Перед началом регулировки масляную полость насоса и регулятора промыть чистым дизельным топливом и заполнить свежим маслом, применяемым для двигателя, до уровня сливного отверстия. На время испытаний штуцер слива заглушить

Топливные насосы высокого давления рекомендуется регулировать на стендах предприятия “Моторпал”, фирмы “Фридман-Майер” и других стендах аналогичных конструкций.

Регулировка ТНВД моделей 806 и 807

Стенд для регулировки топливных насосов высокого давления должен быть оборудован:

  • – механизмом, обеспечивающим бесступенчатое изменение частоты вращения приводного вала в диапазоне от 0 до 1500 мин -1
  • – устройством для установки и закрепления испытуемого насоса в сборе с регулятором частоты вращения, муфтой опережения впрыскивания топлива и топливоподкачивающим насосом;
  • – топливным баком, фильтрами грубой и тонкой очистки топлива;
  • – топливной системой, обеспечивающей давление топлива у головки насоса до 2,3 МПа (23 кгс/см 2);
  • – устройством для измерения и отбора порций топлива, подаваемого каждой секцией топливного насоса высокого давления;
  • – устройством для подогрева топлива и поддержания его температуры в диапазоне (32 ± 2) ºС;
  • – счетчиком, суммирующим количество ходов плунжера, сблокированным с устройством для измерения и отбора порций топлива;
  • – тахометром для установки скоростного режима;
  • – лимбом для регулировки чередования подач между секциями насоса;
  • – маховиком на валу привода насоса с моментом инерции 0,17 кг м 2 (1,7 кгс м.с 2);
  • – необходимым количеством манометров, вакуумметров и трубопроводов;
  • – дополнительной системой подвода фильтрованного масла к топливному насосу с регулируемым давлением до 0,4 МПа (4 кгс/см 2) и системой подвода сжатого воздуха с устройством для плавного регулирования давления от 0 до 0,15 МПа (от 0 до 1,5 кгс/см 2) .

Оборудование и приборы стендов должны удовлетворять требованиям ГОСТ 10578-95.

Для контроля топливных насосов высокого давления кроме стендов необходимо следующее оборудование:

  • – весы среднего класса точности по ГОСТ 29329-92;
  • – приспособление для контроля начала действия регулятора Т 9597-111;
  • – приспособление для контроля величины подъема толкателя Т 9590-36.

Испытания насосов должны проводиться на профильтрованном дизельном топливе марки Л по ГОСТ 305-82 или технологической жидкости, состоящей из его смеси с индустриальным маслом по ГОСТ 20799-88, авиационным маслом по ГОСТ 21743-76 или осветительным керосином по ТУ 38.401-58-10-90, имеющих вязкость от 5 до 6 мм 2/с (сСт) при температуре (20±5) ºС.

Допускается применение смеси рабочих жидкостей, состоящих из 40% РЖ-3 ТУ 38.101.964-83 и 60 % РЖ-8 ТУ 38.101.883-33, имеющих вязкость от 5 до 6 мм 2/с (сСт) при температуре (20 ± 5) ºС.

Температура топлива, измеряемая в выпускном соединении стенда с топливопроводом к испытываемому насосу, при контроле величины и неравномерности цикловых подач должна быть (32 ± 2) ºС.

Перед установкой насоса на стенд проверить осевой зазор кулачкового вала. Если зазор превышает 0,1 мм – отрегулировать его регулировочными прокладками в пределах от 0,01 до 0,07 мм.

При затянутых винтах крышки подшипника кулачковый вал должен свободно проворачиваться в подшипниках.

Проверку и регулировку топливного насоса следует проводить со стендовым комплектом форсунок модели 261-03С, имеющих эффективное проходное сечение μf = 0,283 мм 2.

Допускается проверку и регулировку топливного насоса выполнить с рабочим комплектом форсунок.

Каждая форсунка должна быть закреплена за соответствующей секцией топливного насоса и в дальнейшем устанавливаться в том цилиндре двигателя, который соединен с данной секцией.

Для стендового комплекта топливопроводов высокого давления следует применять трубки длиной (415 ± 3) мм, разница в пропускной способности топливопроводов, составляющих стендовый комплект, не должна превышать 1 мм 3/цикл.

Пропускную способность топливопровода определять на одной секции высокого давления, с одной форсункой и на одном пеногасителе стенда.

Отрегулированный топливный насос проверить на герметичность:

1. Дренажной полости, для чего к ввертышу слива масла герметично присоединить трубку внутренним объемом не более 50 см 3 (внутренний диаметр не более 8 мм).

Свободный конец трубки опустить в сосуд с топливом на глубину не более 50 мм. Герметично заглушить резьбовое отверстие крышки смотрового люка регулятора и ввертыш подвода масла.

К ввертышу дренажной полости топливного насоса подвести сжатый воздух под давлением от 0.05 до 0.07 МПа (от 0,5 до 0,7 кгс/см 2).

Топливный насос считается годным, если в течение 20 с в сосуде с топливом не наблюдается выделения пузырьков воздуха;

2. Соединений топливного насоса. Данное испытание проводится на специальном стенде, оборудованном комплектом форсунок с топливопроводами высокого давления. Рабочая жидкость та же, что и для испытаний насосов.

Пружины форсунок отрегулировать на давление начала впрыскивания от 21,0 до 21,8 МПа (от 210 до 218 кгс/см 2).

Наружные поверхности топливного насоса должны быть сухими.

Режим испытания – номинальный, рычаг управления регулятором частоты вращения должен упираться в болт ограничения максимального скоростного режима.

Давление топлива в магистрали топливного насоса должно быть от 0,05 до 0,10 МПа (от 0,5 до 1,0 кгс/см 2), температура топлива от 50 до 60 ºС.

Продолжительность испытания 45 мин.

Течи топлива через уплотнения и соединения топливного насоса не допускаются.

3. Герметичность топливных магистралей. Для этого заглушить отверстие ввертыша перепускного клапана и штуцеры топливного насоса.

К ввертышу подвода топлива присоединить стендовый топливопровод, снять крышку топливного насоса и плавно поднять давление топлива в магистрали до 2 МПа (20 кгс/см 2).

В течение 15 с течь топлива из-под ввертышей, пробок корпуса, втулок плунжеров, штуцеров и через стенки не допускается.

При проверке топливного насоса контролируется:

  • – геометрическое начало нагнетания топлива секциями насоса;
  • – величина и неравномерность подачи топлива по секциям насоса.

Геометрическое начало нагнетания топлива секциями насоса определять по моменту прекращения истечения топлива из штуцеров топливного насоса, проверять и регулировать при положении рейки, соответствующем номинальной подаче, при этом рейка должна выступать на (19 ± 1) мм от торца насоса.

Начало нагнетания топлива первой секцией насоса должно соответствовать подъему толкателя (4,5 ± 0,05) мм от крайнего нижнего положения до момента перекрытия торцом плунжера впускного окна втулки.

Прибор для проверки величины подъема толкателя: 1 - корпус топливного насоса высокого давления; 2 - нижняя тарелка пружины толкателя; 3 - пластина; 4 -индикатор; 5 - пружина толкателя

Величину подъема толкателя измерять индикатором (рис. 2).

В момент начала нагнетания топлива первой секцией риски на указателе начала подачи топлива и на муфте опережения впрыскивания топлива должны совпадать. Несовпадение рисок не должно превышать 0,5º.

Секции насоса должны начинать нагнетание в следующем порядке (в градусах – углы поворота кулачкового вала):

  • Секция №1 – 0° Секция №4 – 180°
  • Секция № 3 – 45° Секция №5 – 225°
  • Секция № 6 – 90° Секция №7 – 270°
  • Секция № 2 – 135° Секция №8 – 315°

Отклонение углов поворота кулачкового вала, соответствующих началу нагнетания топлива секциями насоса относительно геометрического начала нагнетания топлива первой секцией насоса, должно быть ±30минут, не более.

Регулировка начала нагнетания топлива осуществляется болтом толкателя.

При вывертывании болта топливо начинает подаваться раньше, при ввертывании – позже. После регулировки законтрить регулировочный болт гайкой.

Проверку и регулировку величины и равномерности подачи топлива; производить в следующем порядке:

  • 1. Проверить давление начала открытия нагнетательных клапанов, которое должно быть 1±0,15 МПа (10±1,5 кгс/см 2).

Контроль давления начала открытия нагнетательных клапанов производить по моменту начала движения топлива из топливопроводов с внутренним диаметром (2±0,05) мм или штуцеров при плавном повышении давления топлива на входе в топливный насос, положении рейки, соответствующем выключенной подаче топлива, и заглушенном отверстии ввертыша перепускного клапана.

  • 2. Проверить давление топлива в магистрали на входе в топливный насос. Давление должно быть 0,075±0,025 МПа (0,75±0,25 кгс/см 2 ) при упоре рычага управления в болт ограничения максимального скоростного режима и номинальной частоте вращения кулачкового вала 1030±10 мин -1 для топливного насоса 806.6-50 и 980±10 мин -1 для топливного насоса 807.6-50. При необходимости вывернуть пробку перепускного клапана и шайбами отрегулировать давление открытия.
  • 3. Проверить герметичность нагнетательных клапанов. В положении рейки, соответствующем выключенной подаче, нагнетательные клапаны в течение 2 минут не должны пропускать топливо под давлением 0,11±0,1 МПа (1,1±1 кгс/см 2).

При наличии течи заменить комплект нагнетательного клапана.

  • 4. Проверить наличие запаса хода рейки на выключение подачи. Запас хода рейки (величина свободного хода рейки – люфт) должен быть не менее 1 мм при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения минимальной частоты вращения и при частоте вращения кулачкового вала от 450 до 500 мин -1.

Регулируется винтом кулисы.

Выступание винта кулисы за внешний торец крышки регулятора недопустимо.

5. Проверить начало выключения пусковой подачи топлива при 230-250 мин -1 при упоре рычага управления в болт ограничения минимального скоростного режима по началу движения рейки.

Если требуется увеличить обороты, снять зацеп пружины с рычага рейки и ввернуть его в пружину. Для уменьшения оборотов зацеп выворачивается.

После этого поставить зацеп на рычаг рейки.

6. Проверить величину средней пусковой подачи топлива, которая должна быть не менее 230 мм 3/цикл при частоте вращения кулачкового вала 80 ± 10 мин -1.

Регулируется винтом кулисы только в сторону увеличения подачи топлива.

7. Проверить частоту вращения кулачкового вала насоса, соответствующую началу действия регулятора частоты вращения, фиксировать по тахометру в момент начала движения рейки в сторону выключения подачи, определяемый с помощью индикаторного приспособления.

Начало действия регулятора должно происходить при частоте вращения кулачкового вала от 1065 до 1085 мин -1 для топливного насоса 806.6-50 и от 1025 до 1045 мин -1 для топливного насоса 807.6-50.

Подрегулировку производить болтом ограничения максимального скоростного режима.

8. Проверить частоту вращения, соответствующую полному выключению подачи топлива, фиксировать по тахометру в момент окончания истечения топлива через форсунки.

Полное выключение подачи должно происходить при частоте вращения на 50-100 мин -1 больше частоты вращения кулачкового вала, при которой начинает действовать регулятор.

В случае необходимости произвести регулировку изменением положения винта двуплечего рычага.

При ввертывании винта двуплечего рычага частота вращения кулачкового вала, соответствующая полному выключению подачи топлива уменьшается, при вывертывании – увеличивается.

При этом изменяется и начало выключения, поэтому необходима его последующая проверка и подрегулировка.

По окончании регулировки винт двуплечего рычага и болт ограничения максимального режима надежно законтрить гайками.

9. Проверить и при необходимости отрегулировать со стендовым комплектом форсунок модели 261-03С при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима среднюю цикловую подачу топлива, приращение средней цикловой подачи и неравномерность подачи топлива по секциям, которые должны быть:

Таблица 1

q - средняя цикловая подача топлива насосом на номинальном режиме.

Величина средней цикловой подачи рассчитывается как сумма подачи всех секций, деленная на количество секций.

Неравномерность подачи топлива по секциям рассчитывается по формуле:

формула

  • - qцmax – максимальная цикловая подача топлива по секциям, мм 3/цикл;
  • - qцmin – минимальная цикловая подача топлива по секциям, мм 3/цикл.

10. Проверить работу корректора по наддуву, для этого необходимо:

Корректор подачи топлива по наддуву: а) горизонтальный разрез: б) вертикальный разрез 1 - гильза упора: 2 - упор; 3 - пружина гильзы; 4 - пружина поршня; 5 - корпус мембраны; 6 - крышка мембраны; 7 - контргайка штока мембраны; 8 - пружина; 9 - шток с мембраной; 10 - корпус пружины корректора; 11 - пружина корректора; 12 - золотник; 13 - поршень; 14 - крышка корректора; 15 - штуцер подвода масла; 16 - корпус корректора; 17 - рычаг; 19 - ось рычага; 19 - рычаг; 20 - проставка; 21 - регулировочный болт рычага
  • – промыть в чистом бензине сетчатый фильтр штуцера 15 (рис. 3) и тщательно продуть его сжатым воздухом;
  • – прочистить калибровочное отверстие в корпусе корректора мягкой проволокой диаметром от 0,5 до 0,7 мм;
  • – проверить герметичность полости мембраны корректора.

Для этого к отверстию в крышке корпуса мембраны подвести воздух под давлением 0,06 ± 0,01 МПа (0,6 ± 0,1 кгс/см 2).

При полностью перекрытом подводящем воздуховоде падение давления в полости мембраны за 2 минуты не должно превышать 0,01 МПа (0,1 кгс/см 2);

– при упоре рычага управления в болт ограничения максимального скоростного режима установить частоту вращения 650±10 мин -1 и подвести к корректору масло под давлением 0,275 ± 0,025 МПа (2,75 ± 0,025 кгс/см 2).

Для введения в работу корректора по наддуву одноразово выключить подачу топлива скобой кулисы, после чего перевести скобу кулисы в положение включенной подачи;

– проверить величину цикловых подач при различных давлениях воздуха в полости мембраны, которые должны быть:

Таблица 2

Необходимо произвести подрегулировку корректора, если замеренные величины цикловых подач отличаются от указанных.

Регулировка величины цикловой подачи топлива при давлении воздуха, равном нулю, на встроенном корректоре по наддуву выполняется регулировочным болтом 21 (рис. 3).

При ввертывании болта подача увеличивается, при вывертывании – уменьшается. После регулировки болт законтрить гайкой.

Цикловая подача при промежуточных давлениях воздуха регулируется корпусом пружины корректора.

При вворачивании корпуса пружины величина топливоподачи уменьшается, при выворачивании – увеличивается. После регулировки корпус пружины законтрить гайкой.

Перед заменой изношенной мембраны (при необходимости) нужно замерить у мембраны со штоком в сборе величину выступания штока от нижнего торца гайки.

После этого заменить мембрану и собрать ее со штоком с той же величиной выступания штока с точностью 0,1 мм, при этом западание торца золотника 12 (рис. 3) относительно торца поршня 13 должно быть 0,2-0,9 мм при отсутствии зазора между торцом поршня и корпусом корректора.

При установке корректора по наддуву после демонтажа (если в этом была необходимость) на регулятор отвести скобой кулисы рейку насоса в крайнее выключенное положение и установить корректор по наддуву в корпус корректора, после чего отпустить скобу.

Проверить регулировку корректора по наддуву на наличие выключения подачи топлива регулятором.

11. Винтом подрегулировки мощности при упоре рычага управления в болт ограничения максимального скоростного режима произвести ограничение номинальных цикловых подач до значений, которые должны быть:

Таблица 3

Винт подрегулировки мощности надежно законтрить и опломбировать.

Проверить запас хода рейки при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения минимального скоростного режима и при частоте вращения кулачкового вала 650 мин-1.

Запас хода рейки должен быть не менее 0,5 мм.

Проверить выключение цикловой подачи скобой кулисы при повороте на 40-45° от исходного положения.

Подача топлива из форсунок всех секций топливного насоса при любой частоте вращения кулачкового вала должна полностью выключаться.

Установить крышки на топливный насос и регулятор и запломбировать их. Установить пломбу на болт регулировки максимальных оборотов.