Система впрыска топлива автомобиля Grand Crokeehe
Система многоканального впрыска топлива (MPFI)состоит из трех подсистем: забора воздуха, электронного управления и подачи топлива
Система использует Модуль Управления мощностью (РСМ) вместе с датчиками (температуры охладителя, абсолютного давления в патрубке — MAP, кислородный и т.п.) для определения правильного соотношения воздух/топливо во всех рабочих состояниях
Рис. Расположение компонентов системы на двигателе
- Датчик MAP (абсолютное давление в патрубке).
- Двигатель IAC (управления воздухом хол.хода), прикрепленныи к корпусу дросселя.
- Корпус воздухоочистителя
- Впускной патрубок
- Канал проверки давления топлива.
- Топливная рейка
- Инжектор
- Датчик температуры охладителя
- Центр распределения мощности
Модуль управления мощностью
Рис. Расположение компонентов впрыска на двигателе
- Двигатель IAC на корпусе дросселя
- Корпус воздухоочистителя
- Датчик положения дросселя
- Датчик температуры охладителя
- Датчик MAP
- Впускной патрубок.
- Центр распределения мощности
- Модуль управления цепочкой мощности
- Распределитель (скрыт под жаровой стенкой)
Система впрыска топлива и система управления эмиссией и двигателем тесно связаны функционально и конструктивно.
Воздухозаборная система
Система забора воздуха состоит из воздухоочистителя, воздухозаборников, корпуса дросселя, системы управления воздухом х.х. и впускного патрубка.
Датчик положения дросселя крепится к валу дроссельной заслонки для отслеживания изменений в положении заслонки. На моделях с двигателем
Когда двигатель работает на х.х., отношение воздух/топливо контролируется системой IAC, которая состоит из модуля управления мощностью РСМ и управления воздухом х.х.
Клапан IAC задействуется от РСМ в зависимости от рабочего состояния двигателя (система кондиционирования воздуха, усилитель руля, холодный или прогретый и т.п.).
Этот клапан регулирует количество воздуха, проходящего через дроссельную заслонку и во впускной патрубок. РСМ получает информацию отдатчиков (скорости автомобиля, температуры охладителя, режимов кондиционера и усилителя рулевого управления и т.п.) и регулирует режим холостого хода в соответствии с требованиями двигателя и водителя.
Система электронного управления
Система подачи топлива
Система подачи топлива состоит из следующих компонентов: топливный насос, регулятор давления, инжекторы топлива, резистор инжектора и основные реле.
Топливный насос — встроенного типа с непосредственным приводом.
Топливо засасывается через фильтр в насос, перетекает мимо якоря через однонаправленный клапан, проходит через другой фильтр и подается к инжекторам. Разгрузочный клапан предотвращает нарастание давления, открываясь в случае закупоривания выпускной стороны и позволяя топливу протекать со стороны высокого давления на сторону низкого.
Регулятор давления поддерживает постоянное давление инжекторов. Излишнее топливо направляется обратно в бак по возвратной линии.
Инжекторы — плунжерного типа, действующие от соленоидов, с постоянным ходом, состоящие из соленоида, плунжера, игольчатого клапана и корпуса. Когда ток подается на катушку соленоида, игольчатый клапан поднимается и топливо под давлением заполняет корпус инжектора и продавливается сквозь сопло. Объем впрыскивания определяется продолжительностью открывания клапана (т.е. длительностью подачи тока на катушку соленоида).
Поскольку это определяет интервалы открывания/закрывания, которые, в свою очередь, задают соотношение топлива и воздуха в горючей смеси, — таймирование работы инжекторов должно быть очень точным.
Для того, чтобы получить наилучшую возможную реакцию инжектора, время нарастания тока, когда напряжение прикладывается к каждой катушке инжектора, должно быть минимальным следовательно, число витков катушки должно быть снижено, чтобы уменьшить индуктивность катушки.
Однако это дает низкое активное сопротивление обмотки, которое может вступить в противоречие со сроком службы катушки.
Поэтому ток, протекающий через катушку, ограничивается резистором, монтируемым в жгуте, идущем на инжектор.
Основное реле, устанавливаемое рядом с коробкой предохранителей, представляет собой реле прямого соединения и содержит реле для питания узла электронного управления и реле питания топливного насоса.
СИСТЕМА ВПРЫСКА (ИНЖЕКЦИИ) ТОПЛИВА— ПРОВЕРКА
Примечание: Описываемая процедура базируется на допущении, что давление топлива такое, как должно быть.
- Проверить соединения заземляющих проводов на впускном патрубке на плотность затяжки. Проверить все разъемы жгутов, которые связаны с системой впрыска. Неплотно соединенные разъемы и плохое соединение с корпусом могут вызвать много проблем, которые будут напоминать более серьезные сбои в работе.
- Проверить, полностью ли заряжена батарея, поскольку блок управления и датчики зависят от точного значения напряжения питания, для того чтобы правильно измерять топливо.
- Проверить элемент воздушного фильтра — грязный или частично забитый фильтр резко ухудшит характеристики и экономию топлива.
- Если обнаружится сгоревшая вставка, заменить ее и посмотреть, не сгорит ли она снова. Если сгорит, отыскать заземлившийся провод в жгуте проводов на топливный насос.
- Проверить воздухозаборник для впускного патрубка на утечки, которые приведут к исключительно бедной смеси. Также проверить состояние всех вакуумных шлангов, присоединенных к впускному патрубку.
- Снять воздухозаборник с корпуса дросселя и проверить его на наличие грязи, углерода и других отложений. Грязь нужно отчистить очистителем карбюратора с помощью зубной щетки.
При работающем двигателе поместить автомобильный стетоскоп поочередно к каждому инжектору и прослушать щелчки, свидетельствующие об их действии. Если стетоскопа нет под рукой, приставлять лезвие отвертки и слушать через ручку.
Рассоединить разъемы, ведущие к инжекторам, и измерить сопротивление каждого инжектора. Сравнить измеренные значения с заданными в начале этой главы.
Вставлять поочередно в разъем каждого инжектора контрольную лампочку. Убедиться, что свет вспыхивает равномерно в каждом разъеме. Тем самым будет проверено напряжение на каждом инжекторе.
Остальные проверки системы можно найти в следующих разделах.
КОРПУС ДРОССЕЛЯ — ПРОВЕРКА, СНЯТИЕ И УСТАНОВКА
Проверка
Наверху корпуса дросселя найти вакуумный шланг, идущий к датчику MAP. Отделить его от корпуса и подсоединить на его место вакуумметр.
Запустить двигатель и прогреть его до нормальной рабочей температуры (подождать, чтобы вентилятор охлаждения включился дважды). Убедиться, что прибор показывает отсутствие вакуума.
Приоткрыть дроссель чуть больше холостого хода и убедиться, что прибор показывает вакуум.
Если прибор показывает отсутствие вакуума, проверить, не засорился ли канал. Прочистить канал карбюраторным очистителем, если нужно.
- Заглушить двигатель и убедиться, что трос акселератора и дроссельная заслонка работают плавно, без заеданий или застреваний.
- Если трос или заслонка заедают, проверить их на нарастание налета.
- Если налет очевиден, попытаться удалить его карбюраторным очистителем или подобным раствором.
- Если такая чистка не помогает, заменить корпус дросселя.
Снятие и установка
Предупреждения: Перед началом этой операции подождать, чтобы двигатель полностью остыл.
- Отсоединить минусовой провод аккумулятора.
- Снять воздухопровод, соединяющий узел воздухоочистителя с корпусом дросселя.
- Отсоединить от корпуса дросселя разъем датчика положения дроссельной заслонки. Также обозначить и отсоединить вакуумные шланги от корпуса.
- Отсоединить трос акселератора и, если имеется, трос клапана дросселя трансмиссии.
- Отсоединить от корпуса дросселя шланги охладителя, заглушив их во избежание утечки охладителя.
- Отвинтить четыре крепежных гайки и снять корпус дросселя и прокладку.
Удалить все следы материала прокладки с корпуса дросселя и впускного патрубка.
Установку выполнять в обратном порядке. Не забыть, что прокладку нужно поставить новую. Отрегулировать трос акселератора и, если имеется, трос дроссельной заслонки. Проверить уровень охладителя, при необходимости долить.
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ТОПЛИВА —ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА
Примечание: Модели 1995 снабжаются регулятором топлива, смонтированным внутри узла топливного насоса/датчика уровня. Следовательно, регулируемое давление можно проверить только на этих моделях.
Проверка
- Сбросить давление в топливной системе.
- Отсоединить провод от минуса аккумулятора.
- Установить манометр.
- Запустить двигатель и проверить, нет ли утечек вокруг подсоединения манометра.
Проследить вакуумный шланг от регулятора давления топлива до впускного патрубка. Отсоединить шланг от патрубка и установить манометр в канал.
Запустить двигатель и убедиться в наличии вакуума. Если прибор не показывает вакуума, проверить канал на засорение.
Убрать манометр и подсоединить шланг на место.
Отсоединить вакуумный шланг от регулятора давления и подсоединить к регулятору ручной вакуумный насос.
Запустить двигатель и считать показания манометра при вакууме, приложенном к регулятору, и при отсутствии вакуума.
Давление топлива должно понижаться при возрастании вакуума.
Вновь подсоединить вакуумный шланг к регулятору давления и проверить давление топлива на холостом ходу, сравнивая полученное показание с заданным.
Отсоединить вакуумный шланг и следить за прибором — давление должно подскочить до максимально заданного в момент отсоединения шланга.
Если же давление не меняется, заменить регулятор давления топлива.
Если давление топлива низкое, перекрыть линию возврата топлива и следить за манометром.
Если давление не возрастает, значит топливный насос неисправен, либо в топливной линии засорение.
Если же давление резко подскакивает, нужно заменить регулятор давления.
Примечание: Установить специальную резиновую топливную магистраль между возвратной линией и топливной рейкой, которая позволит топливной линии сжаться при перекрытии.
Если измеряемое давление топлива слишком высокое, заглушить двигатель и сбросить давление.
Отсоединить линию возврата топлива и продуть ее, чтобы проверить на закупоривание.
Если линия чистая, заменить регулятор давления.
Замена
- Сбросить давление в системе.
- Отсоединить минус батареи.
- Отсоединить от регулятора вакуумный и топливный шланги, затем отвинтить болты крепления.
- Снять регулятор давления.
Установка выполняется в обратном порядке.
Не забыть, что кольцо нужно ставить новое, и перед установкой смазать его тонким слоем чистого двигательного масла.
После установки регулятора на место провесить, нет ли утечек топлива.
ТОПЛИВНЫЕ ИНЖЕКТОРЫ — ПРОВЕРКА, СНЯТИЕ И УСТАНОВКА
Проверка
Запустить двигатель и прогреть его до нормальной рабочей температуры.
С двигателем, работающим на холостых оборотах, отсоединить каждый инжектор один за другим, отмечая каждый раз при рассоединении разъема изменение в работе двигателя. Если обороты падают одинаково для каждого цилиндра, значит инжекторы работают правильно. Если расстыковка разъема какого-то инжектора не меняет режим холостого хода, перейти к следующему шагу. Примечание: Необходимо удалить гайки с крепления жгута и поднять жгут на рейку, чтобы получить просвет для расстыковки разъемов инжекторов.
Заглушить двигатель. Снять разъем с инжектора и измерить сопротивление между двумя его клеммами.
Сопротивление должно быть примерно 12,4 Ом.
Если нет, заменить его новым.
Если сопротивление равно заданному, подсоединить вольтметр с высоким импедансом или специальную лампочку проверки инжектора (имеется в большинстве автомагазинов) к разъему инжектора.
а) Если напряжение колеблется между нулем и двумя вольтами (или лампочка вспыхивает), значит инжектор получает правильное напряжение.
б) Если напряжения нет, проверить проводку.
в) Если проводка не повреждена и не закорочена, проверить проводку между РСМ и инжектором (-ами) на короткое замыкание или обрыв провода или плохой контакт.
Снятие
- Отсоединить минус аккумулятора.
- Сбросить давление топлива.
- Расстыковать разъемы инжекторов.
- Отсоединить вакуумный и возвратный шланги от регулятора топлива.
- Отсоединить любые провода заземления от топливной рейки.
- Отсоединить линию подачи топлива от рейки.
- Удалить крепежные гайки и отделить топливную рейку от инжекторов.
Вывести инжекторы из отверстий во впускном патрубке и удалить и выбросить кольцо, прокладочное кольцо и уплотнительное кольцо с каждого инжектора. Примечание: Когда бы вы не выполняли замену инжектора или прохудившегося кольца, очень неплохо снять все инжекторы с топливной рейки и заменить на каждом все три кольца на новые.
Установка
Смазать новые прокладочные кольца чистым двигательным маслом и надеть их на инжекторы.
Нанести на новые кольца чистое двигательное масло, поставить их на инжекторы, затем вставить каждый инжектор в соответствующее отверстие в рейке. Закрепить инжекторы зажимами.
Покрыть новые уплотнительные кольца чистым двигательным маслом и запрессовать их в отверстия под инжекторы во впускном патрубке.
Установить инжекторы в сборе с рейкой на впускной патрубок. Затянуть гайки крепления.
Дальнейшая установка выполняется в порядке, обратном разборке.
После завершения установки узла инжекторов с рейкой, повернуть ключ зажигания на ON (вкл.), но не включать стартер (при этом топливный насос включится секунды на две, что приведет к созданию давления в топливных магистралях и в рейке). Повторить это два-три раза, затем проверить на утечку линии, рейку и инжекторы.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУХОМ ХОЛОСТОГО ХОДА (IAC) — ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА КОМПОНЕНТОВ
Обороты холостого хода контролируются клапаном IAC. Этот клапан меняет количество воздуха, который будет обходным путем попадать во впускной патрубок.
Клапан IAC задействуется от РСМ (модуля управления мощностью) в зависимости от рабочего состояния двигателя (система кондиционирования, усилитель рулевого управления, холодный или прогретый и т.п.).
Проверка
Крайслер рекомендует использовать для испытательных целей "тренировочный" прибор, установленный последовательно между двигателем IAC и электрическим разъемом жгута. Существует несколько тестов, которые может выполнить домашний механик для системы IAC, чтобы проверить работу, однако они ограничены и полезны только в случае определенных отказов, а не для неустойчивой работы.
Рассоединить разъем от клапана IAC и внимательно прислушаться к изменению режима двигателя. Затем состыковать этот разъем и включить кондиционирование, прислушиваясь к оборотам х.х.
Когда двигатель холодный, моторчик IAC должен вызывать колебания оборотов при переходе двигателя от холодного состояния к прогретому, а также при включении компрессора кондиционирования воздуха. Если нет явных признаков того, что моторчик IAC работает, продолжать тестирование.
С помощью вольтметра проверить напряжение на моторе IAC. Для этого ввести щупы с обратной стороны разъема. Напряжение должно присутствовать, когда двигатель работает. Когда обороты двигателя меняются от высоких до низких и обратно, напряжение будет колебаться между 2,0 и 6,0 В. Это испытание трудно отслеживать при различных изменениях состояний двигателя.
Если напряжения нет, электрическую цепь для клапана IAC нужно проверить силами представительства фирмы или- в другой квалифицированной мастерской.
Если компьютер выдает напряжение на моторчик IAC, убедиться, что мотор не замерз и не отказал. Снять мотор и, не отсоединяя его, включить зажигание (не запуская двигатель).
Если шток втягивается, запустить двигатель и смотреть, как шток выдвигается, чтобы компенсировать высокие обороты х.х. Необходимо будет закупорить выемку в корпусе дросселя при снятии моторчика
Внимание: Если шток выдвигается, обязательно заглушить двигатель немедленно до того, как длина выдвинутого штока превысит
Замена
Рассоединить разъем клапана IAC.
Удалить два крепежных винта клапана и поднять его из впускного патрубка.
Установка выполняется в обратном порядке.
Не забыть поставить новое кольцо.