Тормозной кран стояночной тормозной системы ЗИЛ-5301

Кран может быть установлен справа от сиденья водителя или на панели приборов

Воздух, выходящий из крана при торможении, выводится наружу через воздухопровод, соединенный с атмосферным выводом II

Разборка, сборка и регулировка крана

Установить кран в тисках с мягкими губками и закрепить за корпус 1 (рис.1) крышкой 5 вверх. Вывернуть оси 9 роликов 11, придерживая крышку 5 рукой, и снять ее с пружиной 16.

Устройство (а) и детали (б) тормозного крана стояночной тормозной системы

Затем керном, проявляя осторожность, выбить штифт 4 и снять кулачок штока 7 с шайбой.

Круглогубцами снять упорное кольцо 17 и вынуть из корпуса 1 направляющую штока 18, пружины 2 и 29, тарелку пружины 19 и шток 8.

Освободить корпус 1 крана из тисков и вынуть поршень 15 с клапаном 14 в сборе с помощью деревянной оправки, вставленной через атмосферный вывод III.

Для разборки клапана 14 из поршня 15 необходимо круглогубцами снять упорное кольцо 20, зажав поршень 15 в руке и проявляя осторожность, так как в поршне находится сжатая коническая пружина 21.

После разборки детали тормозного крана стояночной тормозной системы надо промыть чистым бензином или ацетоном, просушить и тщательно осмотреть.

На поверхности корпусных деталей не допускается наличие трещин, волосовин и других заметных глазом дефектов.

Детали надо очистить от ржавчины и пригара. Все резиновые детали необходимо заменить на новые. Пружины окрасить лаком или краской.

Перед сборкой детали крана надо рукой смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221.

Сборку клапанов, резиновых уплотнительных колец и других резиновых деталей надо производить осторожно, не допуская их повреждения. Наличие на поверхности этих деталей  рисок, порезов и других дефектов не допускается.

Сборку крана надо начинать с подсборки клапана 14 с поршнем 15, установив его на ровный стол.

Установить в поршень клапан 14, опорную шайбу 23, ориентировав ее отбортовкой к резиновому элементу клапана, коническую пружину 21 и с помощью круглогубцев упорное кольцо 20.

Затем необходимо зажать корпус 1 в тисках и установить в него поршень 15 в сборе с клапаном 14 (см. рис.1). Установить пружину 2 с тарелкой 19.

Подсобрать шток 8 с шайбой, пружиной 2, тарелкой 19 и установить его в корпус 1. Затем установить пружину 24 и направляющую штока 18, обратив внимание на наличие на ней резинового уплотнительного кольца.

Схема подключения на испытательном стенде тормозного крана стояночной системы

После этого, при необходимости, можно произвести регулировку усилия пружины 2 (см. рис.2). для этого надо сжать пружину 2 до размера х = 13,8÷13,9 мм от верхнего торца корпуса 1 до верхнего торца тарелки 19. При этом усилие пружины должно быть равно 130÷155 Н.

Если это усилие меньше указанной величины, то установить регулировочные шайбы (дет. 100-3537095 или 100-3537097), довести усилие пружин до требуемой величины.

Установка шайбы 1003537095 увеличивает усилие пружины на 42,5 Н и обеспечивает падение давления на 0,035 МПа, а установка шайбы 100-3537097 — соответственно на 22,5 Н и 0,021 МПа.

После регулировки пружин надо надеть кулачок штока 7 и, проявляя осторожность, установить в шток 8 с помощью керна штифт 4.

Далее установить пружину 16 и крышку 5, предварительно вставив в нее ролики 11. Завернуть две оси 9, закрепив ими крышку 5.

Измерить минимальный зазор между крышкой 5 и шайбой 22, который не должен превышать 0,15 мм.

Если этот зазор больше, то регулировочные шайбы дет. 100-3537092 толщиной 0,15 мм, дет. 100-3537093 толщиной 0,2 мм и дет. 100- 3537094 толщиной 0,3 мм скомбинировать и положить на шайбу 22 между крышкой 5 и корпусом 1 так, чтобы зазор не превышал указанной величины.

Шайба 22 дет. 100-3537091 толщиной 0,5 мм остается лежать внизу. Шайбы надо смазать смазкой ЦИАТИМ-221.

Проверить лёгкость возвращения рукоятки в исходное положение при отклонении ее на угол 40÷45° и 65÷70°.

Проверка работоспособности крана

Установить кран на испытательный стенд и подключить его по схеме, показанной на рис. 2.

Подать воздух под давлением 0,75 МПа в вывод, при этом давление в выводе 1 должно сравняться с давлением в выводе 1.

Трижды перевести рукоятку крана из положения 1 в положение 3 и обратно.

Затем рукоятку крана медленно перевести из положения 1 в положение 3. При перемещении рукоятки не должно быть заеданий и она должна легко! фиксироваться в положении 3.

При повороте рукоятки из положения 1 на угол до 70° она должна автоматически возвращаться в положение 1.

Медленно поворачивать рукоятку из положения 1. При повороте рукоятки на 8…10° в выводе II должно произойти падение давления, но не более, чем на 0,15 МПа.

При дальнейшем повороте рукоятки должно происходить плавное понижение давления в выводе II до 0.

Для проверки крана на герметичность надо подать воздух под давлением 0,75 МПа в вывод I при положениях рукоятки 1 и 3. При обмыливании появление пузырьков воздуха не допускается в течение 1 мин.