Система выпуска состоит из выпускного коллектора, выполненного заодно с катколлектором, дополнительного и основного глушителей и соединяющих их труб
В верхней части катколлектора установлен датчик концентрации кислорода (лямбда – зонд).
Для автомобилей Euro-3 применяются два датчика концентрации кислорода.
Диагностический датчик устанавливается после нейтрализатора в нижней части катколлектора.
Каталитический нейтрализатор отработавших газов предназначен для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода, оксидов азота и несгоревших углеводородов.
На автомобиле установлен нейтрализатор с металлическим носителем. Он состоит из множества сот, изготовленных из гофрированной фольги и покрытых катализаторами дожига.
Проходя через соты нейтрализатора, оксид углерода превращается в малотоксичный углекислый газ, а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота.
Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90—95%.
Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах.
Эту функцию выполняет электронный блок управления двигателем — контроллер, определяющий количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика концентрации кислорода.
При наличии в отработавших газах соединений свинца каталитический нейтрализатор и датчик концентрации кислорода быстро выходят из строя.
Поэтому эксплуатация автомобиля на этилированном бензине категорически запрещается, даже кратковременная.
Также причиной выхода из строя нейтрализатора может стать неисправная система зажигания.
При пропусках искрообразования несгоревшее топливо, попадая в нейтрализатор, догорает и закоксовывает соты, что может привести к полной закупорке выпускной системы и остановке (или сильной потере мощности) двигателя.
Контроллер имеет функцию защиты нейтрализатора от пропусков зажигания, которые могут быть обнаружены в одном или двух цилиндрах одновременно.
Контроллер при этом отключает подачу топлива в эти цилиндры, а сигнализатор неисправности системы управления двигателем, расположенный в комбинации приборов, загорается в мигающем режиме.
В этом случае необходимо прекратить движение, остановить двигатель, попытаться найти причину и устранить неисправность.
Если этого сделать не удается, необходимо отбуксировать автомобиль до ближайшей станции технического обслуживания.
Глушители и катколлектор неразборные узлы, при выходе из строя должны заменяться новыми.
Между катколлектором и головкой блока цилиндров установлена металлоармированная термостойкая прокладка (общая для катколлектора и впускной трубы).
К катколлектору на трех шпильках крепится труба дополнительного глушителя.
Соединение уплотнено термостойкой прокладкой.
В трубу дополнительного глушителя встроен металлокомпенсатор.
Он уменьшает передачу колебаний силового агрегата на систему выпуска отработавших газов.
Задняя часть трубы дополнительного глушителя соединена с трубой основного глушителя шарнирно.
Между их фланцами находится металлическое кольцо со сферической наружной поверхностью.
Внутренняя поверхность фланцев — также сферическая, сами фланцы стянуты хомутом. На кузове, над дополнительным глушителем и металлокомпенсатором, установлены теплозащитные кожухи.
Система выпуска подвешена к кузову на четырех резиновых подушках.
Обслуживание системы выпуска заключается в ее периодическом осмотре, проверке на герметичность соединений и наличие сквозной коррозии, предусматривает подтяжку ослабленных соединений.
Снятие дополнительного глушителя
Во избежание ожогов приступать к работе рекомендуется после остывания системы выпуска отработавших газов.
Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде.
Разъединяем трубы дополнительного и основного глушителей.
Для разъединения фланцев трубы дополнительного глушителя и катколлектора зубилом отгибаем край стопорной пластины нижней гайки и края теплозащитного экрана, стопорящие две другие гайки.
Головкой на 13 с удлинителем отворачиваем три гайки крепления фланца трубы дополнительного глушителя к фланцу катколлектора
Снимаем стопорную пластину и теплозащитный экран.
Приподнимаем дополнительный глушитель и выводим передний кронштейн глушителя из резиновой подушки
Аналогично выводим задний кронштейн глушителя из резиновой подушки
Снимаем фланец трубы дополнительного глушителя со шпилек катколлектора
Снимаем уплотнительную прокладку
После каждого снятия фланца трубы дополнительного глушителя со шпилек катколлектора уплотнительную прокладку следует заменить новой.
Устанавливаем дополнительный глушитель в обратной последовательности. После установки следует застопорить гайки крепления фланца трубы и катколлектора, подогнув края стопорной пластины и теплозащитного экрана.
Снятие основного глушителя
Ключом на 13 отворачиваем гайку болта крепления хомута, соединяющего трубы дополнительного и основного глушителей
Снимаем хомут
Отводим трубу основного глушителя назад, смещаем ее в сторону и вынимаем уплотнительное кольцо соединения.
Опускаем трубу основного глушителя на балку задней подвески.
Выводим кронштейн основного глушителя из резиновой подушки передней подвески глушителя
Поддев монтажной лопаткой подушку задней подвески глушителя выводим из подушки кронштейн глушителя
Снимаем основной глушитель, выводя выхлопную трубу из-за балки задней подвески.
Для замены резиновой подушки передней подвески основного глушителя снимаем подушку с кронштейна кузова. Заменяем подушку новой.
Для замены подушки задней подвески основного глушителя монтажной лопаткой отгибаем усы кронштейна, приваренного к кузову
Снимаем подушку
Устанавливаем новую подушку. После установки подгибаем усы кронштейна.
Основной глушитель монтируем в обратной последовательности, проследив, чтобы элементы выпускной системы не касались элементов кузова при колебаниях.