ВАЗ-2123 (Chevrolet Niva) и его модификации – легковые автомобили повышенной проходимости с несущим кузовом типа универсал, выпускаемые предприятием СП «GM-AVTOVAZ»
Количество дверей – пять, число мест – пять у модификаций L и GLS или четыре у модификаций LX и GLX.
Двигатель расположен впереди продольно.
Трансмиссия выполнена по схеме постоянного полного привода с блокировкой межосевого дифференциала и демультипликатором.
Передняя подвеска независимая рычажно-пружинная, задняя – зависимая пружинная.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, задних – барабанные, на модификации LX и GLX устанавливают антиблокировочную систему (ABS).
Рулевое управление с гидроусилителем фирмы ZF оснащено устройством регулировки положения рулевой колонки.
Двигатель ВАЗ-2123 с распределенным впрыском топлива, устанавливаемый на модификации L и GLS, разработан на базе двигателя ВАЗ-21213 и соответствует нормам токсичности Евро II.
Изменения затронули газораспределительный механизм: для снижения шума применена однорядная цепь и гидронатяжитель цепи.
С этой же целью установлены гидравлические опоры клапанов.
Часть двигателей выпускают в комплектации, обеспечивающей нормы токсичности Евро III.
На этих двигателях применен фазированный впрыск топлива отдельно в каждый цилиндр, раз в четыре такта, а не по упрощенной попарной схеме.
Кроме того, выпускной коллектор таких двигателей для снижения теплоемкости изготовлен не из чугуна, а сварен из стальных штампованных деталей.
Такая конструкция снижает массу и теплоемкость коллектора, что ускоряет прогрев нейтрализатора отработавших газов и позволяет быстрее приводить его в рабочее состояние.
С этой же целью приемная труба теплоизолирована базальтовым полотном.
В системе выпуска такого двигателя установлены два кислородных датчика, до нейтрализатора и после него, чтобы отслеживать эффективность работы системы управления двигателем.
Двигатель ВАЗ-2123 представляет собой двигатель ВАЗ-21214, адаптированный к моторному отсеку Chevrolet Niva.
Он отличается формой впускного тракта и расположением передних опор подвески силового агрегата.
Положение опор изменено таким образом, что центр тяжести двигателя находится на линии опор, в отличие от двигателей ВАЗ-21413 и ВАЗ-21414, которые установлены на опорах консольно.
На модификации LX и GLX устанавливают более мощный двигатель Opel FAM 1 Z18XE ECOTEC, обеспечивающий нормы токсичности Евро IV.
Автомобили с этим двигателем комплектуются пятиступенчатой коробкой передач Aisin (Япония), объединенной в моноблок с раздаточной коробкой.
Автомобили Chevrolet Niva 2005 модельного года выпускаются в следующих комплектациях.
Модификация L – имеет регулируемую рулевую колонку, тканевую обивку салона, иммобилизатор, центральный замок, противотуманные фары в бампере, воздушный фильтр салона, электростеклоподъемники передних дверей, обогреваемые наружные зеркала с электроприводом, корректор света фар, радиоподготовку и резиновый коврик в нише радиоприемника, а также декоративный колпак на диск запасного колеса.
Модификация GLS – улучшенная версия модификации L.
Она имеет велюровую обивку салона, подогрев передних сидений, тонированные стекла, радиоподготовку с антенной и двумя динамиками, литые пятилучевые диски колес и запираемый жесткий чехол запасного колеса.
Модификация LX – оборудована подушкой безопасности водителя и АБС фирмы Bosch.
Кроме того, у этой версии несколько изменена кинематика пружинно-рычажной подвески, в которой применены более жесткие пружины и амортизаторы, а общая высота посадки кузова уменьшена, что вкупе с применением более низкопрофильных 16-дюймовых колес улучшило управляемость на высоких скоростях.
В трансмиссии для снижения высокочастотных вибраций применены облегченные карданные валы фирмы GKN с шарнирами равных угловых скоростей вместо карданных шарниров.
Усилены тормоза: передние тормозные механизмы с вентилируемыми дисками, диаметр вакуумного усилителя увеличен до 10 дюймов.
Модификация GLX – представляет собой топ-версию, предназначенную в основном для поставки в страны дальнего зарубежья.
Она, помимо перечисленного для модификации LX, дополнительно оборудована подушкой безопасности переднего пассажира, кондиционером Delphi и сиденьями Opel.
В дальнейшем СП «GM-AVTOVAZ» предполагает устанавливать на автомобили семейства Chevrolet Niva дизельный силовой агрегат PSA (на экспорт) и дизель рабочим объемом 1,8 л барнаульского завода (для внутреннего рынка).
Технические характеристики автомобиля
Общие данные
Число мест, включая водителя 5
Снаряженная масса, кг 1350 (для автомобилей с 2009 года 1410)
Полезная нагрузка, кг 450
Габаритные размеры, мм (длина x ширина x высота) 4048х2120х1652
Максимальная скорость на высшей передаче с полной массой, км/ч 140
Время разгона с места с полной массой, с переключением передач до 100 км/ч, с 19
Расход топлива на 100 км пути не более, л:
- В городском цикле 14,1
- В загородном цикле 8,8
- В смешанном цикле10,8
Двигатель
Модель ВАЗ-2123
Тип - четырехтактный, бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Количество и расположение цилиндров - 4 в ряд
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм - 82 х 80
Рабочий объем цилиндров, л - 1,689
Степень сжатия 9,3
Номинальная мощность по ГОСТ 14846 (нетто), не менее, кВт (л.с.) 58,5 (79,6)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин -1 5200
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 (нетто), не менее, Н·м 127,5
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Трансмиссия
Сцепление - однодисковое сухое, с диафрагменной нажимной пружиной
Привод выключения сцепления гидравлический, с автоматической компенсацией износа накладок (на части автомобилей с ручной)
Коробка передач - пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
Передаточные числа коробки передач:
- - первая передача 3,67
- - вторая передача 2,10
- - третья передача 1,36
- - четвертая передача 1,00
- - пятая передача 0,82
- - задний ход 3,53
Раздаточная коробка - двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом
Передаточные числа раздаточной коробки:
- - высшая передача 1,2
- - низшая передача 2,135
Дифференциал раздаточной коробки - конический, двухсателлитный
Карданные передачи:
- - от коробки передач к раздаточной коробке
- - от раздаточной коробки к переднему и заднему мостам
- - от переднего моста к колесам
- - с эластичной муфтой и шарниром равных угловых скоростей
- - с двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и скользящими вилками
- - открытая, с шарнирами равных угловых скоростей
Главные передачи переднего и заднего мостов: конические, гипоидные
- - передаточное число 3,9
- - дифференциал - конический, двухсателлитный
Ходовая часть
Передняя подвеска - независимая на поперечных рычагах с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска - зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами
Колеса - дисковые, штампованные и литые
Размер обода - 6J-15Н2 или 61/2J-15Н2
Шины - радиальные
Размер шин - 205/70R15 95T, 205/70R15 95Q M+S, 205/70R15 97T, 205/70R15 97Q M+S
Рулевое управление
Тип рулевого управления - травмобезопасное, с регулируемым наклоном рулевой колонки.
Рулевой механизм с гидроусилителем (на части автомобилей - с электроусилителем или без усилителя)
Рулевой привод - трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового и поворотных рычагов
Тормоза
Рабочие тормоза:
Передние - дисковые, с подвижным суппортом и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками
Задние - барабанные, с самоцентрирующимися колодками, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном
Привод рабочих тормозов - ножной гидравлический двухконтурный, с вакуумным усилителем и регулятором давления
Стояночный тормоз - ручной с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес
Электрооборудование
Система электропроводки - однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»
Номинальное напряжение, В - 12
Аккумуляторная батарея - 6СТ-55А
Генератор - переменного тока со встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения
Стартер - дистанционного управления с электромагнитным включением и муфтой свободного хода
Кузов
Тип - универсал цельнометаллический, несущий, пятидверный, двухобъемный