На Лада Калине устанавливается стартер типа 5702.3708.
На часть автомобилей может быть установлен стартер BOSH 0001108203.
Вал якоря передает вращение на вал привода через планетарный редуктор.
Планетарные шестерни редуктора вращаются на игольчатых подшипниках.
Привод стартера состоит из ведущей шестерни и обгонной муфты.
Схема соединения стартера на рис. 1.
Тяговое реле установлено на корпусе электродвигателя.
Большой ток, потребляемый стартером при запуске двигателя, передается через медные контакты реле.
В реле установлены две катушки втягивающая и удерживающая.
При повороте ключа зажигания в положение "II" на управляющий вывод тягового реле «50» типа 902-3747-11, а с него на две обмотки втягивающего реле от аккумулятора подается напряжение.
Под воздействием магнитного поля металлический сердечник тягового реле, преодолевая усилие пружины, втягивается внутрь катушки.
При этом он приводит в движение рычаг привода стартера.
Рычаг в свою очередь выдвигает привод стартера, вводя ведущую шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя.
Одновременно с этим медная контактная пластина замыкает контактные болты.
Через обмотки якоря стартера начинает протекать ток, якорь – вращается, осуществляя запуск двигателя.
Отрицательный вывод втягивающей обмотки реле соединен с массой через обмотки якоря стартера.
После замыкания контактных болтов через обмотку перестает протекать ток, и сердечник тягового реле удерживается только одной обмоткой, это позволяет уменьшить нагрев обмоток реле и сократить энергию в момент запуска.
Проверка работоспособности стартера
Одним проводом соединяем отрицательный вывод аккумулятора с корпусом стартера.
Второй провод, соединенный с положительным выводом аккумуляторной батареи, подсоединяем к контактному болту 2 тягового реле, к которому подсоединен провод стартера.
Если якорь стартера начнет вращаться, двигатель стартера исправен.
Подсоединяем второй провод к контактному болту 1 тягового реле. Используя отвертку или другой подходящий металлический предмет, замыкаем между собой вывод 3 и контактный болт тягового реле.
Если раздался громкий щелчок и якорь стартера начал вращаться, значит, тяговое реле исправно.
Для дальнейшей проверки стартера, а также для определения причины неисправности необходимо разобрать стартер.
При отказе стартера – смотрим статью "Как проверить стартер автомобиля Лада Калина"
Снятие и разборка стартера
Отсоединяем клемму «-» от аккумулятора.
Снимаем воздушный фильтр
Отсоединяем провод управления тяговым реле.
Головкой на 13 отворачиваем гайку крепления наконечника провода, соединенного с плюсовым выводом аккумулятора
Снимаем наконечник провода
Головкой отворачиваем две гайки крепления стартера.
Снимаем стартер
Головкой на 13 отворачиваем гайку крепления наконечника провода к выводу тягового реле.
Снимаем с вывода пружинную шайбу
Снимаем наконечник провода
Отворачиваем три винта крепления тягового реле
Снимаем тяговое реле со стартера
Вынимаем из реле пружину
Снимаем якорь тягового реле с рычага привода
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления крышки подшипника
Снимаем крышку
Снимаем прокладку
Снимаем стопорное кольцо
Снимаем дистанционную шайбу
Ключом на 7 отворачиваем два стяжных болта
Вынимаем стяжные болты и снимаем заднюю крышку
Поддев отверткой, снимаем щеткодержатель, придерживая пружины щеток
Так выглядит щеточный узел
Снимаем переднюю крышку
Вынимаем якорь из корпуса
Вынимаем из крышки уплотнитель
Вынимаем вал привода с рычагом
Снимаем рычаг привода.
Для проверки состояния шестерен редуктора отверткой поддеваем крышку редуктора
Снимаем крышку
Осматриваем зубья шестерен.
Зубья не должны иметь сколов и следов износа. Добавляем смазку Литол-24 и устанавливаем крышку на место
Опираем вал привода на металлический стержень, через отрезок трубы или торцовый ключ на 11
- сбиваем упорную втулку.
Разжав щипцами пружинное кольцо
Снимаем кольцо с вала
Снимаем с вала привода упорную втулку
Вынимаем привод в сборе
Осматриваем коллектор и обмотки якоря.
Следы обугливания обмоток не допускаются – такой якорь необходимо заменить.
Загрязненный коллектор зачищаем мелкозернистой наждачной бумагой, зажав вал якоря через полоску плотной бумаги в патрон электродрели.
Промываем якорь водой с моющим средством для удаления грязи, угольной пыли и остатков абразива и продуваем сжатым воздухом.
Заменяем изношенные щетки, если их высота меньше 3,5 мм. Промываем детали редуктора и привода уайт–спиритом или керосином.
Сборка
Установить щеточный узел на коллектор якоря стартера можно специальной оправкой или с помощью инструментальной головки подходящего размера и формы.
В случае их отсутствия установить можно без этих приспособлений. Для этого:
- - двумя винтами крепим щеточный узел к задней крышке стартера;
- - смазываем конец вала якоря двумя каплями моторного масла;
- - вставляем четыре щетки в соответствующие щеткодержатели.
Не вставляя в щеткодержатели пружины щеток, надеваем щеточный узел на коллектор якоря;
- плоскогубцами с тонкими губками отгибаем наружные упоры пружин всех четырех щеток;
- вставляем в щеткодержатель пружину;
- удерживая пружину отверткой, плоскогубцами загибаем четыре упора пружины.
Таким же образом устанавливаем оставшиеся три пружины;
- вставляем в статор якорь стартера с надетыми на него щеточным узлом и задней крышкой, (при этом необходимо придерживать якорь, чтобы его коллектор не вышел из зацепления со щеточным узлом).
Упорную втулку устанавливаем на место при помощи раздвижных пассатижей.
Дальнейшую сборку выполняем в обратной последовательности. На детали редуктора наносим смазку ШРУС-4.
Перед установкой привода окунаем его в моторное масло и даем маслу стечь.
Втулки, в которых вращаются валы якоря и привода, а так же винтовые шлицы привода смазываем моторным маслом;
- чтобы убедиться в правильности сборки стартера, перед установкой проверяем его работоспособность (Описано в начале статьи).