключения ШРУС - 4М ТУ 38401-58-128-95, ШРУС-4 ТУ 0254-001-05766076-98.
Техническое обслуживание сцепления
Виды и периодичность технического обслуживания сцепления соответствуют видам и периодичности технического обслуживания двигателя.
Техническое обслуживание сцепления включает ежедневную проверку работы сцепления на транспортном средстве, а также, через одно ТО-1 (через 500 часов) и при каждом ТО-2 производить смазку муфты выключения сцепления с подшипником и валика вилки выключения сцепления.
Ежедневная проверка работы сцепления на транспортном средстве включает проверку на наличие пробуксовки, «ведения» и посторонних шумов и стуков.
Пробуксовка сцепления выявляется в процессе переключения передач, когда после отпускания педали сцепления и резкого увеличения частоты вращения коленчатого вала скорость транспортного средства не повышается.
"Ведение" сцепления (неполное выключение) имеет несколько характерных признаков:
- включение синхронизированных передач затруднено;
- включение несинхронизированных передач происходит с характерным скрежетом в коробке передач;
- транспортное средство с включенной низшей передачей и выжатой педалью привода сцепления движется.
Смазка в муфту подается через масленку шланга до появления смазки в зазоре между втулкой подшипника и отражательной шайбой.
Смазка валика вилки выключения сцепления производится через две пресс-масленки, сделав шприцем по два хода.
Для обеспечения нормальной работы сцепления периодически контролировать правильность регулировки привода сцепления.
Периодичность и порядок контроля и регулировки привода сцепления определяется руководством по эксплуатации транспортного средства.
Установка сцепления на двигатель
Установка сцепления на двигатель производится в следующем порядке:
- С помощью специальной оправки установить на маховике ведомый диск, при этом фрикционная накладка, приклепанная к пружинной пластине, должна быть расположена к нажимному диску, а удлиненная часть ступицы - наружу (от двигателя).
- Установить нажимной диск с кожухом в сборе, обеспечив соосность крепежных отверстий кожуха сцепления и маховика.
- Завернуть вручную болты крепления сцепления на глубину не менее 4 мм.
- Произвести затяжку болтов крепления сцепления с Мкр 60-70 Нм в несколько приемов, равномерно подтягивая нажимной диск с кожухом к маховику, не допуская значительных перекосов нажимной (диафрагменной) пружины.
- С помощью специальной оправки сцентрировать кольцо 3 (рис. 3) относительно оси коленчатого вала двигателя.
Конструкция запорного устройства механизма выключения сцепления требует выполнения особых правил установки коробки передач на двигатель.
Основные положения запорного устройства показаны на рис. 4.
Установка коробки передач и введение муфты выключения сцепления в зацепление с упорным кольцом диафрагменной пружины производится в следующем порядке (рычаг расположен слева по двигателю):
- Повернуть замковое кольцо 5 на муфте таким образом, чтобы его выступы не совпадали с пазами втулки подшипника муфты (положение "а").
- Убедиться, что муфта выключения сцепления отведена до упора в крышку подшипника первичного вала коробки передач пружиной 7 рис. 1.
- Установить коробку передач и закрепить двумя болтами.
Внимание! При установке коробки передач не допускать перемещения муфты выключения сцепления в сторону маховика после ее соединения с нажимной пружиной.
- Переместить муфту выключения сцепления к упорному кольцу до упора, для чего с помощью технологического рычага повернуть вал вилки выключения сцепления против часовой стрелки.
Пружинное кольцо при этом попадает в фасонную канавку упорного кольца (положение "б", рис. 4).
- Поворачивая вал вилки выключения сцепления по часовой стрелке, переместить муфту в направлении от двигателя (положение "в" рис. 4).
- Убедиться, что муфта выключения сцепления введена в зацепление с упорным кольцом приложением к муфте дополнительного усилия в направлении от двигателя.
- Окончательно закрепить коробку передач.
Проверка качества установки сцепления (отсутствие "ведения", контроль величины крутящего момента на валу вилки) осуществляется на неработающем двигателе.
Для этого необходимо повернуть вал вилки на угол 9º30-11º по часовой стрелке, что соответствует перемещению муфты на 11-13 мм от двигателя.
При этом выходной вал коробки передач, при включенной передаче, должен вращаться при приложении крутящего момента не более 5 Нм (0,5 кгс·м).
Поворот вала вилки выключения сцепления по часовой стрелке показан на рис. 1.
Снятие сцепления с двигателя
Снятие сцепления с двигателя с установленной коробкой передач производится в следующем порядке:
- Отвернуть гайку крепления шланга смазки.
- Протолкнуть шланг смазки в полость картера сцепления.
- Снять коробку передач, при этом муфта выключения сцепления останется на упорном кольце диафрагменной пружины.
- Совместить полукруглый паз на муфте выключения сцепления в передней ее части с выступающим усом предохранительного кольца 6 (рис. 3) и, утопив его каким-либо предметом, удерживать в утопленном положении через центральное отверстие муфты выключения сцепления.
- Повернуть замковое кольцо 5 (рис. 4) относительно втулки 6 так, чтобы выступы кольца совпали с пазами втулки (положение "г").
- Протолкнуть муфту в сторону маховика до упора, при этом пружинное кольцо 4 выйдет из фасонной канавки упорного кольца и встанет в прямоугольную (положение "д").
- Отсоединить муфту, для чего переместить ее в обратном направлении (от маховика), при этом пружинное кольцо останется в прямоугольной канавке упорного кольца (положение "е"), а затем из нее извлекается.
- Снять нажимной диск с кожухом, для чего отвернуть болты крепления сцепления, постепенно в несколько приемов, не допуская значительных перекосов нажимной пружины.
Возможные неисправности и способы устранения
Неисправность - Способ устранения
Пробуксовка
Износ фрикционных накладок ведомого диска - Заменить накладки или ведомый диск в сборе
Попадание масла на поверхности трения сцепления через уплотнения двигателя или коробки передач - Удалить масло с поверхностей трения, устраните течь масла
Поломка нажимной пружины - Заменить нажимную пружину или нажимной диск с кожухом и пружиной в сборе
Сцепление частично выключено из-за неисправности привода выключения - Устранить неисправность привода выключения сцепления в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства.
«Ведение»
Привод выключения сцепления не обеспечивает необходимого хода муфты выключения - Проверить работу привода выключения сцепления и устранить неисправности
Коробление нажимного диска - Заменить нажимной диск с кожухом в сборе
Использование ведомого диска после ремонта с недопустимым биением и кривизной - Заменить ведомый диск
Разрушение накладки ведомого диска - Заменить накладки или ведомый диск
Выделяющийся шум в месте расположения сцепления
Отсутствие смазки в подшипнике муфты выключения или его износ - Смазать муфту выключения сцепления через масленку, если шум не устранился - заменить муфту с подшипником