Автомобили с двигателем 4062 комплектуются генераторами 9422.3701 и частично 2502.3771

Генератор 9422.3701 – это трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах.

Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя поликлиновым ремнем.

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках.

Смазка в подшипники заложена на весь срок их службы.

Задний подшипник запрессован на вал ротора и в заднюю крышку.

Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки и поджат шайбой с четырьмя винтами.

Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом.

В статоре генератора две трехфазные обмотки, выполненные по схеме “звезда” и подключенные параллельно друг другу.

Выпрямитель – мостовой схемы, состоит из шести силовых ограничительных диодов или обычных (на части генераторов). Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели.

На одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после запуска двигателя.

На роторе расположены обмотки возбуждения генератора.

Выводы обмоток припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки.

Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения.

Регулятор напряжения неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех между выводом “+” и “массой” генератора установлен конденсатор.

Внутренние обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются центробежными вентиляторами через окна в крышках.

Ремонт генератора 9422.3701 можно посмотреть в статье - "Генератор 9422.3701"

Ремонт генератора 1631.3701 можно посмотреть в статье - "Генератор 1631.3701"

Генератор 2502.3771 имеет некоторые конструктивные отличия.

Проверка генератора двигателя ЗМЗ-4062 на автомобиле

Запустите двигатель, дайте ему поработать несколько минут, затем доведите обороты коленчатого вала до 3000 мин –1 .

Включите дальний свет фар, обогрев заднего стекла, вентилятор отопителя, стеклоочиститель, аварийную сигнализацию.

Замерьте напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13 В.

Если это не так, значит неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со щеточным узлом, окислены или замаслены кольца обмотки возбуждения.

Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения – выключите все потребители кроме габаритного света и замерьте напряжение при частоте вращения 1000–1200 мин –1 , которое должно находиться в пределах 13,5–14,2 В.

Снятый регулятор напряжения можно проверить, подключив между щетками контрольную лампу (21–35 Вт, 12 В). К выводу “D 1” подключаем +12 В, а к выводу “масса” – “минус”.

Лампа при этом должна гореть, а при повышении напряжения источника в пределах 13,5–14,2 В – погаснуть.

Если лампа горит в обоих случаях, регулятор подлежит замене.

Выпрямительный блок при выходе из строя его элементов рекомендуется заменять в сборе.

Допускается замена и отдельных диодов, однако при этом потребуется их перепрессовка в держатель. Эта операция требует аккуратности и навыка.

Причина неисправности - Метод устранения

Генератор работает, но аккумуляторная батарея заряжается слабо или не заряжается совсем

Слабое натяжение ремня привода генератора - Отрегулировать натяжение ремня

Повреждение регулятора напряжения - Заменить регулятор напряжения

Ослабло крепление проводов на генераторе или аккумуляторной батарее, окислились клеммы аккумуляторной батареи, обрыв электропроводов - Затянуть клеммы, зачистить клеммы аккумуляторной батареи, заменить поврежденные провода

Износ или зависание щеток генератора - Заменить щеткодержатель в сборе со щетками или восстановить подвижность щеток в щеткодержателе

Повреждение обмотки возбуждения - Проверить пайку выводов обмотки возбуждения к контактным кольцам и при необходимости восстановить ее или заменить обмотку возбуждения

Пробит один из диодов выпрямительного блока - Заменить выпрямительный блок

Неисправна аккумуляторная батарея - Заменить аккумуляторную батарею

Повышенный износ щеток и контактных колец

Повышенное биение контактных колец - Проточить и прошлифовать контактные кольца

Замасливание контактных колец - Устранить причину замасливания и очистить бензином контактные кольца

Изменение упругости пружин щеток - Заменить щеткодержатель

Перезарядка аккумуляторной батареи

Неисправен регулятор напряжения - Заменить регулятор напряжения

Неисправна аккумуляторная батарея - Заменить аккумуляторную батарею

Повышенный шум при работе генератора

Выход из строя подшипников генератора - Заменить дефектные подшипники

Задевание ротора за полюса статора - Заменить дефектные подшипники

Износ посадочного места под подшипник в крышке генератора - Заменить крышку генератора