Вам потребуются: ключи «на 10», отвертки с крестообразным и плоским лезвиями, омметр (автотестер), контрольная лампа
Снимите генератор с автомобиля (см. «Замена генератора Нива Шевролет»).
Промаркируйте взаимное расположение крышек 4 и 8 (рис. 1) генератора.
Отожмите три защелки.
Снимите пластмассовый кожух.
Выверните два винта крепления регулятора напряжения.
Снимите регулятор напряжения со щеткодержателем, отсоединив провод от клеммы регулятора.
Выверните четыре винта крепления выпрямительного блока и винт крепления конденсатора.
Отогните три вывода обмотки статора так, чтобы они дали возможность снять выпрямительный блок
Снимите выпрямительный блок с конденсатором
Для замены конденсатора отверните гайку контактного болта, снимите шайбу и распорную втулку.
Снимите с контактного болта наконечник провода конденсатора.
Выверните четыре стяжных винта (винты затянуты большим моментом).
Под головками винтов установлены пружинные и плоские шайбы.
Поддев отверткой, снимите крышку генератора со стороны контактных колец.
Зажмите ротор генератора в тисках (не слишком сильно, чтобы ротор не проворачивался) и отверните гайку крепления шкива.
Снимите пружинную шайбу и шкив.
Снимите упорную шайбу.
Выньте ротор из крышки со стороны привода.
Снимите с вала ротора дистанционное кольцо.
Осмотрите контактные кольца.
Если на них имеются задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать.
Если повреждение колец не удается вывести шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать.
Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам.
Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и нужно заменить ротор
Проверьте контрольной лампой, нет ли замыкания обмотки на корпус ротора.
Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).
Один провод подсоедините к корпусу ротора, а второй – поочередно на каждое кольцо.
В обоих случаях лампа не должна гореть.
Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит, происходит
Осмотрите статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор.
Если есть износ, надо заменить подшипники или крышки генератора.
Проверьте, нет ли обрыва в обмотке статора.
Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).
Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки.
Во всех трех случаях лампа должна гореть.
Если лампа не загорается, произошел обрыв в обмотке.
Замените статор или обмотку.замыкание и необходимо заменить ротор.
Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус.
Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).
Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора.
Если лампа загорается, значит, есть замыкание: необходимо заменить статор или обмотку.
Осмотрите крышку генератора со стороны привода в сборе с подшипником.
Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, а также обнаружены трещины в крышке, особенно в местах крепления генератора, необходимо заменить крышку в сборе с подшипником (подшипник в крышке завальцован).
Проверьте легкость вращения подшипника со стороны контактных колец.
Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, подшипник необходимо заменить.
Для этого с помощью съемника спрессуйте подшипник с вала ротора и напрессуйте новый с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника.
Осмотрите крышку генератора со стороны контактных колец.
При обнаружении трещин крышку необходимо заменить.
Проверьте исправность регулятора напряжения.
Проверьте исправность конденсатора.
Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе {ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе.
Конденсатор можно проверить мегомметром или тестером.
Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно.
Проверить выпрямительный блок можно как на снятом генераторе, так и не снимая генератор с автомобиля.
Порядок проверки одинаковый. Для наглядности схемы проверки показаны на снятом генераторе.
Для проверки на автомобиле отсоедините провода от аккумуляторной батареи и генератора, а также снимите колодку с проводом с клеммы регулятора напряжения.
Так расположены диоды выпрямительного моста генератора: 1 - положительные диоды с красной меткой на корпусе: 2 - отрицательные диоды с черной меткой на корпусе: 3 - дополнительные диоды.
Снимите щеткодержатель с генератора.
Проверьте диоды выпрямительного блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи.
Для проверки замыкания в положительных и отрицательных диодах подсоедините «+» батареи через контрольную лампу к выводу «В+» генератора, а «-» батареи - к корпусу генератора.
Лампа гореть не должна: если горит, значит, есть замыкание.
Блок необходимо заменить.
Для проверки положительных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к выводу «В+» генератора, а провод, идущий от «-» аккумуляторной батареи, - к одному из винтов крепления вывода обмотки статора.
Лампа гореть не должна: если горит, значит, есть замыкание в положительных диодах.
Блок необходимо заменить.
Для проверки отрицательных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к одному из винтов крепления вывода обмотки статора, а провод, идущий от «-» аккумуляторной батареи, - к корпусу генератора.
Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание в отрицательных диодах.
Блок необходимо заменить.
Для проверки дополнительных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к контакту соединительной колодки регулятора напряжения, а провод, идущий от «-» аккумуляторной батареи, - к одному из винтов крепления вывода обмотки статора.
Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание в дополнительных диодах.
Блок необходимо заменить.
Соберите генератор в порядке, обратном снятию.
При этом сориентируйте крышки генератора в соответствии с ранее сделанными метками.
Пружинную шайбу шкива генератора установите выпуклой стороной к гайке. Затяните гайку моментом 39-62 Нм (3,9-6,2 кгс).