Генераторы 1631.3701 или 192.3771 не имеют встроенного регулятора напряжения и работают совместно с транзисторным регулятором напряжения типа 13.3702–01, имеющим электронную защиту от короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения генератора
Регулятор обеспечивает напряжение зарядки аккумуляторной батареи в пределах 13,4–14,7 В при частоте вращения генератора в пределах 2800–12 000 мин –1, нагрузке 5–40 А и температуре от –20 до +80°С.
На клеммах «Ш» и «–» регулятора падение напряжения должно быть не более 1,6 В при токе 4 А в цепи обмотки возбуждения генератора и температуре 20 °С.
Проверка регулятора
Перед проверкой регулятора напряжения проверить состояние проводов и надежность соединений между генератором, регулятором напряжения и аккумуляторной батареей.
Следует учесть, что отсутствие зарядного тока может быть вызвано срабатыванием защиты регулятора при коротком замыкании в цепи обмотки возбуждения генератора.
При устранении короткого замыкания работа регулятора напряжения восстанавливается.
Регулятор напряжения можно проверить на стенде мод. 532М или непосредственно на автомобиле.
Для проверки на автомобиле нужно иметь вольтметр постоянного тока с пределом измерения до 20–30 В и ценой деления 0,1–0,2 В.
Запустить двигатель и, поддерживая частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 1700–2000 мин –1, включить ближний свет фар. При этом ток зарядки по амперметру должен быть не более 10 А.
Если амперметр показывает зарядный ток выше 10 А, необходимо выключить ближний свет фар и включить габаритные огни.
Измерить напряжение на клемме «+» аккумуляторной батареи, оно должно быть в пределах 13,9–14,6 В при температуре регулятора 20 °С.
Если напряжение не укладывается в данные пределы, значит регулятор напряжения неисправен и его нужно заменить.
Снятие регулятора напряжения
Регулятор напряжения типа 13.3702–01 закреплен двумя болтами в моторном отсеке на брызговике правого лонжерона под расширительным бачком.
При выключенном зажигании отсоединяем колодку от электрического разъема регулятора.
Ключом на 10 ослабляем гайку одного и отворачиваем болт второго крепления регулятора.
Меняем регулятор, заворачиваем болт, затягиваем гайку и подсоединяем разъем.
Для проверки цепи возбуждения генератора отсоедините разъем от регулятора напряжения, присоедините к выводу “Ш” штекерного разъема жгута электропроводки и корпусу регулятора подсоедините контрольную лампу или вольтметр и включите зажигание.
Если напряжения нет (лампа не горит) – возможна одна из следующих неисправностей:
- - нарушение контакта обмотки возбуждения с контактными кольцами; обрыв обмотки возбуждения;
- - заедание щеток в каналах щеткодержателя;
- - подгорание, окисление и сильный износ контактных колец ротора.
Замена регулятора напряжения двигателя ЗМЗ-4062
Регулятор напряжения объединен со щеткодержателем и закреплен на задней крышке генератора под пластмассовым кожухом.
Заменить регулятор можно, не снимая генератор с автомобиля.
Для удобства работы снимем бачок омывателя и, отстегнув резиновый ремень, отводим в сторону расширительный бачок.
Отсоединяем провода от трех клемм генератора
Снимаем заднюю крышку, отжав три защелки (показано на снятом генераторе)
Откручиваем два винта и снимаем щеткодержатель с регулятором напряжения (показано на снятом генераторе)