Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.

Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку 13, установленную на валу электродвигателя 14, включение и выключение которого осуществляется контроллером

Схема системы охлаждения: 1 - пробка расширительного бачка; 2 - расширительный бачок; 3 - шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 4 - шланг от радиатора к расширительному бачку; 5 - отводящий шланг радиатора; 6 - левый бачок радиатора; 7 - алюминиевые трубки радиатора; 8 - заглушка; 9 - правый бачок радиатора; 10 - сливная пробка; 11- сердцевина радиатора; 12 - кожух электровентилятора; 13 - крыльчатка электровентилятора; 14 - электродвигатель; 15 - зубчатый шкив насоса; 16 - крыльчатка насоса; 17 - зубчатый ремень привода распределительного вала; 18 - блок двигателя; 19 - подводящая трубка насоса; 20 - подводящий шланг радиатора; 21 - отводящий шланг радиатора отопителя; 22 - шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 23 - выпускной патрубок; 24 - заправочный шланг; 25 - подводящий шланг радиатора отопителя; 26 - термостат; 27 - датчик температуры охлаждающей жидкости

Термостат 26 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и дополнительный клапаны.

Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости (85 ±2)°С, ход основного клапана при достижении температуры 102 °С не менее 8 мм

Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками 6 и 9, двухходовой, с перегородкой в левом бачке.

Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 2, пробка 1 которого имеет впускной и выпускной клапаны.

Давление начала открытия выпускного клапана не менее 110 кПа (1,1 кгс/смг), впускного - 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/смг)

Замену охлаждающей жидкости производите в следующем порядке

Отверните пробку 1 (см рис 1) расширительного бачка 2

Снимите брызговик двигателя, вывернув болты крепления его к кузову.

Поставьте под двигатель емкость для слива жидкости, отверните сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слейте жидкость

По окончании слива заверните пробки.

Залейте охлаждающую жидкость через наливную горловину расширительного бачка 2, предварительно отсоединив шланг 3 от дроссельного патрубка

При появлении жидкости в дроссельном патрубке поставьте шланг на место, долейте жидкость до уровня верхней кромки крепежного ремня и заверните пробку.

Запустите двигатель и дайте ему поработать 1-2 мин на холостом ходу для удаления воздушных пробок.

Остановите двигатель, проверьте уровень жидкости

Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте охлаждающую жидкость

Ремонт насоса охлаждающей жидкости

Разборка

Для разборки насоса сделайте следующее:

  • -  спрессуйте съемником 3 (рис 2). закрепленным в тисках, шкив 2
  • - выверните стопорный винт и выпрессуйте оправкой 67 7853 Э56Э валик в сборе с подшипником, крыльчаткой и сальником
Снятие зубчатого шкива привода насоса: 1 – корпус насоса; 2 – зубчатый шкив; 3 – съемник

Усилие прикладывайте к обойме подшипника,

- спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник.

Контроль

Проверьте осевой зазор в подшипнике.

Эту операцию надо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник с валиком замените новыми

Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять новыми

Трещины и деформации корпуса не допускаются

Насос охлаждающей жидкости с контрольными размерами для сборки: 1 – стопорный винт подшипника; 2 – корпус насоса; 3 – блок цилиндров; 4 – крыльчатка; 5 – валик подшипника; 6 – упорное уплотнительное кольцо сальника; 7 – резиновая манжета сальника; 8 – подшипник; 9 – зубчатый шкив

Сборка

Сборку выполняйте в следующем порядке:

- с помощью оправки 67 7953 9568 установите в корпус сальник, не допуская его перекоса, запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком так, чтобы совпали отверстия под стопорный винт 1 (рис 3).

Заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры его гнезда для предотвращения самоотвертывания

Повторное использование зубчатого шкива не допускается.

- с помощью приспособления 67 7320 9527 напрессуйте крыльчатку, а затем новый зубчатый шкив 9, выдержав размеры (52 ±0,5) мм и (39,3 ±0,1) мм, проверьте надежность соединения шкива на валике, приложив к шкиву момент 24,5 Нм (2,5 кгс·м)

Шкив не должен провернуться

Термостат

У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана

Термостат установите на стенде и опустите в бак с техническим глицерином

В основной клапан 4 (рис 4) уприте рычажок кронштейна, связанный с ножкой индикатора

Термостат: 1 – перепускной клапан; 2 – выходной патрубок (к насосу); 3 – пружина основного клапана; 4 – основной клапан; 5 – держатель поршня; 6 – поршень; 7 – входной патрубок (от радиатора); 8 - резиновая вставка; 9 – твердый термочувствительный наполнитель; 10 – пружина перепускного клапана; 11 - входной патрубок (от двигателя)

Начальная температура жидкости в баке должна быть 79-90°С

Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1 °С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме глицерина была одинаковой

За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм

Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не соответствует (85 ±2)°С или в случае, если при достижении температуры до 102°С не происходит касания клапана 1 седла патрубка 11

Простейшая проверка исправности термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле

После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 85-92°С

Детали радиатора и электровентилятора

Снятие и установка их на автомобиль выполняется на холодном двигателе в следующем порядке (рис 5 )

Детали радиатора и электровентилятора: 1– радиатор; 2 – бачок радиатора; 3 – электродвигатель; 4 – кожух; 5 – крыльчатка; 6 – резиновая подушка; 7 – сливная пробка

Отверните пробку расширительного бачка

Отвернув сливные пробки радиатора и блока цилиндров, слейте охлаждающую жидкость

Отсоедините электрические провода от электровентилятора

Отсоедините шланги от радиатора 1 и расширительного бачка

Отверните гайки и болты крепления кожуха 4 и, придерживая радиатор, выньте кожух в сборе с электровентилятором

Выньте радиатор из моторного отсека

При необходимости отверните гайки крепления, снимите вентилятор и электродвигатель вентилятора.

Снимите ремень крепления и выньте расширительный бачок Установку радиатора и расширительного бачка выполняйте в обратном порядке

Проверка герметичности радиатора Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой

Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с

При этом не должно наблюдаться появления из радиатора пузырьков воздуха

При повреждениях или негерметичности замените радиатор новым