Срок службы двигателя зависит от своевременного и тщательного проведения смазки, а также от сорта и качества применяемых масел и смазок
Во избежание проникновения грязи в механизмы тщательно очищать места смазки и простирать масленки.
Проверка уровня масла и доливка
Очистите заливную горловину от пыли и грязи. Выньте маслоизмерительный стержень 2 (рис. 1), вытрите его ветошью и вставьте в трубку до упора.
Затем выньте стержень вновь и определите уровень масла: он должен находиться между метками «В» и «Н», ближе к метке «В».
Если двигатель работал, проверку уровня масла следует проводить через 3-5 мин после его остановки.
Если уровень близок к метке «Н», долейте в заливную горловину 1, расположенную в передней части двигателя, за гидромуфтой привода вентилятора, свежее масло до нормы.
При проверке уровня масла обратите внимание на его качество.
Если на измерительном стержне через масляную пленку видны риски, масло пригодно для дальнейшего использования.
Если риски плохо различимы из-за темного цвета масла, его надо заменить.
Степень загрязненности масла можно оценить и по цвету масляного пятна на белой фильтровальной бумаге.
Если только середина пятна черная, следует заменить фильтрующие элементы масляного фильтра и промыть колпак ротора центробежного фильтра, а если все пятно черное, масло следует заменить.
Смена масла и промывка системы смазки
Для удаления из картера вместе с маслом отложений сливать масло из прогретого двигателя, соблюдая меры безопасности.
Для слива масла отвернуть сливную пробку на картере 3 и снять крышку маслозаливной горловины, предварительно очистив ее от пыли и грязи.
После полного слива масла пробку завернуть.
Залейте в двигатель промывочную смесь, состоящую из 10 л дизельного топлива и 6 л масла.
Пустите двигатель и дайте ему поработать в течении 5 мин с минимальной частотой вращения коленчатого вала.
Остановите двигатель и слейте промывочную жидкость.
Замените два сменных фильтрующих элемента и промойте в дизельном топливе колпаки масляного фильтра и фильтра центробежной очистки масла. Залейте свежее масло в двигатель.
Масло заливать в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.
Перед заливкой очистить горловину от пыли и грязи, проверить затяжку сливной пробки масляного картера: момент затяжки 140-160 Нм (14-16 кгс·м).
Заливать масло из маслораздаточных колонок дозировочными пистолетами, а при отсутствии колонок – через воронку с сеткой из чистой заправочной посуды.
Закрыть крышку горловины. В систему заливается 32 литра масла.
Смена фильтрующих элементов полнопоточного масляного фильтра
1. Отвернуть на 3–4 оборота колпак фильтра и слить масло через канал корпуса в подставленную тару.
Для отвертывания колпака можно пользоваться ключом, как показано на рис. 2.
2. Отвернуть полностью и снять колпак 5 (рис. 2) фильтра.
- 3. Нажать на замковую крышку 3 и, утопив ее в колпак 5 на 2 – 3 мм, повернуть на 45º, после чего она выйдет из зацепления с фланцем колпака.
Извлечь из колпака замковую крышку и фильтрующий элемент 4.
- 4. Промыть внутреннюю полость колпака дизельным топливом. Не допускается очистка даже чистой ветошью.
- 5. Установить в колпак новый фильтрующий элемент резиновой прокладкой наружу.
В отверстие прокладки установить замковую крышку, обеспечив правильное положение прокладки.
Нажав на замковую крышку, утопить ее вместе с элементом в колпак и повернуть на 45º.
В пазы крышки войдут выступы фланца колпака, после чего пружина отожмет крышку в рабочее положение.
- 6. Навернуть колпак с элементом на штуцер корпуса 1 и затянуть моментом 20-40 Нм (2-4 кгс·м).
- 7. На работающем двигателе убедиться в отсутствии течи масла через уплотнение колпака.
Через четыре замены фильтрующего элемента заменить уплотнительную прокладку 2.
Промывка фильтра центробежной очистки масла
1. Отвернуть гайку колпака фильтра (рис. 4) и снять колпак.
2. Отвернуть гайку крепления ротора; снять ротор с упорной шайбой 9 (рис. 5).
- 3. Разобрать ротор, для чего отвернуть гайку 8, снять шайбу 7 и колпак 6 ротора.
- 4. Удалить из колпака 6 и с ротора 5 отложения и промыть их в дизельном топливе.
- 5. Собрать фильтр в обратной последовательности, проверив состояние прокладок 2 и 4, сопел 3 ротора и шайбы 12.
Если необходимо, прокладки заменить, а сопла ротора прочистить.
Обслуживание клапанов системы смазки
При возможном заедании редукционного клапана или дифференциального клапана системы смазки их необходимо снять, отвернув болты крепления. Клапаны промыть в дизельном топливе, не разбирая, и установить на место.
При неисправностях (поломка пружины и др.) заменить клапан в сборе.
Смазка подшипников шкива натяжного устройства привода компрессора
Полость подшипников шкива натяжного устройства привода компрессора регулярно наполнять смазкой.
Смазку нагнетать механическим или ручным нагнетателем через пресс-масленку (рис. 7), находящуюся на оси шкива со стороны блока цилиндров, до начала появления смазки через сальник на заднем торце шкива (4–5 ходов при заполнении ручным шприцем).
Периодичность смазки 500 часов работы.
Один раз в год рекомендуется промывать подшипники натяжного устройства в указанной ниже последовательности:
- 1. Отвернуть гайку крепления оси шкива натяжного устройства и гайку болта-натяжителя.
- 2. Вывернуть болт-натяжитель из оси шкива и снять шкив с осью.
- 3. Вывернуть три болта и снять крышку шкива.
- 4. Удалить из шкива старую смазку (не разбирая его) и промыть в керосине или дизельном топливе.
- 5. Заложить смазку в подшипники и в полость крышки и установить крышку на место.
- 6. Установить шкив с осью на место, надеть ремень, отрегулировать натяжение ремня и затянуть гайку и контргайку крепления оси.
- 7. Заполнить смазкой через пресс-масленку полость подшипников до начала появления смазки через сальники на заднем конце шкива.