Регулировку положения рулевой колонки необходимо производить после регулировки сиденья водителя относительно педалей управления. Для этого необходимо:
- - повернуть рукоятку 23 на себя и вверх, ослабив фиксацию рулевой колонки;
- - установить рулевое колесо в удобное положение;
- - зафиксировать выбранное положение рулевой колонки, повернув рукоятку 23 вниз и от себя.
Регулировку подшипников проводить при появлении осевого или радиального зазора в подшипниках винта 2 (рис. 2) Чтобы убедиться в наличии этих зазоров, необходимо:
- - повернуть рулевое колесо на 2,5 оборота от положения прямолинейного движения в любую сторону;
- - покачать винт рулевого механизма за закрепленную вилку рукой; если при этом винт будет иметь осевое или радиальное перемещение (люфт вилки относительно крышки рулевого механизма), то подшипники винта надо регулировать.
Регулировку производят в следующей последовательности:
- . отсоединить сошку 18 и вилку вала 12 рулевого колеса;
- . отвернуть болты крепления рулевого механизма к кронштейну и снять рулевой механизм с автомобиля;
- . слить масло через отверстие, закрываемое пробкой 4;
- . вынуть две пробки 20 на картере;
- . снять две крышки 17 и 19 и губчатый уплотнитель 16 вала сектора;
- . снять стопорное кольцо 14;
- . выпрямить бородком лунки на подшипниках вала-сектора и снять их съемником, исключив удары и перекосы на подшипник;
- . снять вал-сектор 3;
- . отвернуть болты крепления верхней крышки картера, снять крышку и вынуть одну из регулировочных прокладок 5;
- . установить крышку картера на место и проверить момент поворота винта в подшипниках.
Момент должен быть 0,4—0,8 Нм. При этом не должен ощущаться люфт винта;
- . установить вал-сектор 3 и подшипники, смазав посадочные поверхности и уплотнительные кольца маслом для рулевого механизма.
При установке, подшипники должны быть направлены эксцентриситетом вниз (вал-сектор максимально удален от шариковой гайки).
Перекосы при сборке не допускаются.
Заклинивание подшипников на валу-секторе или картере свидетельствует о перекосе или неправильной ориентации эксцентриситетов подшипников;
- . отрегулировать зацепление в паре гайка—сектор;
- . зафиксировать от проворота подшипники вала-сектора, отогнув буртик на подшипниках в отверстия на картере;
- . произвести сборку рулевого механизма в обратной последовательности;
- . установить рулевой механизм на автомобиль;
- . залить масло;
- . установить сошку 18 и вилку вала 12 (при установке клина 10 гайка 6 и шайбы должны находиться со стороны обработанного торца на вилке 8).
Регулировка зацепления пары гайка – сектор рулевого механизма
Зазор в зацеплении рабочей пары считается допустимым, если люфт на нижнем конце сошки при положении колес для движения по прямой при отрегулированных подшипниках винта не больше, чем 0,3 мм.
Если люфт превосходит эту величину, то необходимо произвести регулировку зацепления пары гайка—сектор, так как эксплуатация автомобиля с чрезмерным люфтом приводит к выходу из строя рулевого механизма.
Последовательность операций проверки зацепления пары следующая:
- - поставить колеса в положение движения по прямой и доворотом рулевого колеса совместить риску «С» на торце винта с ребром «В» верхней крышки 9 (риска «О» должна находиться внизу);
- - отсоединить продольную рулевую тягу от сошки;
- - покачивая сошку рукой, определить люфт на ее конце (при этом не должен ощущаться осевой люфт винта).
Если люфт сошки больше 0,3 мм, произвести регулировку зацепления пары в следующем порядке:
- . снять рулевой механизм с автомобиля;
- . вынуть две пробки 20 на картере в районе вала-сектора;
- . отсоединить сошку 18, снять две крышки 17 и 19 и губчатый уплотнитель 16 вала-сектора;
- . выпрямить бородком лунки на подшипниках вала-сектора 3;
- . произвести регулировку зацепления гайки с сектором путем одновременного поворота наружных колец 15 в отверстиях картера по часовой стрелке со стороны шлиц на валу-секторе.
При регулировке исключить возможность перекосов вала-сектора в наружных кольцах (неправильная ориентация эксцентриситетов подшипников).
Момент поворота винта на отрегулированном механизме должен быть 1-1,8 Н:
- - зафиксировать от проворота подшипники вала-сектора, отогнув буртик на подшипниках в отверстия на картере;
- - повторно проверить момент поворота винта и люфт на конце рулевой сошки;
- - установить две пробки 20 на картер, губчатый уплотнитель 16 вала-сектора (смазав его и вал-сектор под ним солидолом), две крышки 17 и 19 и сошку 18;
- - установить рулевой механизм на автомобиль;
- - подсоединить продольную рулевую тягу к сошке и зашплинтовать палец.
На новых рулевых механизмах момент поворота винта увеличен (для компенсации приработки деталей) до 1,8±0,35 Нм.
При необходимости регулировки механизма фиксации колонки необходимо:
- - снять нижний кожух 8, отвернув два винта и освободив его от нижнего фиксатора;
- - снять верхний кожух 24, приблизив колонку максимально к водителю;
- - ослабив контргайку затянуть болт моментом 9,0-12,5 Нм (0,9-1,25 кгс/м);
- - зафиксировать контргайку моментом 14-18 Нм (1,4-1,8 кг/м), исключив отворачивание болта;
- - проверить фиксацию колонки;
- - установить верхний и нижний кожухи.
Рассмотрим регулировку подробнее в картинках
Отрегулировать зазор в подшипниках винта можно и на автомобиле, но для последующей регулировки зацепления гайка — вал-сектор удобнее сразу снять рулевой механизм.
1. Снимаем рулевой механизм.
2. Во избежание повреждения снимаем пластиковую крышку
3. Снимаем поролоновый уплотнитель.
4. Головкой «на 13» отворачиваем четыре болта крепления верхней крышки картера механизма
5. Поддев отверткой, снимаем крышку
6. Удаляем одну из регулировочных прокладок.
Устанавливаем крышку, затягиваем болты и проверяем люфт.
При наличии люфта снимаем еще одну прокладку.
Добившись отсутствия люфта, регулируем зазор в зацеплении пары гайка — вал-сектор.
Для этого устанавливаем на вал сошку и, слегка затянув ее гайку, вращением винта переводим сошку в среднее положение, после чего покачиваем вал-сектор за сошку.
Ход конца сошки не должен ощущаться (превышать 0,3 мм).
7. Если он больше, тогда поддев шилом или тонкой отверткой, снимаем пластиковую крышку
8. Вынимаем две пробки.
9. Щипцами снимаем пружинные кольца с обеих сторон корпуса механизма.
10. Тонким бородком, с тупым концом, выпрямляем лунки на кромке наружного кольца подшипников вала- сектора
Специальным ключом поворачиваем эксцентриковые наружные кольца подшипников в отверстиях картера по часовой стрелке со стороны шлицевого конца вала-сектора.
При регулировке следует исключить возможность перекоса вала-сектора, для чего поворачиваем оба подшипника поочередно на малый угол до устранения зазоров в зацеплении.
Момент поворота винта на отрегулированном механизме должен быть 10–18 кгс.см.
Фиксируем от проворота эксцентриковые кольца, отогнув бородком их буртики в отверстия картера.
Собираем рулевой механизм в обратной последовательности и устанавливаем на автомобиль.
Поролоновый уплотнитель вала– сектора при сборке смачиваем трансмиссионным маслом, а шлицевое соединение — смазкой ШРУС-4 или ШРБ-4.