На автомобилях КамАЗ-5320 воздух в контур аварийного растормаживания (рис.1) при работающем двигателе поступает непосредственно от компрессора через тройной защитный клапан 13

Если двигатель не работает, а давление в баллонах 1 и 3 рабочей тормозной системы больше 5,0-5,2 кгс/см 2, воздух из этих баллонов через тройной защитный клапан подводится к крану аварийного растормаживания 12.

Кран (рис. 2) установлен под панелью приборов.

Контур аварийного растормаживания: 1 и 3 - баллоны; 2,4 и 8 - датчики; 5 - зуммер; 6 - блок контрольных ламп; 7- двухстрелочный манометр; 9 - энергоаккумуляторы; 10 - клапан контрольного вывода; 11 - двухмагистральный клапан; 12 - кран аварийного растормаживания; 13 - тройной защитный клапан; I - подача воздуха из конденсационного баллона; II - подача воздуха от ускорительного клапана при растормаживании стояночного тормоза; III - сброс воздуха из энергоаккумуляторов после отпускания кнопки крана

При нажатии па кнопку крана 12 воздух через кран и двухмагистральный клапан 11 подается в энергоаккумуляторы 9 и автомобиль растормаживается.

После отпускания кнопки крана воздух из энергоаккумуляторов через двухмагистральный клапан и далее через кран аварийного растормаживания уходит в атмосферу, энергоаккумуляторы вновь затормаживают автомобиль.

Пневматический кран: I - вывод к ресиверу; II - атмосферный вывод; III - вывод к пневматическим цилиндрам; 1,11,12 упорные кольца; 2 - корпус; 3 - фильтр; 4 - тарелка пружины штока; 5,10,14 - уплотнительные кольца; 6 - втулка; 7 - защитный чехол; 8 - кнопка; 9 - толкатель; 13 - пружина толкателя; 15 - клапан; 16 - пружина клапана; 17- направляющая клапана

При неработающем двигателе запаса воздуха в баллонах рабочей тормозной системы достаточно для трехкратного растормаживания стояночного тормоза.

Понижение давления в этих баллонах до 5,0-5,2 кгс/см 2 приводит к закрытию клапана в тройном защитном клапане и прекращению подачи воздуха к крану аварийного растормаживания.

Необходимо помнить, что для обеспечения растормаживания давление в баллонах должно быть больше указанной величины на 0,6-0,8 кгс/см 2.

Если этого превышения не будет, тройной защитный клапан перекроет подачу воздуха до полного растормаживания энергоаккумуляторов.

На автомобилях КамАЗ-5410 воздух к крану аварийного растормаживания подводится непосредственно из баллонов контура рабочего тормоза задней тележки.

На этих автомобилях стояночный тормоз можно растормозить, если давление воздуха в указанных баллонах упадет при растормаживании не ниже 4,5 кгс/см 2.

Рассмотрим два наиболее характерных примера использования контура аварийного растормаживания

В блоке контрольных ламп загорелась мигающая лампочка включения стояночного тормоза и лампа III, сигнализирующая о падении давления в контуре стояночного тормоза. Автомобиль при этом начал терять скорость вплоть до полной остановки.

Если I и II лампы в блоке контрольных ламп не горят, а при нажатии на кнопку крана аварийного растормаживания мигающая лампочка гаснет, то утечка воздуха возникла в контуре стояночного тормоза до двухмагистрального клапана.

В этой ситуации водителю необходимо, удерживая нажатой кнопку крана, растормозить энергоаккумуляторы и, соблюдая меры предосторожности, убрать автомобиль с проезжей части.

На обочине дороги в спокойной обстановке водитель должен найти и по возможности устранить неисправность.

Если найти или устранить неисправность не удалось, для обеспечения возможности движения автомобиля или его буксировки надо с помощью контура аварийного растормаживания сжать пружины в энергоаккумуляторах и вывернуть в них до упора винты.

Возвращаясь в АТП на неисправном автомобиле с отключенными энергоаккумуляторами, водитель должен помнить о том, что на автомобиле не работают стояночная и запасная тормозные системы.

Поэтому он должен постоянно следить за состоянием рабочей тормозной системы, двигаться на пониженной скорости, в случае необходимости останавливаться на горизонтальной площадке и под колеса подкладывать упоры.