Система пуска двигателя автомобиля КамАЗ может находиться в трех альтернативных состояниях: исправном, работоспособном и неисправном (отказ)

При исправном состоянии система пуска обеспечивает пуск двигателя, а состояние всех приборов отвечает требованиям, предъявляемым техническими условиями.

При работоспособном состоянии система обеспечивает уверенный пуск двигателя, но техническое состояние некоторых приборов не соответствует техническим условиям.

При неисправном состоянии (отказе) пуск двигателя невозможен из-за неисправности одного или нескольких приборов системы.

Исправное состояние системы рассматривать не будем, так как перед нами не ставится задача определить срок безотказной работы системы по числу пусков или по пробегу автомобиля.

Для выполнения большинства задач достаточно иметь систему в работоспособном состоянии, когда система обеспечивает уверенный пуск двигателя.

Поэтому в первую очередь рассмотрим отказ системы и возможные неисправности, укажем способы их быстрого определения и устранения.

Система состоит из семи приборов, каждый из которых влияет на работу всей системы.

Следовательно, для того чтобы оптимизировать процесс поиска неисправности, необходимо прохронометрировать каждую проверку и оценить ее влияние на работоспособность системы пуска:

Затяжка наконечников батареи: 1 аккумуляторная батарея; 2 - вывод батареи

Проверка аккумуляторных батарей

Снять крышку с гнезда аккумуляторных батарей.

Путем внешнего осмотра проверить состояние выводов наконечников и плотность их крепления на полюсных выводах (рис. 1).

По плотности электролита следует определить степень разряженности батареи. Время проверки — около 5 мин;

Проверка наличия напряжения на амперметре

Отвернуть болты крепления щитка приборов и наклонить щиток на себя или положить на рулевую колонку.

В этом случае открывается свободный доступ к выводам амперметра.

Подключить контрольную лампочку последовательно на вход и выход амперметра.

Если на “+“ амперметра лампочка горит, то цепь до амперметра исправна, и наоборот.

Затем проверить «-» амперметра. Если контрольная лампа горит, значит, через амперметр проходит ток, и неисправности следует искать дальше по цепи.

Если лампочка не горит, значит, неисправность в амперметре. На данную проверку без замены амперметра уходит до 2 мин;

Проверка выключателя приборов и стартера

Проверка выключателя приборов и стартера: 1 - выключатель приборов и стартера; 2 - контрольная лампа

Перед проверкой данного прибора необходимо провести подготовительные работы, обеспечивающие доступ к выводам.

Для этого надо снять щиток ограждения электродвигателей системы обогрева кабины, отвернуть гайку крепления выключателя приборов и стартера и снять прибор с панели, оставив его на проводах (рис. 2).

Снять провод красного цвета с вывода “АМ” и проверить контрольной лампой наличие напряжения.

Если лампа горит, значит, цепь до выключателя приборов и стартера исправна.

Затем нужно присоединить провод красного цвета к выводу «АМ», повернуть ключ в выключателе приборов и стартера во второе положение и проверить лампочкой вывод «СТ» (провод зеленого цвета).

Если лампа горит, значит, выключатель приборов и стартера исправен.

Реле блокировки стартера

Данное реле установлено под откидной панелью предохранителей.

Реле собрано на полупроводниковых приборах и проверить контрольной лампой его невозможно.

Для проверки применяют специальный прибор.

Неисправность реле блокировки стартера не обязательно ведет к потере работоспособности системы пуска, поэтому данную проверку не всегда следует проводить при поиске неисправности;

Проверка реле включения стартера

Данное реле расположено под откидной панелью предохранителей.

Проводом подвести “+“ от амперметра к выводу “К” реле. При этом должен быть слышен щелчок включения контактов.

Для того чтобы убедиться в замыкании контактов и реле, необходимо контрольную лампу подсоединить к выводу “С” реле включения стартера (провод черного цвета).

Если лампа горит, значит, контакты реле замыкаются.

Проверка тягового реле стартера

Проводом подвести “+“ от аккумуляторных батарей к выводу, втягивающему обмотки реле стартера.

Если слышен щелчок, то реле срабатывает. Электродвигатель при этом должен вращаться.

Если электродвигатель стартера не вращается, то контрольной лампой проверяют наличие напряжения на контактном болту, связанном с электродвигателем.

Если лампа горит, значит, тяговое реле стартера работает нормально.

Проверка электродвигателя стартера

Эта проверка является самой трудоемкой, так как проводится (как правило) при снятом стартере. Для снятия стартера требуется 30 мин и 25 мин для диагностирования.

Поскольку система электропуска имеет небольшое число элементов (всего семь), то применяют метод поэлементной проверки, или последовательного деления системы на две подсистемы.

Возможные неисправности пуска двигателя

Причина – способ устранения

Двигатель не пускается:

Стартер не проворачивает коленчатый вал или вращает его очень медленно

  • - проверить степень зарядки и исправность аккумуляторных батарей и, если необходимо, зарядить или заменить их;
  • - проверить контакты в цепи питания стартера; при необходимости очистить и затянуть клеммы проводов;
  • - проверить состояние контактов реле стартера, при наличие подгара зачистить контакты;
  • - проверить контактные соединения на аккумуляторной батарее, если необходимо, зачистить;
  • - проверить контакт щеток стартера с коллектором и отсутствие заедания щеток в щеткодержателях, если необходимо, протереть и зачистить коллектор, очистить боковые грани щеток, заменить изношенные щетки новыми или заменить исправные щеточные пружины;
  • - при невозможности устранения дефекта заменить стартер

Стартер не работает, при его включении свет фар не слабеет

  • - обрыв цепи питания или неисправность в проводке – Проверить цепь стартера и устранить неисправность;
  • - отсутствие контакта щеток с коллекторами – Протереть коллектор тряпочкой, смоченной в бензине, или очистить коллектор стеклянной шкуркой. Проверить отсутствие заедания щеток в щеткодержателях. Проверить состояние щеточных пружин и в случае их неисправностей заменить;
  • - обрыв соединений внутри стартера – Проверить и устранить дефекты или заменить стартер;
  • - неисправность в цепи реле стартера – Проверить цепь реле и устранить неисправность

Стартер вращается с большой скоростью, но не проворачивает коленчатый вал

  • - поломка зубьев венца маховика – Заменить венец маховика;
  • - разогнут рычаг включения стартера – Исправить рычаг рихтовкой;
  • - поломан палец рычага включения стартера – Заменить рычаг новым

Реле стартера работает с перебоями (включает стартер и сейчас же выключает)

- обрыв удерживающей обмотки – Заменить реле

Шестерня привода стартера систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле

  • - сильно забиты торцы зубъев венца маховика или шестерни стартера – Заменить неисправный венец маховика или шестерню стартера;
  • - нарушена регулировка реле стартера – Отрегулировать реле стартера;
  • - заедание шестерни стартера на валу из-за отсутствия или некачественной смазки – Очистить от грязи и смазать консистентной смазкой

Амперметр показывает разрядный ток при номинальных оборотах двигателя

  • - пробуксовка ремней привода генератора – отрегулировать натяжение ремней, убедившись в исправности подшипников генератора;
  • - неисправен амперметр – Проверить и при необходимости заменить амперметр;
  • - неисправность электропроводки – Найти с помощью контрольной лампочки повреждения и устранить неисправность;
  • - нет контакта между щетками и контактными кольцами генератора – Проверить состояние рабочей поверхности контактных колец, если необходимо, протереть салфеткой, смоченной в бензине; если загрязнения не удаляются, кольца зачистить стеклянной шкуркой и протереть салфеткой. Проверить отсутствие заедания щеток своих направляющих, при необходимости снять щеткодержатель, вынуть щетки и очистить их от щеточной пыли;
  • - неисправен регулятор напряжения – Заменить регулятор напряжения;
  • - обрыв фаз, замыкание на массу или межвитковое замыкание в обмотке статора – Заменить статор;
  • - обрыв или плохой контакт в цепи возбуждения генератора – Проверить целостность в цепи возбуждения, щеточный узел, состояние пайки обмотки возбуждения к кольцам, состояние проводки, при необходимости заменить неисправные детали

Большой зарядный ток (амперметр зашкаливает), аккумулятор «кипит»

  • - неисправен регулятор напряжения – Заменить регулятор напряжения;
  • - замыкание клеммы «Ш» (шунтового провода) генератора на массу – Устранить замыкание