В зависимости от комплектации автомобиля могут применяться различные схемы и варианты приводов вспомогательных агрегатов.

Ремни могут отличаться по размерам, так как вспомогательные агрегаты, такие как насос гидроусилителя, генератор, компрессор кондиционера могут быть разных производителей.

Поэтому перед тем как проверять и заменять ремни, нужно определиться какой вариант Вам подходит.

На внешней стороне ремней указывается их размер. Нужно покупать ремни в соответствии с их размером.

При замене ремней обязательно нужно проверять состояние натяжных и вспомогательных роликов.

Обязательно нужно возить с собой запасные ремни, особенно в дальнюю поездку.

Рассмотрим некоторые вариантные исполнения и технологию замены ремней.

Недостаточное натяжение ремня ухудшает циркуляцию жидкости в системе охлаждения, что приводит к перегреву двигателя.

Кроме этого ухудшается подзарядка аккумуляторной батареи и повышенно изнашивается сам ремень.

При слишком сильном натяжении могут выйти из строя подшипники водяного насоса и генератора.

Проверяют натяжение ремня привода водяного насоса и генератора сверху в подкапотном пространстве.

Натяжение характеризуется величиной прогиба ремня между шкивами насоса и коленчатого вала (прогиб "В") (рис. 1) или шкивами генератора и насоса (прогиб А) при приложении усилия 98,1 Н (10 кгс) в середине расстояния между шкивами.

Схема проверки натяжения клинового ремня привода водяного насоса и генератора; 1 - шкив генератора; 2 - шкив насоса; 3 - шкив коленчатого вала

Прогиб А должен быть 10 – 15 мм, прогиб В – 12 – 17 мм.

Удобнее проверять прогиб "А".

Для проверки натяжения можно использовать пружинные весы-безмен, зацепив их крючком ветвь ремня и оттягивая ее вверх.

Натяжение ремня регулируйте на автомобиле, установленном на подъемнике или смотровой канаве.

Регулировка осуществляется перемещением генератора относительно двигателя.

Вам потребуются: ключ «на 13», монтажная лопатка.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя.

Ослабьте примерно на один оборот гайку крепления генератора к натяжной планке

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Ослабьте гайку нижнего крепления генератора.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Для увеличения натяжения ремня переместите генератор от двигателя.

Перемещая генератор для увеличения натяжения ремня, усилие прикладывайте только к корпусу генератора. размещая монтажную лопатку между корпусом и двигателем.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Для уменьшения натяжения ремня рукой переместите генератор к двигателю.

Не меняя положения генератора, затяните гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку нижнего крепления генератора.

Моменты затяжки:

  • - гайки крепления генератора к натяжной планке 28,08-45,3 Н м (2,9-4,6 кгсм);
  • - гайки нижнего крепления генератора 57,3-72 Н м (5,95-7,35 кгсм).

Установите защиту масляного картера и брызговик двигателя в порядке, обратном снятию.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Для замены ремня выверните винт датчика положения коленчатого вала и извлеките датчик из гнезда кронштейна, не отсоединяя провода.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления.

Выполните операции 2 и 3, предусмотренные для регулировки натяжения ремня, и придвиньте генератор к двигателю до упора.

Снимите ремень сначала со шкива насоса, затем со шкивов генератора и коленчатого вала.

Наденьте новый ремень сначала на шкив коленчатого вала, затем на шкив генератора и затем на шкив насоса.

Если новый ремень туго надевается на шкив насоса, а генератор при этом до упора сдвинут к двигателю, аккуратно проворачивайте шкив насоса рукой или медленно проворачивайте коленчатый вал до полного надевания ремня на шкив. Проворачивать коленчатый вал попросите помощника.

Выполните операции 2-6, предусмотренные для регулировки натяжения ремня.

Установите на место датчик положения коленчатого вала.

Как вариант на автомобиль может быть установлен один поликлиновой ремень, служащий приводом всех вспомогательных агрегатов (водяного насоса, генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления).

При этом генератор установлен слева от двигателя вверху.

Схема проверки натяжения поликлинового ремня привода вспомогательных агрегатов: 1 - шкив коленчатого вала; 2 - шкив водяного насоса; 3 - натяжной ролик; 4 - натяжная планка; 5 - болт; 6 - шкив генератора; 7 - ремень; 8 - гайка; 9 - поддерживающий ролик; 10 - шкив насоса гидроусилителя руля

В этом случае натяжение ремня проверяют его прогибом между шкивами генератора и водяного насоса.

При нормальном натяжении ремня прогиб «h»  под действием сосредоточенной нагрузки «Р» 75 Н (7,6 кгс) должен быть равен (12 ± 1) мм.

Регулируют натяжение ремня перемещением натяжного ролика 3, вращая болт 5 натяжителя при ослабленных гайках 8 крепления кронштейна 4 натяжителя.

После регулировки проверните коленчатый вал двигателя на два оборота и вновь проверьте натяжение ремня.

Как вариант на автомобиль может быть установлен один поликлиновой ремень, служащий приводом всех вспомогательных агрегатов (водяного насоса, генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления).

При этом генератор установлен слева от двигателя вверху.

В этом случае натяжение ремня проверяют его прогибом между шкивами генератора и водяного насоса.

При нормальном натяжении ремня прогиб «h» (рис. 11) под действием сосредоточенной нагрузки «Р» 75 Н (7,6 кгс) должен быть равен (12 ± 1) мм.

Регулируют натяжение ремня перемещением натяжного ролика 3, вращая болт 5 натяжителя при ослабленных гайках 8 крепления кронштейна 4 натяжителя.

После регулировки проверните коленчатый вал двигателя на два оборота и вновь проверьте натяжение ремня.

Вариант с двумя ремнями с ремнем привода насоса охлаждающей жидкости, генератора, гидроусилителя и ремнем привода компрессора

Ремни приводов агрегатов: 1 - ремень привода компрессора кондиционера; 2 - ремень привода насоса охлаждающей жидкости, генератора и насоса гидроусилителя руля

Работу нужно выполнять на смотровой яме или на подъемнике.

Подготавливаем автомобиль. Открываем капот.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Снимаем пластмассовую защиту двигателя (экран)

При ослаблении ремней или износе вспомогательных роликов появляется характерный «свист» или шум при работе двигателя в этом районе.

Чтобы проверить натяжение ремня вспомогательных агрегатов, нажимаем пальцем руки на ремень посередине между шкивом генератора и насоса охлаждающей жидкости.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

При усилии нажатия около восьми килограмм прогиб ремня должен составлять 12 ± 1мм.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Чтобы отрегулировать натяжение ремня, снимаем резиновый патрубок подвода воздуха к дроссельному узлу.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Головкой на 13 ослабляем затяжку трех гаек крепления кронштейна натяжного ролика.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

На фото 6 показано расположение ремней и гаек кронштейна натяжного ролика.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Ключом или головкой на 13 вращаем регулировочный болт по часовой стрелке, натягивая ремень.

Затягиваем гайки крепления натяжного ролика. Пускаем двигатель, через пять минут останавливаем и проверяем натяжение ремня.

Нельзя перетягивать ремни, так как могут выйти из строя подшипники агрегатов, которые они вращают от чрезмерной нагрузки.

Замену ремней вспомогательных агрегатов проводим при обнаружении трещин, разрывов и отслоении резины.

Сначала снимаем ремень привода компрессора кондиционера (смотрим ниже).

После того как сняли ремень привода компрессора кондиционера, ослабляем затяжку крепления кронштейна натяжного ролика и вращаем регулировочный болт против часовой стрелки, ослабляя натяжение ремня.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Снимаем ремень с натяжного ролика и других шкивов.

Новый ремень устанавливаем в обратной последовательности.

В первую очередь надеваем ремень на шкив коленчатого вала, а в последнюю на натяжной ролик.

После установки регулируем натяжение ремня.

Проверка и снятие ремня привода компрессора кондиционера

Для этого снимаем нижнюю защиту двигательного отсека и брызговики моторного отсека.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Чтобы просто проверить натяжение ремня привода кондиционера, нажимаем пальцем руки на ремень (рис. 1) посередине между шкивами компрессора и коленчатого вала.

При усилии нажатия около 10 килограмм, прогиб ремня должен составлять около 8 мм.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Для регулировки натяжения ремня головкой на 13 ослабляем затяжку двух болтов крепления кронштейна натяжного ролика.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Головкой на 13 вращаем регулировочный болт по часовой стрелке, натягивая ремень.

После натяжения ремня затягиваем болты крепления кронштейна натяжного ролика.

Для снятия ремня ослабляем затяжку болтов крепления кронштейна натяжного ролика и ослабляем натяжение ремня, вращая регулировочный болт против часовой стрелки.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

Снимаем ремень с натяжного ролика и шкивов коленчатого вала и компрессора.

Новый ремень устанавливаем в обратной последовательности.

Новый ремень устанавливаем в обратной последовательности.

Как заменить ремень генератора Нива Шевролет

На шкив компрессора ремень надеваем так, чтобы он располагался ближе к внутреннему краю шкива. И регулируем натяжение ремня, как сказано выше.

После небольшого пробега автомобиля, нужно обязательно проверить натяжение ремней. Новые ремни немного растягиваются, поэтому лучше проверить и подтянуть.

ПС. И под конец обязательно после снятия ремней нужно определиться из за чего произошел обрыв или дефект ремня.

Повышенный износ ремня возникает вследствие попадания масла из под сальников или других сопряженных поверхностей двигателя.

Так же преждевременный износ происходит от ослабления натяжки ремня. В этом случае происходит проскальзывание шкивов и чрезмерный нагрев, и износ, как самого ремня, так и шкива агрегата.

Также внимание нужно обращать на сами шкивы и агрегаты, которые приводятся во вращение этими ремнями.

Агрегаты, которые вращаются с помощью этих ремней, не должны подклинивать из-за разрушения подшипников.

На шкивах не должно быть зазубрин и острых граней. Прокручиванием и пошатыванием от руки проверить люфт роторов генератора, насоса охлаждающей жидкости, компрессора кондиционера и насоса ГУР.

При покупке ремней нужно покупать только у проверенных и надежных производителей. Осмотреть ремень, перегнуть и посмотреть на качество изделия, год его изготовления.