Принцип работы кондиционера почти такой же, как и в домашнем холодильнике
При включении кондиционера начинает работать компрессор кондиционера
Компрессор постоянно сжимает и обеспечивает циркуляцию хладагента
Во время сжатия газообразный хладагент переходит в жидкое состояние, конденсируясь в теплообменнике-конденсаторе с выделением тепла.
Далее, при обратном переходе в газообразное состояние, в теплообменнике-испарителе происходит поглощение тепла.
Испаритель 5, который находится в салоне автомобиля, постоянно снижает температуру воздуха
Хладагент переносит тепло в конденсатор 2, который расположен за пределами салона, и освобождается от него. Данный цикл повторяется, и постоянно отводится тепло из салона.
С помощью управления, исполнительные устройства поддерживают необходимый микроклимат.
Хладагент в Ниве Шевроле применяется R134a.
Компрессор 1, рис.2, - основной и самый сложный агрегат системы.
Компрессор сжимает газообразный хладагент низкой температуры и низкого давления, преобразуя его в газ высокой температуры и давления.
Компрессор установлен на кронштейне двигателя с правой стороны.
Привод компрессора осуществляется поликлиновым приводным ремнем от двигателя автомобиля через электромагнитную муфту.
При подаче напряжения на ее обмотку ведомый диск и шкив вращаются синхронно, приводя в движение вал компрессора.
Смазка компрессора производится специальным компрессорным маслом, циркулирующим по всей системе вместе с хладагентом.
В системе кондиционирования воздуха применяется компрессорное масло АТ41244 (ISO 150).
Объем хладагента, для заправки системы кондиционирования – 0,4 кг.
Объем компрессорного масла – 0,22 л.
Конденсатор 6 кондиционера алюминиевый.
В нем происходит конденсация (переход в жидкое состояние) нагнетаемого компрессором хладагента с выделением тепла в атмосферу.
Для лучшего обдува конденсатор установлен перед радиатором системы охлаждения.
Испаритель 4 – алюминиевый теплообменник.
Переход хладагента из жидкого состояния в газообразное (испарение) происходит в нем с поглощением тепла.
Испаритель установлен в панели приборов на пути входящего воздушного потока, что обеспечивает снижение его температуры.
Ресивер-осушитель 7 установлен на выходном трубопроводе конденсатора перед испарителем и служит резервуаром для жидкого хладагента, очищает его от посторонних примесей и воды.
Ресивер-осушитель может снабжаться смотровым окном для контроля количества хладагента.
Терморегулирующий вентиль установлен на испарителе и регулирует количество хладагента, поступающего в испаритель. ТРВ является устройством, обеспечивающим изменение производительности системы в зависимости от условий и режима работы.
Датчик давления выдает сигнал на контроллер ЭСУД на включение/выключение кондиционера в зависимости от давления в трубопроводе высокого давления
Управление системой кондиционирования производится в ручном режиме, включением кнопки (А/С) 1, рис.3, управления кондиционером, ручки 5 регулирования температуры с синей и красной зонами, переключателем 2 оборотов электродвигателя вентилятора системы отопления, переключателем 4 распределения потоков воздуха по салону (вверх, вниз, центральная часть)
Диагностика системы кондиционирования
Диагностика основана на текущих показаниях давления в системе кондиционирования
Справочная таблица показаний давления
Показания давления в системе кондиционирования в зависимости от температуры:
Наружная температура - Линия низкого давления (Н.Д.) (кг/см 2) min - max - Линия высокого давления (В.Д.) (кг/см 2) min - max
- 15,5 - 1,5-2,3 - 9,5-13,0;
- 21,0 - 1,5-2,3 - 12,5-17,5;
- 26,5 - 1,5-2,3 - 14,0-20,5;
- 32,0 - 1,5-2,5 - 16,0-24,0;
- 38,8 - 1,5-2,5 - 18,5-25,5;
- 43,0 - 1,5-2,5 - 22,0-28,0
Если показания выходят за рамки диапазонов, приведенных в таблице (справочная таблица показаний давления), вероятно система неисправна
Ниже приведены наиболее вероятные причины неисправностей, выявленных на основании показаний давления манометра низкого или высокого давления.
На рисунке представлено показание манометра со значительным отклонением от нормы
Примечание. Следующие «возможные причины» указаны с учетом статистической вероятности возникновения неисправностей
Показания манометров:
Возможные причины неисправностей:
Всасывающий и дренажный шланг поменяли местами при подключении к компрессору
Электромуфта компрессора проскользнула или не вошла в зацепление
Расширительный клапан заклинило в открытом положении. Если компрессор с переменным рабочим объемом, будут наблюдаться незначительные, но быстрые колебания низкого давления
Неправильно отрегулирован или неисправен клапан регулирования рабочего объема компрессора
Поврежден компрессор
Показания манометров:
Возможные причины:
- - фильтр насыщен влагой;
- - клапан регулирования рабочего объема компрессора заклинило в положении, обеспечивающем максимальный рабочий объем
Показания манометров:
Возможные причины:
- - в блок испарителя или в салон проник теплый воздух;
- - в радиатор проник теплый воздух;
- - лед на сердечнике испарителя
Показания манометров:
Возможные причины:
Норма при очень высокой температуре окружающего воздуха (>43° C)
Избыток хладагента на 30-35%
Перегрев конденсатора
Наличие воздуха в шлангах / трубопроводах кондиционера
Неисправен клапан регулирования рабочего объема компрессора
Закупоривание линии высокого давления на участке между компрессором и испарителем, но после точки замера высокого давления
Показания манометров:
Возможные причины:
Норма при очень низкой температуре окружающего воздуха (<5° C)
Недостаток хладагента на 70-75%. Проверить наличие течи
Расширительный клапан заклинило в закрытом положении или расширительный клапан закупорен
Закупорена линия высокого или низкого давления на участке между фильтром и испарителем
Закупорена линия высокого давления на участке между компрессором и испарителем, но до точки замера высокого давления
Поврежден компрессор
Показания манометров:
Возможные причины:
- - соскочил ремень компрессора. Вероятной причиной является несоосность шкивов;
- - электромуфта компрессора проскользнула или не вошла в такт;
- - поврежден компрессор;
- - неисправен клапан регулирования рабочего объема компрессора.
Возможные неисправности и методы устранения
Кондиционер шумно работает
Примечание. Причиной шума, который слышен при первом включении кондиционера, не является неисправность (включение электромагнитной муфты и работа компрессора).
В случае постоянного шума, который слышен даже через несколько минут после прекращения работы кондиционера, проверить наличие одной из указанных причин неисправности и принять соответствующие меры.
- ремень изношен или соскользнул
Проверьте износ и натяжение ремня
- шумно работает натяжной шкив
Замените натяжной шкив
- проскользнул диск электромуфты
Нужно обеспечить расстояние между шкивом компрессора и диском электромуфты 0,3-0,5 мм
- вибрация и резонанс опорного диска компрессора
Проверьте момент затяжки болтов и правильность положения диска. Проверьте соосность шкивов
- расширительный клапан «свистит»
При постоянном шуме нужно заменить испаритель в сборе
- неправильный слив конденсата
Если вентилятор отопителя работает на всасывание, установите отсекающий клапан на наружном конце шланга слива конденсата, чтобы конденсат выводился наружу и не закачивался обратно, издавая булькающий шум.
Предупреждение. В следующих случаях несколько неисправных компонентов кондиционера создают неправильное давление на входе и выходе.
Данное явление приводит к появлению шума в компрессоре, который на самом деле возник по одной из перечисленных ниже причин и не имеет отношение к компрессору.
Неправильный объем хладагента
Воздух, неконденсирующиеся газы или влага в кондиционере
- Неправильный объем хладагента (на 30-35% больше или на 70-75% меньше):
Удалите хладагент из кондиционера. Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут.
Проверьте герметичность системы при помощи манометра. Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом
- Расширительный клапан заклинило в закрытом положении / Расширительный клапан закупорен:
Замените испаритель в сборе. Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут.
Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом
- неисправен клапан регулирования рабочего объема компрессора:
Удалите хладагент из кондиционера. Замените компрессор.
Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут.
Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом
- закупорен контур кондиционера:
Определите место закупоривания, выявив в контуре участок с резким перепадом температур (высокая температура выше места закупоривания, низкая температура ниже места закупоривания).
Удалите хладагент из кондиционера. Заменить закупоренный компонент.
Тщательно промойте кондиционер, используя специальное средство, и замените осушающий фильтр во избежание оседания в контуре осадка грязи, образовавшегося в результате закупоривания.
Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут.
Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом
- фильтр насыщен влагой:
Удалите хладагент из кондиционера. Замените фильтр кондиционера. Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут.
Проверьте герметичность системы при помощи манометра. Заправьте систему хладагентом и маслом.
Кондиционер выделяет неприятный запах
- в определенных условиях на поверхности испарителя возможно образование плесени и бактерий (как правило, содержащихся в воздухе), которые становятся причиной неприятного запаха.
Иногда запах возникает из-за закупоривания шланга слива конденсата:
Используйте антибактериальное средство для обработки испарителя, прочистите шланг слива конденсата
Посоветуйте клиенту выключить кондиционер за несколько минут до выключения двигателя автомобиля, оставив нагнетательный вентилятор включенным (это позволит высушить сердечник испарителя от влаги, которая способствует росту бактерий)
Конденсатор не рассеивает тепло в достаточном объеме
- Воздуховод закупорен грязью, скопившейся на теплообменниках: водяном радиаторе, конденсаторе (вероятно после 25000-30000 км пробега)
Тщательно очистите радиатор и конденсатор
- Реле давления или термочувствительный элемент не отключаются по достижении заданного уровня давления и температуры
Отключите блоки управления посредством соответствующего электрического контакта. При необходимости замените неисправный компонент
- Не работает электрический вентилятор
Подключите электрический вентилятор напрямую. Если вентилятор по-прежнему не работает, его необходимо замените
- Неправильно работает электрический вентилятор (неправильное направление вращения)
Вентилятор работает на всасывание, если он находится между теплообменниками и двигателем, и на выдув, если он находится между теплообменниками и впускным отверстием наружного воздуха
- Перегрев воды в системе охлаждения двигателя
Проверьте исправность оригинальной системы водяного охлаждения двигателя
- Неправильно расположен конденсатор
Убедитесь, что расстояние между радиатором и конденсатором составляет 15-20 мм; если расстояние соблюдено проверьте правильность расположения воздуховодов
Электромуфта компрессора проскальзывает или не входит в зацепление
- Недостаточное количество хладагента:
Найти утечку хладагента. Удалите хладагент из кондиционера. Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут.
Проверьте герметичность системы при помощи манометра. Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом
- контур электромуфты обесточен / Подача питания на контур неустойчивая:
Отсоедините провод электромуфты от контура и подключите к клемме «+» аккумулятора посредством плавкого предохранителя 7,5 А
Замените компрессор в сборе.
Если электромуфта входит в зацепление, проверьте реле давления, термостат, управляющий переключатель кондиционера и электрические контакты
- неправильное расстояние между шкивами компрессора и диском электромуфты:
Расстояние должно составлять 0,3-0,5 мм
Лед на трубках испарителя
Примечание. Это может произойти уже через несколько минут после включения, что приведет к резкому уменьшению воздушного потока, выдуваемого из дефлекторов
- неправильная работа нагнетательного вентилятора:
Включенный кондиционер должен обеспечивать работу вентилятора, по меньшей мере, на первой скорости. В противном случае проверьте правильность подключения электрики
- неисправен клапан регулирования рабочего объема компрессора:
Замените компрессор
Поврежден компрессор
- погнуты клапаны, заклинивание:
Удалите хладагент из кондиционера
Снимите компрессор
Если компрессор заклинило, промойте кондиционер, используя специальное средство, и замените осушающий фильтр во избежание оседания в контуре осадка грязи, образовавшегося в результате закупоривания
Установите новый компрессор
Откачайте неконденсирующиеся газы и влагу из кондиционера, включив вакуумный насос как минимум на 15 минут. Проверьте герметичность системы при помощи манометра.
Заправьте систему рекомендуемым объемом хладагента, а также маслом, удаленным из системы вместе с хладагентом
В салон поступает горячий воздух
- водяной клапан радиатора отопителя (при его наличии) не закрывается должным образом:
Проверьте рычажные механизмы и/или электродвигатель клапана. Отключите радиатор при необходимости
- нарушена герметичность заслонок смешения воздуха и/или рециркуляции воздуха:
Проверьте рычажные механизмы и/или электродвигатель клапана
- нарушена герметичность изоляции испарителя:
Убедитесь, что испаритель герметичен и соединен с оригинальным радиатором должным образом, предотвращающим проникновение теплого воздуха извне