Осмотр и подготовка блока цилиндров двигателя К4М к сборке
Разборка блока цилиндров была рассмотрена в статье – «Разборка блока цилиндров».
После разборки блока цилиндров нужно определить возможность дальнейшего использования блока цилиндров, коленчатого вала и поршневой группы.
Проверка блока цилиндров
Неплоскостность посадочной поверхности блока цилиндров допускается не более 0,03 мм. Шлифовка не допускается.
Проверку нужно проводить согласно схеме на рисунке 1.
Определение диаметра цилиндра
Расстояние Х от оси отверстий (1) до посадочной поверхности блока цилиндров определяет группу диаметров цилиндра (подробнее см. таблицу).
Метка (2) соответствует цилиндру № 1, а метка (3) соответствует цилиндру № 4 (см. рис. 2).
Диаметры цилиндров
Положение отверстий, мм | Метка размерной группы | Диаметр цилиндров, мм |
Х=17 | А | От 79,500 до 79,510 |
Х=27 | В | От 79,510 до 79,520 |
Х=37 | С | От 79,520 до 79,530 |
Диаметры опор коренных подшипников
Размер диаметров опор коренных подшипников в блоке цилиндров дан в таблице 2. Размер вкладышей коренных подшипников дан в таблице 3.
Диаметры отверстий опор коренных подшипников в блоке цилиндров
Положение отверстия 2 и 3, мм | Метка класса | Диаметр опор коленчатого вала Х1, мм |
Х2=17 | 1 | От 51,936 до 51,942 |
Х2=27 | 2 | От 51,942 до 51,949 |
Размеры вкладышей коренных подшипников
Группа по диаметру отверстий в блоке | Размерные группы по диаметру коренных шеек и толщина вкладышей, мм | ||
A илиD | Bили E | Cили F | |
1 | Желтая метка C1=1,949—1,955 | Голубая метка C1=1,946—1,952 | Черная метка C1=1,943—1,949 |
2 | Красная метка C4=1,953—1,959 | Желтая метка C1=1,949—1,955 | Голубая метка C2=1,946—1,952 |
Перед проверкой нужно установить крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика.
После этого затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в порядке указанном на рисунке 3.
Замеряем, диаметры и снимаем крышки коренных подшипников коленчатого вала.
Диаметры (Х1 рисунок 4) опор коленчатого вала маркируются сверлением в зоне над масляным фильтром (рис.4 (В) по стрелке).
Положение (Х2) отверстий по отношению к посадочной поверхности блока цилиндров определяет диаметр опор коленчатого вала.
Коленчатый вал лежит в блоке цилиндров на пяти опорах. Упорные полукольца, регулирующие осевой зазор, устанавливаются на опору №3.
Допускаемые параметры коленчатого вала:
Осевой люфт коленчатого вала при новых упорных полукольцах – 0,045 – 0,252 мм;
Осевой люфт коленчатого вала при приработавшихся упорных полукольцах – 0,027 – 0,054 мм.
Диаметральный зазор между коренными шейками коленчатого вала и подшипниками, мм – 0,027 – 0,054 мм.
Измерение диаметров шеек коленчатого вала на рисунке 5.
Размерные группы по диаметру коренных шеек
Группа | Диаметр коренных шеек, мм |
A/D | От 47,990 до 47,997 |
B/E | От 47,997 до 48,003 |
C/F | От 48,003 до 48,010 |
Размерные группы по диаметру шатунных шеек:
Группа | Х3, мм | Группа | Х3, мм |
A | 43,960 | O | 43,971 |
B | 43,961 | P | 43,972 |
C | 43,962 | R | 43,973 |
D | 43,963 | S | 43,974 |
E | 43,964 | T | 43,975 |
F | 43,965 | U | 43,976 |
G | 43,966 | V | 43,977 |
H | 43,967 | W | 43,978 |
J | 43,968 | Y | 43,979 |
K | 43,969 | Z | 43,980 |
L | 43,970 |
|
|
При замерах за результат принимают минимальный диаметр по периметру шейки.
Маркировка коленчатого вала
Расположение заводской маркировки и информация по маркировке на рисунке 6.
Метки несут следующую информацию:
1 — размерные группы по диаметру коренных шеек;
2 — размерные группы по диаметру коренной шейки № 1 со стороны маховика;
3 — размерные группы по диаметру коренной шейки № 5 со стороны маховика;
4 — размерные группы по диаметру шатунных шеек;
5 — размерные группы по диаметру шатунной шейки № 1 со стороны маховика.