Возможные неисправности двигателя с впрыском топлива и методы устранения рассмотрим в таблице:
Перечень возможных неисправностей
Диагностика
Методы устранения
Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается
- Ненадежное соединение электрических цепей систем управления и питания двигателя
Проверьте соединение электрических разъемов жгутов проводов, надежность контактов в колодках наконечников проводов. Устраните неисправность соединений разъемов
- Неисправность в системе зажигания
Снимите с любой свечи зажигания наконечник высоковольтного провода и вставьте в него заведомо исправную свечу зажигания.
Удерживая свечу за шестигранник корпуса пассатижами с изолированными рукоятками, обеспечьте надежный контакт бокового электрода свечи с «массой» двигателя и прокручивайте стартером коленчатый вал двигателя (не прикасайтесь к высоковольтным цепям).
Между электродами свечи должна регулярно проскакивать искра.
Если искра отсутствует, причиной этого могут быть неисправности приборов и цепей низкого напряжения (контроллер, модуль зажигания) или высокого напряжения (модуль зажигания, высоковольтные провода).
Проверьте цепи и приборы системы зажигания. Замените неисправный прибор и провода. Обеспечьте контакт в электрических цепях
- Зазоры между электродами свечей не соответствуют норме
Зазор 1,0–1,1 мм проверяется круглым щупом
Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
- Неисправны контроллер, его цепи или датчик положения коленчатого вала (реже — датчик температуры охлаждающей жидкости)
Проверьте, поступает ли +12 В на контроллер (см. схему), цепь датчика положения коленчатого вала, отсутствие повреждения самого датчика и зазор между ним и зубьями шкива коленчатого вала (1±0,2 мм).
При обрыве в датчике температуры или его цепи непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения
Замените неисправные контроллер, датчики, провода
- Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи
При пуске двигателя слегка нажмите педаль «газа», приоткрыв дроссельную заслонку. Если двигатель пускается, но глохнет при отпускании педали, — неисправен регулятор
Неисправный регулятор замените
- Перегорел предохранитель, неисправно главное реле, реле электробензонасоса, сам насос или его цепь питания
Проверьте предохранители системы управления, главное реле, реле электробензонасоса. Омметром проверьте цепь питания электробензонасоса. Подайте питание напрямую на выводы электробензонасоса
Устраните причину перегорания предохранителя. Предохранитель, неисправные реле, насос замените
- Засорен топливный фильтр, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали
При проворачивании коленчатого вала стартером из выхлопной трубы не пахнет бензином. Наличие бензина в топливной рампе (под давлением) можно проверить, нажав на золотник штуцера в рампе
Замените топливный фильтр. Зимой поместите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) топливопроводы. Замените дефектные шланги и трубки
- Электробензонасос не создает необходимого давления в системе
Проверьте давление на выходе электробензонасоса (не менее 3,5 бар (350 кПа)), убедитесь в чистоте сетки приемного фильтра насоса
Очистите сетку приемного фильтра. Замените электробензонасос, не обеспечивающий нужного давления в системе
- Неисправны цепи электропитания форсунок
Загорается лампа «CHECK ENGINE». Проверьте омметром обмотки форсунок и электрические цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания)
Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
- Ненадежное соединение электрических цепей систем управления и питания двигателя
Проверьте соединение электрических разъемов жгутов проводов, надежность контактов в колодках наконечников проводов
Устраните неисправность соединений разъемов
- Зазор между электродами свечей не соответствует норме
Зазор 1,0–1,1 мм проверяется круглым щупом
Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
- Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей
Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки модуля зажигания, высоковольтные провода
Замените поврежденные модуль зажигания, высоковольтные провода
- Неисправны контроллер, его цепи, датчик положения дроссельной заслонки, форсунки (перегорели обмотки или сильно загрязнены распылители)
При неисправностях электроцепей, датчика, форсунок и контроллера загорается лампа «CHECK ENGINE». Проверьте, поступает ли +12 В на контроллер, а также работу форсунок, электрические цепи и датчики
Замените неисправные контроллер, датчики, провода, форсунки. Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде
- Неисправен регулятор холостого хода или его цепи
Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Замените регулятор заведомо исправным
Неисправный регулятор замените
- Неисправен регулятор давления топлива (постоянно открыт сливной канал)
Проверьте манометром давление в топливной рампе (2,8–3,2 бар (280–320 кПа))
Замените неисправный регулятор
- Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости или его цепи
Загорается лампа «CHECK ENGINE». Омметром проверьте сопротивление датчика и его цепей
Замените неисправный датчик и провода. Обеспечьте контакт цепей датчика
- Заедание дроссельной заслонки или ее привода. В таких условиях контроллер не регулирует работу двигателя на холостом ходу
Проверьте напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки
Отрегулируйте привод, положение дроссельной заслонки. Замените корпус дроссельной заслонки
- Неисправен датчик концентрации кислорода: «отравлен» или разрушен чувствительный элемент, закупорено отверстие для подсоса воздуха, перегорела спираль подогрева, неисправны электроцепи
Горит лампа «CHECK ENGINE». Оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует, не разрывая цепь, например, проткнув провода тонкими иглами).
Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т. п.)
Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха. Неисправный датчик замените
- Негерметичность системы выпуска (участок до датчика кислорода)
Осмотр при средних оборотах двигателя
Замените дефектную прокладку выпускного коллектора, подтяните уплотнения
- Неисправен датчик скорости
После остановки автомобиля двигатель работает неравномерно, но по истечении некоторого времени обороты холостого хода стабилизируются
Замените датчик
Низкие обороты холостого хода
- Неисправен регулятор холостого хода или его цепи
Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Замените регулятор заведомо исправным
Неисправный регулятор замените
- Неисправен регулятор давления топлива (постоянно открыт сливной канал)
Проверьте манометром давление в топливной рампе (2,8–3,2 бар (280–320 кПа))
Замените неисправный регулятор
Высокие обороты холостого хода
- Не полностью закрывается дроссельная заслонка
Загорается лампа «CHECK ENGINE». Омметром проверьте сопротивление датчика и его цепей
Убедитесь, что привод дроссельной заслонки имеет свободный ход, при необходимости отрегулируйте его
- Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи
Проверьте напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки
Неисправный регулятор замените
- Неисправны датчики положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или их цепи
Горит лампа «CHECK ENGINE». Оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует, не разрывая цепь, например, проткнув провода тонкими иглами).
Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т. п.)
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики)
- Повышенное давление в топливных магистралях из-за неисправности регулятора давления или его пневмомагистрали, деформации трубок, перегиба сливного шланга
Осмотр при средних оборотах двигателя
Замените дефектный регулятор, трубки, устраните перегиб шланга, восстановите целостность пневмомагистрали
- Негерметичность форсунок (перелив)
После остановки автомобиля двигатель работает неравномерно, но по истечении некоторого времени обороты холостого хода стабилизируются
Замените неисправные форсунки
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении автомобиля
- Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра
Проверьте состояние фильтрующего элемента воздушного фильтра
Продуйте или замените фильтрующий элемент воздушного фильтра
- Неполное открытие дроссельной заслонки
Определяется визуально на остановленном двигателе
Отрегулируйте привод дроссельной заслонки
- Зазор между электродами свечей не соответствует норме
Зазор 1,0–1,1 мм проверяется круглым щупом
Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
- Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей
Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки модуля зажигания, высоковольтные провода
Замените поврежденные модуль зажигания, высоковольтные провода
- Засорен топливный фильтр, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали
Проверьте давление в топливной рампе
Замените топливный фильтр. Зимой поместите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) топливопроводы. Замените дефектные шланги и трубки
- Электробензонасос не создает необходимого давления в системе
Проверьте давление на выходе электробензонасоса (не менее 3,5 бар (350 кПа)), убедитесь в чистоте сетки приемного фильтра насоса
Очистите сетку приемного фильтра. Электробензонасос, не обеспечивающий нужного давления в системе, замените
- Плохой контакт в цепи питания электробензонасоса (в т. ч. провода «массы») или неисправно его реле
Проверяется омметром
Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправные реле, провода
- Неисправны цепи электропитания форсунок
Горит лампа «CHECK ENGINE». Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания)
Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях
- Неисправен датчик положения коленчатого вала или его цепи
Горит лампа «CHECK ENGINE». Проверьте датчик омметром или замените его заведомо исправным. Очистите от металлической пыли стержень датчика, проверьте зазор между ним и зубьями шкива коленчатого вала (1±0,2 мм)
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
- Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем или его цепи
Горит лампа «CHECK ENGINE». Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
- Неисправен датчик концентрации кислорода: «отравлен» или разрушен чувствительный элемент, закупорено отверстие для подсоса воздуха, перегорела спираль подогрева, неисправны электроцепи
Горит лампа «CHECK ENGINE». Оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует, не разрывая цепь, например, проткнув провода тонкими иглами).
Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т. п.)
Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха. Неисправный датчик замените
- Неисправен контроллер или его цепи
Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Для проверки контроллера замените его заведомо исправным
Замените неисправный контроллер
- Неисправен регулятор давления топлива
Проверьте манометром давление в топливной рампе (2,8–3,2 бар (280–320 кПа))
Замените неисправный регулятор
- Неисправны датчики положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или их цепи
При обрыве в датчиках или их цепях горит лампа «CHECK ENGINE».
При обрыве в датчике положения дроссельной заслонки обороты двигателя на холостом ходу не опускаются ниже 1500 мин –1 , на ездовых качествах автомобиля это почти не отражается.
При выходе из строя обоих датчиков, несмотря на высокие обороты холостого хода, автомобиль лишь с трудом способен передвигаться своим ходом
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики)
Повышенный расход топлива
- Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрообразовании
Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки модуля зажигания, высоковольтные провода
Замените неисправный модуль зажигания, поврежденные высоковольтные провода. В тяжелых условиях эксплуатации желательно заменять провода раз в 3–5 лет
- Засорен фильтрующий элемент воздушного фильтра
Проверьте состояние фильтрующего элемента воздушного фильтра
Продуйте или замените фильтрующий элемент воздушного фильтра
- Неисправность привода дроссельной заслонки
Проверьте ход педали «газа», зазор в приводе (свободный ход педали), убедитесь в отсутствии заедания троса и педали
Замените неисправные детали, трос смажьте моторным маслом
- Неисправен регулятор холостого хода или его цепи
Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Замените регулятор заведомо исправным
Замените неисправный регулятор
- Не полностью закрывается дроссельная заслонка
На просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенками корпуса
Замените корпус дроссельной заслонки
- Повышенное давление в топливных магистралях из-за неисправности регулятора давления или его вакуумного шланга, деформации трубок, перегиба сливного шланга
Осмотр, проверка манометром давления в топливной рампе (не более 3,2 бар (320 кПа на холостом ходу))
Замените неисправный регулятор, устраните перегиб шланга, восстановите целостность вакуумного шланга
- Негерметичность форсунок (перелив)
Проверьте форсунки
Замените неисправные форсунки
- Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем или его цепи
Горит лампа «CHECK ENGINE». Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
- Неисправен датчик концентрации кислорода: «отравлен» или разрушен чувствительный элемент, закупорено отверстие для подсоса воздуха, перегорела спираль подогрева, неисправны электроцепи
Горит лампа «CHECK ENGINE». Оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует, не разрывая цепь, например, проткнув провода тонкими иглами)
Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха. Замените неисправный датчик
- Неисправен контроллер или его цепи
Для проверки замените контроллер заведомо исправным
Замените неисправный контроллер
- Неисправны датчики положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или их цепи
При обрыве в датчиках или их цепях горит лампа «CHECK ENGINE».
При обрыве в датчике положения дроссельной заслонки обороты двигателя на холостом ходу не опускаются ниже 1500 мин -1 , однако на ездовых качествах автомобиля это почти не отражается.
При выходе из строя обоих датчиков, несмотря на высокие обороты холостого хода, автомобиль лишь с трудом способен передвигаться своим ходом
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики)
- Негерметичность системы выпуска отработавших газов (участок до датчика концентрации кислорода)
Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Осмотр при средних оборотах двигателя
Замените дефектную прокладку выпускного коллектора, подтяните уплотнения
Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в зоне красной шкалы)
- Не включается электровентилятор системы охлаждения
Неисправны его реле, электродвигатель или цепь питания. Исправность электродвигателя можно проверить, подав +12 В непосредственно на его контакты.
Если электродвигатель работает, проверьте, подается ли +12 В на реле электровентилятора, а также приходит ли управляющий сигнал от контроллера.
Если да, то неисправны реле, электрические цепи, если нет — предохранитель, реле, контроллер или датчик температуры
Восстановите контакт в электрических цепях. Замените неисправные предохранитель, реле, электродвигатель, блок управления, датчик температуры
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе)
- Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы управления или его цепях
Горит лампа «CHECK ENGINE». Датчик и цепи проверяются омметром
Неисправный датчик замените
- Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора
Проверка тестером
Неисправное реле замените
- Неисправен контроллер или его цепи
Проверьте контроллер или замените заведомо исправным
Замените неисправный контроллер
Сильная вибрация двигателя
- Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрообразовании
Омметром проверьте на обрыв или пробой обмотки модуля зажигания и высоковольтные провода
Замените неисправный модуль зажигания, поврежденные высоковольтные провода. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3–5 лет
- Высоковольтные провода подсоединены к модулю зажигания в неправильном порядке; отсоединился провод
Осмотр
Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров
- Зазор между электродами свечей не соответствует норме
Зазор 1,0–1,1 мм проверяется круглым щупом
Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
- Обрыв или замыкание в обмотках форсунок или их цепях
Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи
Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях
- Негерметичны форсунки (перелив) или загрязнены их распылители
Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок
Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде
Негерметичные и сильно загрязненные форсунки замените
Повышенное содержание вредных веществ в отработавших газах
- Негерметичны форсунки (перелив) или загрязнены их распылители
Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок
Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде
Негерметичные и сильно загрязненные форсунки замените
- Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрообразовании
Для проверки высоковольтных проводов и модуля зажигания замените их заведомо исправными
Замените неисправный модуль зажигания, поврежденные высоковольтные провода. Желательно заменять провода раз в 3–5 лет
- Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем или его цепи
Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре. При обрыве в цепи или датчике горит лампа «CHECK ENGINE» и непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик
- Неисправны датчики положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или их цепи
При обрыве в датчиках или их цепях горит лампа «CHECK ENGINE».
При обрыве в датчике положения дроссельной заслонки обороты двигателя на холостом ходу не опускаются ниже 1500 мин -1 , на ездовых качествах автомобиля это почти не отражается.
При выходе из строя обоих датчиков, несмотря на высокие обороты холостого хода, автомобиль лишь с трудом способен передвигаться своим ходом
Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики)
- Неисправен датчик концентрации кислорода: «отравлен» или разрушен чувствительный элемент, закупорено отверстие для подсоса воздуха, перегорела спираль подогрева, неисправны электроцепи
Горит лампа «CHECK ENGINE». Грубо оценить работу датчика можно автотестером: целостность спирали подогрева проверяется омметром, выходное напряжение — вольтметром (подключать вольтметр следует, не разрывая цепь, например, проткнув провода тонкими иглами).
Проверьте, не закупорено ли отверстие для подсоса воздуха (антикором, грязью и т. п.)
Восстановите поврежденные электроцепи, прочистите отверстие для подсоса воздуха. Неисправный датчик замените
- Негерметичность системы выпуска (участок до датчика концентрации кислорода)
Может гореть лампа «CHECK ENGINE». Осмотр при средних оборотах двигателя
Замените дефектную прокладку выпускного коллектора, подтяните уплотнения
- Неисправен контроллер или его цепи
Проверьте, поступает ли +12 В на контроллер (см. схему), для проверки контроллера замените его заведомо исправным
Замените неисправный контроллер
- Повышенное давление в топливных магистралях из-за неисправности регулятора давления или его пневмомагистрали, деформации трубок, перегиба сливного шланга
Осмотр, проверка манометром давления в топливной рампе (не более 3,2 бар (320 кПа)) на холостом ходу
Замените дефектный регулятор, трубки, устраните перегиб шланга, восстановите целостность пневмомагистрали
- Повышенное сопротивление потоку воздуха во впускном тракте
Проверьте элемент воздушного фильтра, впускной тракт (отсутствие посторонних предметов, листьев и т. п.)
Очистите впускной тракт, загрязненный элемент воздушного фильтра замените
Лампа «CHECK ENGINE» горит при работе двигателя
- Неисправен контроллер, его цепи, датчики, регулятор холостого хода, форсунки. Неисправность может быть временной — тогда лампа «CHECK ENGINE» может погаснуть сама, без какого-либо вмешательства
См. электрическую схему, предыдущие неисправности. Полная диагностика системы управления производится с помощью специализированного оборудования
При выходе из строя большинства датчиков (кроме датчика положения коленчатого вала) можно доехать до места ремонта своим ходом. Замените неисправные контроллер, датчики, регулятор холостого хода, форсунки, провода
- Отсоединяли (возможно, для проверки) отдельные датчики, форсунки, после чего включали зажигание (пускали двигатель). При этом в память контроллера записывается соответствующий код неисправности
Снимите не менее чем на 10 секунд клемму «минусового» провода с вывода аккумуляторной батареи. При этом все коды неисправностей стираются из памяти контроллера