Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала

При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном — полностью закрываться

Зазор измеряется на холодном двигателе (при +20°с ) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана.

Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного — (0,35±0,05) мм.

Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб.

В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.

Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны — выпускные; второй, третий, шестой и седьмой — впускные.

Рекомендуется выкрутить свечи зажигания, чтобы легче проворачивать коленчатый вал

Утапливание и фиксирование толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы

Фиксатор должен быть установлен между распределительным валом и краем толкателя.

Для того чтобы легче вынуть регулировочную шайбу, в толкателе проточены два паза.

Поверните толкатель так, чтобы было удобнее подцепить шайбу.

Пазы в толкателе клапанов

Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле:

, где А — измеренный зазор, мм;

  • В — толщина старой шайбы, мм;
  • C — номинальный зазор, мм;
  • Н — толщина новой шайбы, мм.

Пример (для впускного клапана):

  • А = 0,26 мм,
  • В = 3,75 мм,
  • C= 0,2 мм,

тогда

Н = 3,75 + 0,26 — 0,2 = 3,81 (мм).

В пределах допуска зазора ±0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8 мм).

Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или за болт крепления шкива генератора.

Запрещается проворачивать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Отверните гайку крепления крышки фильтра и снимите шайбу.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Отстегните четыре пружинных зажима.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Снимите крышку воздушного фильтра.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Выньте из корпуса фильтрующий элемент.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Ослабьте затяжку хомутов и снимите шланги с патрубков на крышке клапанов

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Отверните четыре гайки

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Снимите со шпилек корпус фильтра и шланг забора теплого воздуха от патрубка.

Отсоедините шланг от корпуса фильтра, предварительно ослабив затяжку хомута.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Отсоедините от шланга пластмассовый держатель, ослабьте затяжку хомута и снимите шланг с патрубка на крышке клапанов

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Отверните гайку и снимите кронштейн троса привода акселератора, оставив его висеть на тросе.

Отверните две колпачковые гайки.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Снимите крышку клапанов.

Удалите масло из верхней части головки блока (вокруг толкателей клапанов).

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Установите приспособление для утапливания толкателей на шпильки крепления крышки клапанов и закрепите его гайками.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Отверните три болта и снимите переднюю крышку привода распределительного вала.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Установите поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия. для этого поверните коленчатый вал так, чтобы метка на шкиве распределительного вала совпала с меткой (усиком) на задней крышке привода распределительного вала.

Затем поверните коленчатый вал еще на 40—50°.

При этом кулачки распределительного вала повернутся от толкателей.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Измерьте набором щупов зазоры у первого, второго, третьего и пятого клапанов.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Если зазор какого-либо клапана отличается от номинального, утопите толкатель этого клапана, нажав на ручку приспособления

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Удерживая толкатель в утопленном положении, установите фиксатор

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Отведите приспособление для утапливания от толкателя и выньте регулировочную шайбу, подцепив ее тонкой отверткой.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Запишите толщину регулировочной шайбы, которая нанесена на одной стороне.

Если толщина шайбы не видна, измерьте ее микрометром.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Установите в толкатель новую шайбу необходимой толщины.

Шайбу установите надписью вниз (к толкателю).

Утопите толкатель приспособлением и уберите фиксатор.

Регулировка зазоров клапанов двигателя

Для проверки измерьте щупом зазор: если он отличается от номинального, повторите регулировку

Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны - выпускные; второй, третий, шестой и седьмой - выпускные

Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и отрегулируйте зазоры четвертого, шестого, седьмого и восьмого клапанов в таком же порядке.

Затем залейте масло в верхнюю часть головки блока.

Установите переднюю крышку привода распределительного вала, крышку клапанов, воздушный фильтр и вверните свечи зажигания.