В этой статье рассмотрим разборку основных узлов коробки передач автомобиля ВАЗ-2110

Очищаем от грязи и промываем коробку передач снаружи (не допускайте попадания воды в картер).

ремонт коробки передач

Ключом "на 17" отворачиваем болт крепления кронштейна подвески силового агрегата

ремонт коробки передач

Головкой "на 13" отворачиваем шесть гаек крепления задней крышки картера.

ремонт коробки передач

Снимаем кронштейн.

ремонт коробки передач

Постукивая медным молотком (или обычным через оправку из мягкого металла) по приливам крышки

ремонт коробки передач

снимаем ее вместе с уплотнительной прокладкой со шпилек

ремонт коробки передач

Вдавив до упора шток выбора передач, включаем третью передачу или, втянув шток до упора, включаем четвертую

ремонт коробки передач

Накидным ключом "на 10" отворачиваем болт крепления вилки пятой передачи

ремонт коробки передач

Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке вниз, включая пятую передачу

ремонт коробки передач

Бородком выправляем вмятины гаек первичного и вторичного валов

ремонт коробки передач

ремонт коробки передач

Головкой "на 32" с мощным воротком отворачиваем гайки валов.

ремонт коробки передач

Поддев отверткой вилку включения пятой передачи, снимаем узел пятой передачи в сборе.

ремонт коробки передач

Вынимаем вилку включения пятой передачи.

ремонт коробки передач

Снимаем скользящую муфту синхронизатора со ступицей

ремонт коробки передач

Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора

ремонт коробки передач

Вынимаем упорную пластину

ремонт коробки передач

Сдвигаем ступицу внутри скользящей муфты синхронизатора…

ремонт коробки передач

…и вынимаем ступицу, пружины, фиксаторы и сухари синхронизатора пятой передачи.

ремонт коробки передач

Медным молотком наносим удар в торец первичного вала.

ремонт коробки передач

В образовавшийся зазор между упорной пластиной и ведущей шестерней пятой передачи вставляем две отвертки.

Поддевая отвертками шестерню, спрессовываем ее.

ремонт коробки передач

Головкой "на 13" отворачиваем три пробки фиксаторов штоков переключения передач

ремонт коробки передач

Вынимаем из гнезд пружины и шарики фиксаторов

ремонт коробки передач

Ударной крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины.

На винтах имеются специальные стопорные шайбы

ремонт коробки передач

Снимаем упорную пластину

ремонт коробки передач

Двумя отвертками поддеваем упорную шайбу втулки ведомой шестерни пятой передачи

ремонт коробки передач

В образовавшийся зазор между торцом заднего подшипника и упорной шайбой вводим лапы съемника и спрессовываем втулку шестерни и упорную шайбу.

ремонт коробки передач

ремонт коробки передач

Двумя отвертками разводим стопорное кольцо на первичном валу и снимаем его

ремонт коробки передач

Таким же образом снимаем стопорное кольцо с вторичного вала.

ремонт коробки передач

Головкой "на 13" отворачиваем пробку фиксатора задней передачи и вынимаем пружину.

ремонт коробки передач

Вставляем в гнездо фиксатора отвертку и, приложив к ней магнит, извлекаем шарик.

ремонт коробки передач

Головкой "на 13" отворачиваем тринадцать гаек и один болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.

ремонт коробки передач

ремонт коробки передач

Вставив в паз на стыке привалочных плоскостей картеров отвертку, аккуратно приподнимаем картер коробки и снимаем его.

ремонт коробки передач

Накидным ключом "на 10" отворачиваем болт крепления вилки включения I-II передач к штоку

ремонт коробки передач

Приподнимаем шток вверх и выводим вилку из зацепления

ремонт коробки передач

Накидным ключом "на 10" отворачиваем болт крепления вилки включения III-IV передач к штоку

ремонт коробки передач

Отверткой выводим шток из механизма выбора передач.

ремонт коробки передач

Поднимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора.

ремонт коробки передач

Поворачивая шток включения V передачи, выводим его из механизма выбора передач

ремонт коробки передач

Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.

ремонт коробки передач

Вынимаем промежуточную шестерню заднего хода

ремонт коробки передач

Вынимаем одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления

ремонт коробки передач

Вынимаем дифференциал в сборе.

ремонт коробки передач

ремонт коробки передач

Головкой "на 10" отворачиваем три болта крепления механизма выбора передач и снимаем его.

ремонт коробки передач

Головкой "на 10" отворачиваем установочный болт рычага выбора передач

ремонт коробки передач

Снимаем рычаг выбора передач со штока

ремонт коробки передач

Поддев отверткой, снимаем защитный чехол штока с втулки

ремонт коробки передач

Вынимаем шток выбора передач

Заменить шарнир штока выбора передач можно на коробке передач, установленной на автомобиле (снимать шарнир со штока, без необходимости, не следует, т.к. болт крепления установлен на специальном клее ТБ-1324).

Для наглядности проводим эту операцию на снятом штоке.

ремонт коробки передач

ремонт коробки передач

Накидным ключом "на 10" отворачиваем установочный болт шарнира и снимаем шарнир.

ремонт коробки передач

Для замены сальника штока выбора передач поддеваем его крючком из толстой проволоки и извлекаем из втулки

ремонт коробки передач

Отверткой извлекаем из сепаратора ролики переднего подшипника вторичного вала

ремонт коробки передач

Вынимаем сепаратор подшипника

ремонт коробки передач

Зацепив крючком приспособления буртик наружного кольца подшипника, ударами по крючку выпрессовываем кольцо.

ремонт коробки передач

Извлекаем маслосборник

Таким же образом выпрессовываем наружное кольцо подшипника первичного вала.

ремонт коробки передач

Вынимаем магнит.

ремонт коробки передач

ремонт коробки передач

Подходящим отрезком трубы выбиваем из картера сцепления сальник привода.

ремонт коробки передач

Через бородок наносим удары в торец наружного кольца подшипника дифференциала и выпрессовываем кольцо.

ремонт коробки передач

Таким же образом выбиваем сальник и наружное кольцо подшипника дифференциала из картера коробки передач.

Вынимаем регулировочное кольцо.

Зажимаем первичный вал в тиски с мягкими губками.

ремонт коробки передач

Поддеваем двумя монтажными лопатками задний шариковый подшипник и спрессовываем его

ремонт коробки передач

Через оправку наносим удары в торец внутреннего кольца переднего подшипника и спрессовываем кольцо.

ремонт коробки передач

Зажимаем в тиски с мягкими губками вторичный вал

ремонт коробки передач

Двумя отвертками упираемся в торцы стопорного кольца и снимаем его с переднего конца вала.

ремонт коробки передач

ремонт коробки передач

В зазор между внутренним кольцом переднего подшипника и торцом ведущей шестерни главной передачи вставляем отвертку и отжимаем кольцо.

ремонт коробки передач

В образовавшийся увеличенный зазор вставляем две монтажные лопатки и спрессовываем с вала внутреннее кольцо подшипника.

ремонт коробки передач

Захватив трехлапым съемником ведомую шестерню 1-й передачи, спрессовываем ведущую шестерню главной передачи.

ремонт коробки передач

При отсутствии съемника подкладываем под шестерню упоры и наносим удары медным молотком в торец вала.

ремонт коробки передач

Снимаем ведущую шестерню главной передачи.

ремонт коробки передач

Снимаем ведомую шестерню I передачи.

ремонт коробки передач

Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора I передачи

ремонт коробки передач

Круглогубцами разводим стопорное кольцо ступицы синхронизатора и снимаем его.

ремонт коробки передач

Поддев двумя монтажными лопатками ведомую шестерню II передачи, спрессовываем с вала ступицу скользящей муфты синхронизатора I–II передач.

ремонт коробки передач

Снимаем скользящую муфту со ступицей синхронизатора и блокирующее кольцо синхронизатора II передачи

ремонт коробки передач

Снимаем ведомую шестерню II передачи.

Переворачиваем вал в тисках.

ремонт коробки передач

ремонт коробки передач

Поддев двумя монтажными лопатками задний подшипник вторичного вала спрессовываем его.

ремонт коробки передач

Снимаем упорную шайбу.

ремонт коробки передач

Снимаем ведомую шестерню IV передачи.

ремонт коробки передач

Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи

ремонт коробки передач

ремонт коробки передач

Круглогубцами разводим стопорное кольцо ступицы синхронизатора и снимаем его

ремонт коробки передач

Захватив трехлапым съемником шестерню III передачи, спрессовываем с вала ступицу скользящей муфты синхронизатора III–IV передач

ремонт коробки передач

При отсутствии съемника подкладываем под шестерню упоры и наносим в торец вала удары медным молотком.

ремонт коробки передач

Снимаем скользящую муфту со ступицей синхронизатора

ремонт коробки передач

Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора III передачи

ремонт коробки передач

Снимаем шестерню III передачи.

Зажимаем ведомую шестерню главной передачи в тиски с мягкими губками.

ремонт коробки передач

Головкой "на 17" отворачиваем восемь болтов крепления шестерни к коробке дифференциала.

ремонт коробки передач

Медным молотком выбиваем коробку дифференциала.

ремонт коробки передач

Проворачивая, вынимаем шестерни приводов (полуосевые) из коробки.

ремонт коробки передач

Зажав коробку дифференциала в тиски, круглогубцами снимаем стопорное кольцо с оси сателлитов.

ремонт коробки передач

Надавив на ось сателлитов, вынимаем ее из коробки.

ремонт коробки передач

Извлекаем из коробки сателлиты

ремонт коробки передач

Для снятия подшипников дифференциала зажимаем коробку в тиски.

Вставив зубило в зазор между торцом внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциала, наносим удары по зубилу

ремонт коробки передач

Спрессовываем подшипник