Снятие двигателя ВАЗ-2109 рассмотрено в статье – «Снятие и установка двигателя»
Размеры и маркировки шатунно-поршневой группы смотрим в статье - "Подборка шатунно-поршневой группы"
Разборка двигателя
Перед разборкой двигатель необходимо тщательно очистить от загрязнений, установить на стенд или подставку.
Для разборки используйте соответствующие инструменты (гаечные ключи, съемники и пр.).
При сборке все детали, которые не подвергались ремонту или замене, надо устанавливать на свои места там, где они приработались.
Для этого при разборке необходимо маркировать любым способом.
При ремонте запрещается разукомплектовывать крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, крышки опор распределительных валов с головкой блока.
Коленчатый вал, маховик и сцепление можно разукомплектовывать, поскольку эти детали балансируются отдельно.
Установите двигатель на прочные опоры.
Отверните три гайки крепления стартера.
Снимите стартер.
Отверните три болта и гайку крепления коробки передач к блоку цилиндров.
Аккуратно снимите коробку передач.
Следите за тем, чтобы шлицевой конец первичного вала не опирался на лепестки диафрагменной пружины.
Вставьте оправку в отверстие нажимного диска.
Снять сцепление можно и без оправки, но при этом надо придерживать ведомый диск – он может выпасть из кожуха сцепления.
Оправку можно изготовить по размерам первичного вала или использовать вместо нее старый первичный вал.
Отверните шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику, заблокировав маховик отверткой. Для упора отвертки установите подходящий по диаметру болт
Аккуратно снимите кожух сцепления вместе с ведомым диском.
Снимите верхнюю крышку картера сцепления с установочных штифтов, поверните ее и выньте из-за маховика
Отверните шесть болтов крепления маховика, зафиксировав его от проворачивания.
Снимите стопорную пластину, придерживая маховик
Снимите маховик с коленчатого вала
Установите поршень первого цилиндра в в.м.т. такта сжатия.
Для этого проверните коленчатый вал ключом за болт до совпадения метки на шкиве коленчатого вала с длинной меткой на передней крышке.
Снимите наконечники проводов со свечей зажигания.
Отсоедините шланг от вакуум-корректора.
Отверните три гайки крепления распределителя зажигания.
Снимите кронштейн крепления высоковольтных проводов
Снимите распределитель зажигания
Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг от топливного насоса
Отверните две гайки крепления топливного насоса
Аккуратно снимите топливный насос, чтобы не повредить прокладку.
Осторожно снимите теплоизоляционную проставку со штоком, не повредив регулировочные прокладки.
Отверните болт с внутренним шестигранником крепления корпуса привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов)
Снимите корпус привода распределителя зажигания (вспомогательных агрегатов)
Отверните три болта крепления передней крышки.
Снимите переднюю крышку.
Ослабьте затяжку гаек крепления генератора.
Поверните генератор к блоку
Снимите ремень привода генератора
Отверните болт крепления натяжной планки к блоку цилиндров.
Полностью отверните гайку крепления генератора.
Выньте болт, придерживая генератор, и снимите его с двигателя
Отверните две колпачковые гайки крепления крышки клапанов
Аккуратно снимите крышку клапанов вместе с уплотнительной прокладкой.
Ослабьте болт крепления шкива распределительного вала, удерживая его от проворачивания, для чего уприте отвертку в шпильку крепления задней крышки.
Ослабьте гайку натяжного ролика.
Поверните натяжной ролик, ослабив натяжение ремня
Снимите ремень с шкива распределительного вала, натяжного ролика и шкива водяного насоса
Отверните болт крепления шкива распределительного вала и выньте его вместе с шайбой.
Аккуратно, чтобы не повредить сальник, спрессуйте с помощью съемника шкив распределительного вала и снимите его.
При отсутствии съемника, воспользуйтесь двумя отвертками.
Снимите заднюю крышку
Отверните четыре болта и гайку шпильки крепления задней крышки
Отверните болт крепления шкива коленчатого вала, удерживая вал от проворачивания.
Снимите шкив коленчатого вала, зубчатый шкив и ремень ГРМ.
Чтобы зафиксировать коленчатый вал от проворачивания, заверните два болта крепления маховика в отверстия фланца коленчатого вала и вставьте между ними большую отвертку или монтажную лопатку.
Отверните гайку крепления и отсоедините кронштейн от подводящей трубы водяного насоса.
Отверните десять болтов крепления головки блока специальным ключом под внутренний шестигранник
Выньте болты с шайбами. Расположение болтов крепления головки блока
Расположение болтов крепления головки блока цилиндров
Снимите головку блока цилиндров.
Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие инструменты.
Чтобы оторвать головку от блока, вставьте отвертку под выпускной коллектор. Используя ее как рычаг, приподнимите головку.
Снимите уплотнительную прокладку головки блока цилиндров
Отверните два болта крепления и снимите подводящую трубу водяного насоса.
Выньте водяной насос, подцепив его отверткой.
Переверните двигатель масляным картером вверх и отверните шестнадцать болтов крепления масляного картера.
Снимите масляный картер и уплотнительную прокладку.
Для снятия масляного фильтра воспользуйтесь специальным ключом.
Если ключа нет, а фильтр не удается отвернуть руками, пробейте его корпус отверткой и отверните фильтр, пользуясь отверткой как рычагом.
Отверните масляный фильтр.
Отверните два болта крепления приемника масляного насоса к крышке опоры коленчатого вала и болт крепления к масляному насосу
Выньте трубку приемника из масляного насоса и снимите приемник.
Отверните шесть болтов крепления масляного насоса.
Снимите масляный насос, сдвинув его с носка коленчатого вала
Отверните шесть болтов крепления держателя заднего сальника
Осторожно снимите держатель, отжав его отверткой от блока.
Отверните гайки крепления крышки шатуна.
Снимите крышку шатуна и вкладыш.
Если демонтаж крышки затруднен, сбейте ее несильными ударами молотка.
Протолкните шатун с поршнем внутрь цилиндра так, чтобы шатун не касался его стенок.
Иначе можно повредить зеркало цилиндра.
Расположение гаек крепления шатунов (стрелки желтого цвета) и болтов крепления крышек коренных подшипников (стрелки красного цвета).
Осторожно выньте поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем из блока, стараясь не повредить зеркало цилиндра.
Таким же образом выньте остальные поршни.
Если вкладыши остались на валу, снимите их
Отверните болты крепления крышек коренных подшипников.
Снимите крышки коренных подшипников и нижние вкладыши.
Выньте коленчатый вал из блока цилиндров.
Выньте верхние вкладыши коренных подшипников из постелей блока цилиндров. Выньте опорные полукольца из средней опоры
Промываем все детали и продуваем воздухом.
После разборки нужно продефектировать все детали