Система отопления — жидкостная. В качестве теплоносителя используется охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения двигателя

Система состоит из собственно отопителя, кронштейна с рычагами управления и воздухопроводов.

В корпусе отопителя установлены радиатор отопителя с краном, электровентилятор и четыре воздушные заслонки, две из которых тягами соединены с рычагами блока управления.

Третья тяга подходит к блоку от крана отопителя.

Крайнее правое положение верхнего рычага соответствует полному открытию крана и максимальному потоку охлаждающей жидкости через радиатор отопителя.

Рис. 1. Отопитель ВАЗ-2107: 1-  воздухопровод обогрева ветрового стекла; 2 - крышка воздухопритока; 3 - радиатор; 4 - кожух радиатора; 5 - тяга крана отопителя; 6 - отводная труба; 7 - подводная труба; 8 - кран отопителя; 9 - правый воздухопровод обогрева бокового стекла; 10 - сопло обогрева бокового стекла; 11 - заслонка правого воздухопровода; 12 - добавочный резистор; 13 - воздухораспределительная крышка; 14 - заслонка воздухопровода обогрева ветрового стекла; 15 - электродвигатель вентилятора; 16 - крыльчатка вентилятора; 17 - воздухопровод внутренней вентиляции; 18 - рычаг воздухораспределительной крышки; 19 - наружный рычаг заслонки воздухопровода обогрева ветрового стекла; 20 - кронштейн рычагов управления; 21 - рукоятка управления заслонками воздухопроводов обогрева стекол; 22 - рукоятка управления крышкой воздухопритока; 23 - рукоятка управления краном отопителя; 24 - тяга крышки воздухопритока; 25 - тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 26 - левый воздухопровод обогрева бокового стекла; 27 - центральные сопла вентиляции салона кузова; 28 - лопатка сопла; 29 - сопло; 30 - рычаг сопла; 31 - зубчатое колесо привода заслонки сопла; 32 - задний уплотнитель трубы воздухопритока; 33 - труба воздухопритока; 34 - передний уплотнитель трубы воздухопритока; 35 - клапан трубы воздухопритока; 36 - защелка трубы воздухопритока; 37 - заслонка с зубчатым сектором.

Схема работы отопителя

При аналогичном положении среднего рычага полностью открыта заслонка забора воздуха из подкапотного пространства.

Нижний рычаг управляет распределением потоков воздуха на обогрев ветрового стекла и стекол передних дверей.

Нижняя заслонка (воздухораспределительная крышка) с блоком управления отопителем не связана.

Она открывается и закрывается рычагом, расположенным на ней с левой (водительской) стороны.

Рис. 2. Схема работы отопителя ВАЗ-2107: 1 воздухораспределительная крышка; 2 - электродвигатель вентилятора; 3 крыльчатка; 4 кран отопителя; 5 подводная труба; 6 - отводная труба; 7 кожух радиатора; 8 крышка люка воздухопритока; 9 – капот; 10 воздухопровод обогрева ветрового стекла; 11 труба воздухопритока; 12 корпус центральных сопел вентиляции салона кузова; 13 кронштейн рычагов управления; 14 рукоятки управления; 15 радиатор; 16 заслонка воздухопровода обогрева ветрового стекла; 17 воздухопровод внутренней вентиляции; 18 рычаг воздухораспределительной крышки

Скорость воздушного потока через отопитель регулируется трехпозиционным переключателем режима работы электровентилятора.

С его помощью задается частота вращения крыльчатки (малая или большая).

Два центральных сопла панели приборов с отопителем не соединяются.

Они служат только для подачи в салон холодного воздуха из короба воздухопритока.

Интенсивность воздушного потока из них зависит от скорости движения автомобиля и регулируется двумя (по одной на каждое сопло) внутренними заслонками.

Они приводятся в действие зубчатыми колесами, установленными в соплах.

Вентиляция салона осуществляется через опущенные стекла дверей, а также центральные, верхние и боковые сопла панели приборов и отверстия кожуха отопителя.

Возможные неисправности отопителя

Причина (Метод устранения)

В салон постоянно поступает подогретый воздух:

Неисправен привод крана отопителя - Проверьте состояние привода, закрепите оболочку тяги, при необходимости замените тягу

Кран отопителя не перекрывает поток жидкости - Замените кран

Воздух, поступающий в салон, не подогревается:

Не открывается кран отопителя вследствие неисправности привода крана - Проверьте состояние привода, закрепите оболочку тяги, при необходимости замените тягу

Неисправен кран - Замените его

Слабо поступает воздух в салон:

Неисправен привод крышки воздухопритока (крышка закрыта) - Проверьте состояние привода, закрепите оболочку тяги, при необходимости замените тяг

Во время ремонта двигателя автомобиля или при снятии головки блока цилиндров нужно не полениться и промыть радиатор отопителя, так как все равно при этих работах мы отсоединяем шланги подвода жидкости к радиатору отопителя.

И заодно проверить состояние патрубков подвода жидкости. Если патрубки уже «задубели» или потрескались, нужно их поменять.