Регулятор давления (рис.1) регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля

Он включен в оба контура тормозной системы, и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.

В регуляторе имеется четыре камеры: "А" и "D" (рис.1) соединяются с главным цилиндром, "B" – с правым, а "C" – с левым колесными цилиндрами задних тормозов.

В исходном положении педали тормоза поршень 2 поджат к толкателю 20, который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18.

При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор "Н", а также зазор "K" между головкой поршня и уплотнителем 21.

Через эти зазоры камеры "А" и "D" сообщаются с камерами "B" и "C".

Регулятор давления: 1 - корпус регулятора давления; 2 - поршень; 3 - защитный колпачок; 4, 8 - стопорные кольца; 5 - втулка поршня; 6 - пружина поршня; 7 - втулка корпуса; 9, 22 - опорные шайбы; 10 - уплотнительные кольца толкателя; 11 - опорная тарелка; 12 - пружина втулки толкателя; 13 - кольцо уплотнительное седла клапана; 14 - седло клапана; 15 -уплотнительная прокладка; 16 - пробка; 17 - пружина клапана; 18 - клапан; 19 - втулка толкателя; 20 - толкатель; 21 -уплотнитель головки поршня; 23 - уплотнитель штока поршня; 24 - заглушка; A, D - камеры, соединенные с главным цилиндром; B, C - камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; Е - соединительный канал; K, М, Н - зазоры

При нажатии на педаль тормоза, жидкость через зазоры "K" и "Н" и камеры "B" и "C", поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов.

При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса.

Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10.

При этом зазор "М" увеличивается, а зазоры "Н" и "K" уменьшаются.

Когда зазор "Н" выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру "D" от камеры "C", толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем.

Теперь давление в камере "C" будет изменяться в зависимости от давления в камере "B".

При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах "D", "B" и "А" возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере "B" сдвигается в сторону пробки 16.

При этом зазор "М" начинает уменьшаться.

За счет уменьшения объема камеры "C" давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере "B".

Когда зазор "K" станет равен нулю, давление в камере "B", а значит и в камере "C", будет расти в меньшей степени, чем давление в камере "А", за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21.

Зависимость между давлением в камерах "B" и «А» определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

При отказе контура тормозов «правый передний – левый задний тормоза» уплотнительные кольца 10, втулка 19 под давлением жидкости в камере "B" сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14.

Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7.

Работа этой части регулятора при отказе названного контура аналогична работе при исправной системе.

Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.

При отказе контура тормозов «левый передний – правый задний тормоза» давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса.

Зазор "М" увеличивается, а зазор "Н" уменьшается.

Когда клапан 18 коснется седла 14, рост давления в камере "C" прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления.

Достигаемая величина давления достаточна для надежной работы заднего тормоза.

В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24.

Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

Проверка и регулировка регулятора давления

При неисправности регулятора давления во время интенсивного торможения возможна блокировка задних колес раньше передних, что приведет к заносу автомобиля.

Проверку регулятора давления проводите с помощником снизу автомобиля, установленного на подъемнике или смотровой канаве.

Осматриваем регулятор давления и детали его привода.

Они не должны иметь повреждений.

Проверка и регулировка регулятора давления

Заглушка в отверстии корпуса регулятора должна быть утоплена на 1-2 мм, если это не так регулятор неисправен

Проверка и регулировка регулятора давления

Покачав упругий рычаг, проверяем отсутствие люфтов в соединениях, люфтов не должно быть

Проверка и регулировка регулятора давления

При нажатии на педаль тормоза поршень регулятора давления должен выдвинуться из корпуса регулятора на 1,6-2,4 мм, сжимая пружину

Если при нажатии на педаль тормоза поршень регулятора не перемещается, или перемещается на величину большую или меньшую, то регулятор или привод неисправны.

Регулировать привод регулятора нужно также при работах по снятию заднего моста, замене пружин и амортизаторов задней подвески.

Для регулировки вывешиваем заднюю часть автомобиля

Проверка и регулировка регулятора давления

Ключом на 10 откручиваем гайку болта крепления наконечника упругого рычага регулятора к тяге кронштейна заднего моста, удерживая болт от проворачивания ключом на 10.

Проверка и регулировка регулятора давления

Вынимаем болт и отсоединяем упругий рычаг привода регулятора от тяги кронштейна заднего моста

Проверка и регулировка регулятора давления

Ключом на 10 ослабляем затяжку контргайки регулировочного болта, удерживая болт от проворачивания таким же ключом

Поднимая или опуская конец упругого рычага, устанавливаем его на расстоянии 200±5 мм от пола кузова

Проверка и регулировка регулятора давления

Расстояние замеряем линейкой, конец которой упираем в пол кузова

Проверка и регулировка регулятора давления

Для фиксации рычага на нужном расстоянии вставляем между ним и балкой заднего моста деревянный брусок необходимой длины

Проверка и регулировка регулятора давления

Удерживая упругий рычаг в этом положении, ключом на 10 заворачиваем регулировочный болт до касания с рычагом поршня 1 так, чтобы обеспечить соприкосновение рычага привода регулятора 2, в который ввернут регулировочный болт, и пружины 3.

Удерживая ключом регулировочный болт, затягиваем контргайку.

Соединяем упругий рычаг привода регулятора с тягой на балке заднего моста.

При правильно настроенном регуляторе, во время торможения на горизонтальном участке дороги с твердым покрытием, передние колеса должны блокироваться немного раньше задних.

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Отсоединяем наконечник рычага привода регулятора от стойки рычага, как описано выше

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Головкой на 10 откручиваем гайку крепления обоймы опорной втулки к кронштейну, удерживая ключом болт от проворачивания

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Выводим обойму опорной втулки рычага из прорези кронштейна и снимаем обоймы с опорной втулки

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Специальным ключом для тормозных трубок, откручиваем штуцеры трех тормозных трубок, расположенных сбоку регулятора

Откручиваем штуцер трубки, расположенный спереди

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Отводим трубки от регулятора давления

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Головкой на 13 откручиваем два болта крепления корпуса регулятора к кронштейну

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Снимаем регулятор и пластину

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Для снятия кронштейна регулятора давления головкой на 13 с удлинителем откручиваем две гайки крепления кронштейна к кузову

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Снимаем кронштейн в сборе с приводом регулятора, выводя его из-за трубы глушителя

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Накидным ключом на 8 откручиваем болт крепления опорной пластины рычага

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Сдвинув пластину, снимаем кронштейн крепления регулятора

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Вынимаем рычаг из отверстия в оси

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Снимаем с рычага опорную пластину

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Вынимаем ось рычага

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Разъединяем рычаги поршня, привода регулятора и пружину рычага

Выворачивать регулировочный болт из рычага привода регулятора без необходимости не нужно

Замена регулятора давления тормозов и его привода

Разжав резиновую опорную втулку, снимаем ее с рычага

Устанавливаем регулятор давления и все детали в обратном порядке.

Прокачиваем гидропривод тормозов (описано в статье – Замена тормозной жидкости Нива Шевролет) и регулируем привод, как описано выше.

Наносим тонкий слой графитной смазки на ось регулятора и выступающую часть поршня.

Закладываем немного смазки в защитный колпачок и устанавливаем его на место.