Рулевое управление — травмобезопасное, с демпфирующим элементом на рулевом колесе.

Рулевой механизм реечного типа

Рулевой механизм в сборе с рулевыми тягами крепится в моторном отсеке к щитку передка кузова двумя скобами через резиновые опоры.

Болты крепления — вварные, по два с каждой стороны щитка передка. Картер рулевого механизма — литой, из алюминиевого сплава.

В нем на двух подшипниках установлена приводная шестерня, которая находится в зацеплении с рейкой.

Передний подшипник (на торце вала) — роликовый, задний (ближе к рулевому валу) — шариковый.

От осевого перемещения вал фиксируется шариковым подшипником: его внутренняя обойма удерживается на валу стопорным кольцом, а наружная прижимается к торцу гнезда подшипника в картере, рулевого механизма гайкой на валу приводной шестерни.

В выточке гайки находится уплотнительное кольцо, а между гайкой и стопорным кольцом — защитная шайба.

Отворачиванию гайки препятствует зубчатая стопорная шайба.

Гайка закрыта защитным чехлом (пыльником), насаженным на вал приводной шестерни.

На пыльнике и картере рулевого механизма имеются метки для установки рейки в среднее положение (для правильной сборки рулевого механизма).

Особенности рулевого управления ВАЗ-2109

Рейка поджимается к зубьям приводной шестерни пружиной через металлокерамический упор, уплотненный в картере резиновым кольцом.

Пружина, в свою очередь, поджимается регулировочной гайкой (внутренний восьмигранник «на 17») со стопорным кольцом, создающим сопротивление ее отворачиванию.

Для компенсации теплового расширения деталей и допусков на их изготовление между гайкой и упором рейки при сборке выставляют зазор 0,12 мм (максимально допустимый зазор в процессе эксплуатации 0,2 мм), после чего кернят (обминают) в двух точках резьбу картера (не повреждая гайку) и наносят краской метки, фиксирующие положение гайки относительно картера.

Момент сопротивления вращению шестерни исправного рулевого механизма во всем диапазоне хода должен находиться в пределах 5,1-20,1 кгс/см (0,05-0,20 кгс/м) при частоте вращения 30 мин-1.

Для смазки приводной шестерни, рейки и подшипников шестерни применяют ФИОЛ-1 (примерно 20-30 г на весь механизм), а полость над гайкой подшипника приводной шестерни (под пыльником) заполняют смазкой УНИОЛ-1.

С левой стороны на картер рулевого механизма надет защитный колпак, с правой — напрессована труба с продольным пазом, закрытая защитным гофрированным чехлом.

Через этот паз и отверстия в защитном чехле проходят распорные втулки резинометаллических шарниров внутренних наконечников рулевых тяг, которые перемещаются по пазу при работе рулевого механизма.

Тяги закреплены на рейке болтами, проходящими через соединительную пластину и распорные втулки резинометаллических шарниров.

Самопроизвольному отворачиванию болтов препятствует стопорная пластина, края которой отогнуты на головки болтов.

Вал рулевого управления соединен с приводной шестерней через эластичную муфту.

Верхняя часть вала опирается на шариковый радиальный подшипник. На верхнем конце вала на шлицах закреплено гайкой рулевое колесо в сборе с демпфером.

Особенности рулевого управления ВАЗ-2109

Рулевой, привод состоит из двух составных рулевых тяг и поворотных рычагов телескопических стоек передней подвески (поворотный рычаг приварен к стойке):

Рулевая тяга состоит из внутреннего (длинного) наконечниками внешнего (троякого), а также регулировочной тяги (муфты) с внутренними резьбами разного направления и шестигранником под ключ.

Длина тяги регулируется наворачиванием регулировочной тяги на наконечники (при отпущенных контргайках наконечников).

После завершения регулировки наконечники рулевых тяг контрят гайками.

Наружная тяга соединена с поворотным рычагом через шаровой шарнир, состоящий из вкладыша, пружины вкладыша и пальца.

Для защиты от грязи шарнир закрыт резиновым защитным чехлом (пыльником).

Шарнир образует с наружным наконечником неразборную конструкцию, поэтому при выходе его из строя следует заменить наконечник (с последующей регулировкой схождения колес).

Нет комментариев