Гильзы цилиндров - «мокрого» типа, изготавливаются из специального износостойкого чугуна
Для обеспечения приработки и защиты от коррозии на гильзы наносится специальное износостойкое фосфатное покрытие.
Гильзы устанавливаются своими посадочными поясами в расточки блока цилиндров и прижимаются к нему головкой через бурт и прокладку
Высота бурта гильзы цилиндра – 9,6 мм. На нижний торец расточки блока под гильзу цилиндра наносится слой герметика «Лактайт-5900».
Выступание бурта гильзы над поверхностью блока цилиндров должно быть в пределах: 1,6+0,035-0,057 мм.
На наружной поверхности гильзы в нижней части выполнены канавки под антикавитационное и уплотнительные кольца для предохранения от кавитации и попадания охлаждающей жидкости в масляный картер.
По величине внутреннего диаметра гильзы на размерные группы не разбиваются. На верхнем торце гильзы наносятся обозначение предприятия – изготовителя и знак технического контроля.
Поршни отливаются из специального алюминиевого сплава. На боковой поверхности выполнены три канавки под поршневые кольца - (две под компрессионные кольца и одна под маслосъемное кольцо).
Канавка под верхнее компрессионное кольца защищена от износа вставкой из специально чугуна.
Для обеспечения показателей рабочего процесса камера сгорания имеет поднутрение боковой поверхности и вытеснитель на днище. На днище выполнены выточки под клапана газораспределения.
Высота от днища до оси отверстия под поршневой палец – 85 мм. Диаметр отверстия под палец – 52 мм. Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки.
На двигатели ЯМЗ-6583.10 с индивидуальными головками устанавливаются поршни 658.1004015 с центральной камерой сгорания.
По величине наружного диаметра поршни на размерные группы не разбиваются.
На внутренней поверхности поршня наносятся товарный знак предприятия – изготовителя, обозначение изделия и марка материала; на днище – знак технического контроля.
Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна, разрезные, имеют износостойкое покрытие рабочей поверхности. Кольца устанавливаются в канавки поршня.
Маркировка «Верх» должна быть обращена к днищу поршня, а замки смежных колец развернуты друг относительно друга на 180˚.
На поршень устанавливается комплект колец 658.1004002, состоящий:
- - Верхнее компрессионное кольцо имеет в сечении двухстороннюю трапецию со смещенной вниз бочкообразной рабочей поверхностью с хромокерамическим покрытием. Обозначение кольца: 658.1004030.
- - Второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения с выточкой на нижнем торце с внутренней стороны. На рабочую поверхность нанесено хромовое покрытие. Обозначение кольца: 7511.1004032-01.
- - Маслосъемное кольцо высотой 4 мм, коробчатого типа, с витым шлифованным расширителем и хромовым покрытием рабочих поясков. Обозначение кольца: 658.1004034.
На верхнем торце кольца наносятся обозначение предприятия – изготовителя и слово «Верх» для компрессионных колец.
Поршневой палец – пустотелый, плавающего типа, с азотированием для обеспечения износостойкости.
Палец устанавливается в отверстия в бобышках поршня, его осевое перемещение ограничивается пружинными упорными кольцами.
Система вентиляции картера - замкнутого типа с отсосом в систему впуска воздуха перед ТКР, с маслоотделителем и клапаном регулирования давления.
Данная система экологична, так как устраняет вредные выбросы картерных газов и масляного тумана в атмосферу. При этом у двигателя остается только одна система выпуска отработавших газов.
Система вентиляции картера (рис. 2) включает в себя маслоотделитель 2, который устанавливается на двигатель на специальном кронштейне и соединяется с сапуном подводящим рукавом 3, а также трубки слива масла 1.
Картерные газы из-под крышки головки цилиндров через сапун и подводящий рукав поступают в патрубок маслоотделителя и далее в нижнюю часть стакана, в котором расположен пакет, состоящий из четырех дисков 3 (рис. 3).
Затем газы поднимаются вверх к мембранному клапану 7, управляющему давлением в картере, отделяются от масла и отсасываются через выходной патрубок 1 во впускной контур двигателя.
Частицы масла, осевшие на дисках, стекают в нижнюю часть корпуса маслоотделителя и сливаются по трубке в поддон двигателя через гидрозатвор, представляющий собой полость, образованную ребрами в блоке цилиндров и картере маховика, заполненную маслом.
Перед запуском нового или отремонтированного двигателя в полость залить 20 см 3 моторного масла, используемого в двигателе.
Заслонка аварийного останова предназначена для экстренного останова двигателя с целью предохранения его от разноса, работы без масла, других аварийных ситуаций, которые могут привести к преждевременной выработке ресурса двигателя и выходу его из строя.
Заслонка аварийного останова имеет управление:
- - автоматическое, от электронного блока управления;
- - дистанционное, кнопка на панели приборов в кабине водителя;
- - ручное, кнопка на корпусе 10 привода заслонки.
Заслонка (рисунки 4, 5, 6) состоит из двух узлов: патрубка впускного с заслонкой в сборе 2 и корпуса 10 с приводом заслонки аварийного останова.
Заслонка представляет собой круглую пластину 11, закрепленную на оси 3, установленной в отверстиях, расположенных во впускном патрубке.
Закрытое положение заслонки обеспечивается предварительным натягом пружины 5 и действием потока воздуха, так как заслонка на оси закреплена с поперечным смещением.
Открытие заслонки в исходное (открытое) положение, в том числе после ее срабатывания, осуществляется поворотом рычага 4 на 135˚ по часовой стрелке с усилием 80-100 Н (8-10 кгс) на конце рычага до "щелчка".
При этом зубом оси заслонки и выступом фиксатора, заслонка стопорится, а рычаг взвода 4 должен возвращаться в исходное положение под действием пружины 5.
Механизм привода рычага взвода заслонки из кабины водителя на шасси (его кинематика) не должен этому препятствовать.
Рычаг взвода не связан постоянно с осью заслонки.
При подаче на обмотку электромагнитного привода 1 кратковременно на 1-2 с напряжения 24В якорь электромагнита втягивается, сжимая свою пружину, и перемещает фиксатор 9, освобождая ось заслонки.
Заслонка, под действием пружины 5 и потока воздуха, поворачивается за 0,1 с и перекрывает воздушный поток.
Особо необходимо обратить внимание на то, что в приводе заслонки применяется электромагнит типа РС-336-02 с номинальным напряжением питания 12В.
Для обеспечения надежности закрытия заслонки, напряжение 24В должно подаваться кратковременно, на 1-2 с не более.
Для обеспечения кратковременного импульса подача сигнала, с панели приборов в кабине водителя, должна осуществляться не тумблером, а кнопкой кратковременного включения.
Конструктивно эта кнопка должна быть защищена от случайного нажатия и включения.
Для экстренного останова двигателя, при нахождении водителя вне кабины, имеется кнопка 8 для ручного закрытия заслонки.
Одновременно кнопка выполняет функцию датчика положения заслонки аварийного останова.
При закрытой заслонке должен быть контакт между толкателем кнопки и фиксатором заслонки, о чем должна сигнализировать лампочка (светодиод) на панели приборов в кабине водителя.
При необходимости регулировки проделать следующее:
- - заслонка должна быть в закрытом положении;
- - ввертыш кнопки завернуть до касания толкателя кнопки к фиксатору, о чем засвидетельствует загоревшая лампочка (светодиод) на панели приборов в кабине водителя и довернуть ввертыш на ¼ оборота;
- - удерживая ввертыш в этом положении, затянуть контргайку.
В случае необходимости ремонта, снятие и установку заслонки на двигатель производить в положении "закрыто".
Компоновка (установка) двигателя на автомобиле должна обеспечивать свободный доступ к кнопке ручного включения заслонки и одновременно защиту от случайного нажатия.
Использовать заслонку для штатного останова двигателя запрещается.
Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 7) состоит из колпака 4 с приваренным к нему стержнем 3, крышки 6 и фильтрующего элемента 5.
Снизу в стержень ввернута сливная пробка 1.
Уплотнение между колпаком и крышкой обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом 11.
Колпак с крышкой соединен болтом 7, под головку которого поставлена уплотнительная шайба 8.
Сменный фильтрующий элемент изготовлен из специальной бумаги. Пружина 2 прижимает фильтрующий элемент к крышке.
С торцовых поверхностей фильтрующий элемент уплотнен прокладками 12, закрепленными на элементе.
В крышку ввернут клапан-жиклер 14 с пробкой 16, который уплотняется прокладкой 13.
Через клапан-жиклер сливается часть топлива вместе с воздухом, попавшим в систему низкого давления. Клапан-жиклер отрегулирован на давление начала открытия 20-40 кПа (0,2-0,4 кгс/см 2).
При малом давлении в системе, что может наблюдаться при пуске двигателя, клапан перекрывает канал, и слива топлива не происходит, питание ЭФУ топливом улучшается.
В процессе эксплуатации предусматривается периодический слив отстоя, смена фильтрующего элемента, а также, промывка колпака.
На двигателях применять сменный фильтрующий элемент очистки топлива 840.1117039 (030)-01 (Т6307) производства ОАО «ДИФА» Республика Беларусь или «Торгового дома автофильтр ДИФА» г. Москва, имеющий Сертификат соответствия, выданный соответствующим центром по сертификации, и изготовленный в период действия допуска на применение, выданного ОАО «Автодизель».
Привод вентилятора с фрикционной муфтой
Двигатели комплектуются приводом вентилятора с фрикционной муфтой, работающим как в автоматическом, так и в ручном режиме.
Вентилятор при неработающем двигателе находится в отключенном состоянии.
После пуска двигателя крыльчатка вентилятора может вращаться за счет трения в подшипниках и других сопрягаемых деталях дисковой муфты с частотой 200-500 об/мин.
При достижении температурного состояния двигателя близкого к высшему оптимальному (+85˚ …+93˚ С) масло от включателя под давлением поступает в штуцер 13 (рис. 8) корпуса 14.
Далее через отверстие в корпусе, радиальные отверстия во втулках 10 и 22 попадает в осевое отверстие ведущего вала 18, а оттуда к поршню 30.
Поршень начинает перемещаться, передавая усилия через пружины 32 на обойму, которая давит на диски 4 и 5, выбирая зазоры между ними.
После сжатия ведущих и ведомых дисков ведомый вал 25 с крыльчаткой начинает вращаться с рабочей частотой.
После того как температурное состояние двигателя достигнет значения близкого к низшему оптимальному, включатель прекращает подачу масла.
Масло, находящееся под поршнем 30, под действием центробежных сил, а также пружин 7, 32 через дренажные отверстия по специальным каналам перемещается во внутреннюю полость передней крышки 2 и шкива 24.
С помощью черпательной трубки 9 и далее по каналам в корпусе масло попадает в картер двигателя.
По мере освобождения полости под поршнем 30 от масла он перемещается под действием пружин 7, 32.
Диски фрикционного привода расходятся и вентилятор отключается.
Привод вентилятора комплектуется электромагнитным клапаном КЭМ 32-23М, который конструктивно выполнен аналогично клапану КЭМ 32-23, с целью повышения эффективности его работы по исключению засорения в корпусе клапана размещен постоянный магнит для улавливания металлических частиц.
В процессе эксплуатации техническое обслуживание электромагнитного клапана не требуется, при необходимости допускается очистка магнита от металлических частиц.
Расположение датчиков на двигателе показано на рис. 9.