Работу удобнее проводить на смотровой канаве или подъемнике, сняв левый брызговик двигателя (стартер можно снять и сверху — из моторного отсека)
Отсоединяем клемму «минусового» провода от аккумуляторной батареи.
Снятие стартеров 5712.3708 и 29.3708 аналогично
Эту операцию покажем на примере 5712.3708.
Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.
Отверните гайку крепления и снимите провод с контактного болта тягового реле стартера.
Отверните болты крепления и снимите защиту картера.
Снизу отсека двигателя отверните две гайки крепления стартера.
Отверните третью гайку крепления стартера сверху отсека двигателя
Выньте стартер из картера сцепления
Стартер устанавливают в порядке, обратном снятию.
Разборка стартера
В корпусе стартера закреплены четыре обмотки возбуждения.
Разбирайте тяговое реле только при необходимости его ремонта.
Отверните гайку с нижнего контактного болта.
Снимите шайбу и отсоедините наконечник вывода обмотки статора.
Отверните два винта крепления тягового реле.
Выньте тяговое реле. Для этого отсоедините якорь реле от рычага, приподняв реле
Выньте якорь и пружину из тягового реле
Снимите уплотнительное кольцо
С помощью подходящей по диаметру трубки сбейте ограничительное кольцо со стопорного
Ограничительное кольцо фиксируется стопорным кольцом, установленным под ним.
Снимите стопорное кольцо.
Снимите ограничительное кольцо.
Отверните два винта крепления и снимите защитную крышку.
Снимите стопорное кольцо а затем регулировочные шайбы.
Отверните гайки стяжных шпилек.
Снимите крышку со стороны коллектора
Отожмите отверткой пружины обеих изолированных щеток и выньте щетки из щеткодержателя.
Снимите щеткодержатель.
Примечание 1 – изолированные щетки 2 – неизолированные щетки
Изолированные щетки припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные – к щеткодержателю.
При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора.
Снимите корпус со статором.
Снимите пластмассовый упор рычага.
Выньте якорь из крышки со стороны привода.
Снимите промежуточную опору с вала якоря.
Снимите стопорное кольцо с привода стартера
Детали привода стартера:
1 – шестерня 2 – рычаг привода 3 – обгонная муфта 4 – тарельчатая шайба
Снимите тарельчатую шайбу.
Снимите упорную шайбу.
Снимите муфту с рычагом.
Снимите упорное кольцо.
Отверните два винта крепления крышки тягового реле.
Отверните гайки с двух контактных болтов тягового реле.
Детали тягового реле: 1 – выводы обмоток 2 – якорь 3 – корпус 4 – крышка 5 – контактные болты
Отсоедините с помощью паяльника оба вывода обмоток от клемм тягового реле
Снимите крышку тягового реле.
Снимите уплотнительное кольцо
Выньте контактную пластину в сборе со штоком.
Снимите со штока возвратную пружину.
Снимите стопорное кольцо.
Снимите изолирующую шайбу.
Снимите контактную пластину.
Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток)
Снимите изолирующую втулку.
Снимите шайбу.
Снимите демпфирующую пружину. Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе
Выньте из крышки контактные болты
Дефектовка и ремонт стартера
Очистите все детали стартера.
Проверьте состояние обмотки статора.
Для этого включите контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоедините провод к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи замкните на корпус.
Если лампа горит, значит, повреждена изоляция обмотки.
Замените обмотку или статор.
Таким же образом проверьте вторую обмотку.
Обмотки статора можно проверить мегомметром.
Подсоедините один контакт к выводу, а другой – к корпусу статора.
Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм. Если оно меньше, замените статор.
Осмотрите якорь. Если коллектор загрязнен или на нем имеются риски, царапины и т. п., прошлифуйте его мелкой стеклянной шкуркой.
При значительной шероховатости коллектора или если между пластинами есть выступания слюды – проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой.
Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. Если величина биения больше, замените якорь.
При обнаружении на валу якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкой шкуркой, иначе это вызовет заедание шестерни на валу.
Если на поверхностях цапф и шлицев вала имеются задиры, забоины, замените якорь.
Проверьте надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора.
Осмотрите обмотку по торцам якоря: диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. Если диаметр больше, замените якорь.
Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы в цепи переменного тока напряжением 220 В.
Подсоедините провода к пластине коллектора и сердечнику якоря.
Если лампа загорелась, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу».
В этом случае надо заменить якорь. Примечание к операции 6 Обмотки якоря можно проверить мегомметром.
Один его контакт подсоедините к коллектору, другой – к сердечнику якоря. Сопротивление обмоток должно быть не меньше 10 кОм.
При меньшем сопротивлении замените якорь.
Удерживая обгонную муфту, попробуйте провернуть шестерню стартера в обе стороны: она должна вращаться свободно только по часовой стрелке.
Если шестерня проворачивается в обе стороны, замените привод.
Наденьте привод стартера на вал якоря. Он должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала.
Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод.
При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.
Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору.
Если на этих деталях появились трещины, замените их.
Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря.
При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.
Осмотрите втулку, запрессованную в картер сцепления.
Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку.
Щетки, изношенные до высоты менее 12 мм, необходимо заменить.
Проверьте перемещение щеток в держателях: щетки должны перемещаться легко, без заеданий.
Проверьте надежность крепления держателей щеток: они должны быть прочно закреплены.
Держатели изолированных щеток не должны иметь замыкания на массу. Проверьте это с помощью контрольной лампы
Проверьте усилие пружин, прижимающих щетки, с помощью динамометра.
Для этого вставьте якорь в крышку со стороны привода, установите корпус и щеткодержатель.
Вставьте щетки в щеткодержатели.
В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 9,0–11,0 Н (0,9–1,1 кгс).
Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле.
Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52–0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей – 0,725–0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от +15 до +25 °С.
Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.
Примечание Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте, замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле.
Если омметр показывает «?», то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты.
В обоих случаях тяговое реле надо заменить. 1 – контактная пластина 2 – прямоугольные головки контактных колец
Осмотрите контактные болты.
Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов.
При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180 °, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной.
Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам.
Сборка стартера
Соберите стартер в обратном порядке с учетом следующего.
Надежно припаяйте выводы обмоток к клеммам тягового реле.
Смажьте моторным маслом шлицы и цапфы вала якоря...
втулки задней крышки и промежуточной опоры
наконечник якоря тягового реле..
шлицы обгонной муфты
Подбором регулировочных шайб отрегулируйте осевой зазор вала якоря стартера.
Зазор должен быть не более 0,5 мм.
Установите опору на рычаг выступом к якорю.
Стяжные шпильки должны проходить через изолирующие трубки
При подсоединении рычага к наконечнику якоря тягового реле язычок на наконечнике якоря должен быть направлен вниз