Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией

Герметичность системы  обеспечивается  впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка

Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кг.см.г.

Впускной клапан открывается при понижении давлении в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 ктс/см 3 (на остывающем двигателе)

Система охлаждения двигателя BA3-21083: 1 - расширительный бачок; 2 - пробка расширительного бачка; 3 - пароотводящий шланг; 4 - шланг от расширительного бачка к термостату; 5 - подводящий шланг радиатора; 6 - отводящий шланг радиатора; 7 - левый бачок радиатора; 8 - алюминиевые трубки радиатора; 9 - датчик включения электровенти­лятора; 10 - правый бачок радиатора; 11 - сливная пробка; 12 - сердцевина радиатора; 13 - кожух электровентилятора; 14 - крыльчатка электровентилятора; 15 - электродвигатель; 16 - зубчатый шкив насоса; 17 - крыльчатка насоса; 18 - зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 - отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 - подводя­щая труба насоса; 21 - кран; 22 - радиатор отопителя; 23 - шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора; 24 - блок подогрева карбюратора; 25 - выпускной патрубок; 26 - подводящий патрубок отопи­теля; 27 - шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора: 28 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 29 - термостат.

Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора

Насос охлаждающей жидкости лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала

Корпус насоса — алюминиевый валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки

Наружное кольцо подшипника стопориться винтом.

На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка.

Расстояние от привалочной поверхности и крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52 ± 0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0.1 мм

К противоположному торцу крыльчатки прижата упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник.

При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом

На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.

На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства)

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива): 1 - расширительный бачок; 2 - пробка; 3 - пароотводящий шланг; 4 - шланг от расширительного бачка к термостату; 5 - датчик температуры охлаждающей жидкос­ти в выпускном патрубке; 6 - дроссельный узел; 7 - подводящий шланг радиатора; 8 - отводящий шланг радиатора; 9 - левый бачок радиатора; 10 - правый бачок радиатора; 11 - сливная пробка; 12 - сердцевина радиатора; 13 - кожух электровентиля­тора; 14 - крыльчатка электровентилятора; 15 - электродвигатель; 16 - зубчатый шкив насоса; 17- крыльчатка насоса; 18 - зуб­чатый ремень привода распределительного вала; 19 - отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 - подводящая труба на­соса; 21 - кран; 22 - радиатор отопителя; 23 - шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 24 - шланг под­вода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 25 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 26 - выпускной патрубок; 27 - подводящий патрубок отопителя; 28 - термостат; 29 - датчик уровня охлаждающей жидкости

На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2°С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок.

При этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор.

При температуре около 102°С основной клапан полностью отрывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор

Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглым алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами.

Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой: Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку

Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний

Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108. -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора.

Его контакты замыкаются при температуре 99±3°C, а размыкаются при 94±3°С

На автомобилях, выпущенных до 1998 г (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном 6локе

На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронно-го блока управления двигателем (через реле)

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости в верхней его части выполнен штуцер для пароотводяшего шланга радиатора системы охлаждения двигателя.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели.

В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем

При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор "Проверьте двигатель" в комбинации приборов.