Система выпуска отработавших газов состоит из выпускного коллектора, приемной трубы, каталитического нейтрализатора, дополнительного и основного глушителей
Приемная труба, нейтрализатор и дополнительный глушитель – оригинальные детали, а выпускной коллектор и основной глушитель – такие же, как у карбюраторного двигателя.
В приемную трубу вварена резьбовая втулка под датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд).
Приемная труба дополнительно прикреплена хомутом к кронштейну коробки передач.
К заднему фланцу приемной трубы шарнирно крепится фланец каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Между фланцами установлено уплотняющее металлографитовое кольцо со сферической поверхностью, а крепежные болты подпружинены.
За счет этого элементы системы выпуска могут поворачиваться на небольшой угол без потери герметичности стыка.
Рис. 1. Элементы системы выпуска: 1 – приемная труба; 2 – датчик концентрации кислорода; 3 – каталитический нейтрализатор; 4 – дополнительный глушитель; 5 – основной глушитель
Нейтрализатор служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксидов углерода, оксидов азота, а также несгоревших углеводородов.
На автомобиле установлен нейтрализатор с металлическим носителем.
Он состоит из множества сот, изготовленных из гофрированной фольги и покрытых катализаторами дожига.
Металлический носитель позволяет увеличить площадь рабочей поверхности по сравнению с керамическим носителем катализатора, снизить сопротивление движению газов и ускорить разогрев блока до рабочей температуры.
Проходя через соты нейтрализатора, токсичный оксид углерода (СО) превращается в малотоксичный диоксид (СО2), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота.
Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90–95 %.
Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах.
Эту функцию выполняет контроллер, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика концентрации кислорода (см. Система управления двигателем).
Нейтрализатор и датчик концентрации кислорода весьма чувствительны к соединениям свинца – «отравившись» ими, они перестают работать.
Поэтому категорически запрещается эксплуатация автомобиля (даже кратковременная) на этилированном бензине.
Над нейтрализатором установлен защитный экран для защиты пола кузова от чрезмерного нагрева.
Соединение нейтрализатора с дополнительным глушителем – фланцевое, с уплотнением по сферической поверхности.
Снятие каталитического нейтрализатора
Рис. 2. Нейтрализатор с металлическим носителем: 1 – штампованный корпус из нержавеющей стали; 2 – металлический носитель
Работу проводим на смотровой канаве или эстакаде.
Ключом «на 17» отворачиваем гайку болта, соединяющего фланцы нейтрализатора и трубы дополнительного глушителя, удерживая болт от проворачивания ключом того же размера.
Аналогично отворачиваем гайку второго болта и вынимаем болты.
Ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления фланца нейтрализатора к фланцу приемной трубы
Снимаем нейтрализатор
Устанавливаем нейтрализатор в обратной последовательности.