Двигатель ЗМЗ-4061 и 4063 карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными валами в головке блока

Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2.

Блок цилиндров — чугунный, цилиндры расточены непосредственно в блоке.

Между цилиндрами выполнены протоки для охлаждающей жидкости.

Привод насоса охлаждающей жидкости с вентилятором и генератора поликлиновым ремнем, расположенным в передней части двигателя.

К задней привалочной плоскости блока цилиндров крепится картер сцепления.

Двигатель ЗМЗ-406: 1 - поддон картера; 2 - маслозаборник; 3 - масляный насос; 4 - валик привода масляного насоса; 5 - коленчатый вал; 6 - шатун; 7, 9 - ведомая и ведущая шестерни; 8 - крышка привода; 10 - поршневой палец; 11 - поршень; 12 - прокладка головки блока цилиндров; 13 - впускной клапан; 14 - впускной трубопровод; 15 - головка блока цилиндров; 16 - распределительный вал впускных клапанов; 17 - гидротолкатели; 18 - распределительный вал выпускных клапанов; 19 - крышка головки блока цилиндров; 20 - масломерный щуп; 21 - выпускной коллектор; 22 - выпускной клапан; 23 - блок цилиндров; 24 - пробка маслосливная

Силовой агрегат крепится к кузову автомобиля на трех опорах — две резиновые подушки размещены с правой и левой сторон двигателя, третья опора установлена под задним картером коробки передач.

Коленчатый вал — чугунный, литой, вращается в пяти коренных подшипниках скольжения.

Осевое перемещение вала ограничено четырьмя упорными полукольцами.

Шатуны — стальные, кованые, двутаврового сечения, нижний (разъемной) головкой они соединяются с коленчатым валом через шатунные подшипники скольжения, верхней головкой — с поршневым пальцем.

Палец плавающего типа, т.е. он свободно поворачивается в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней головки шатуна.

Осевое перемещение поршневого пальца ограничено двумя стопорными кольцами, установленными в проточках бобышек поршня.

Поршни — литые, из алюминиевого сплава, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцами.

При работе поршни охлаждаются струей масла через отверстия в верхних головках шатунов.

Головка блока цилиндров отлитая из алюминиевого сплава, с запрессованными чугунными седлами и направляющими втулками клапанов.

Клапаны приводятся в действие через цилиндрические гидротолкатели, поэтому привод клапанов в регулировке зазоров не нуждается.

Распределительные валы — литые, чугунные, каждый вращается в пяти подшипниках скольжения.

От осевых смещений их удерживают пластмассовые полукольца, установленные в выточках передних крышек и проточках передних опорных шеек валов.

Привод распределительных валов — цепной, двухступенчатый (через звездочку промежуточного вала).

Натяжение обеих цепей обеспечивается автоматическими гидравлическими натяжителями, работающими от давления в системе смазки.

Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, опоры распределительных валов, подшипники промежуточного вала и валика привода масляного насоса, гидротолкатели и винтовые шестерни.

Остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос — шестеренчатый, односекционный с приводом от промежуточного вала посредством пары винтовых шестерен.

В систему смазки встроены масляный радиатор и полнопоточный фильтр.

Система вентиляции картера — закрытая, принудительная с отводом картерных газов через маслоотделитель в систему впуска.

На двигателе установлена система рециркуляции отработавших газов. Она направляет часть отработавших газов во впускной трубопровод, чем достигается снижение токсичности.

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией.

Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, приводится от коленчатого вала поликлиновым ремнем совместно с вентилятором. В систему охлаждения встроен термостат.