В продаже имеется несколько вариантов распределительных валов, отличающихся друг от друга (в том числе и от стандартного распределительного вала) профилями кулачков впускных и выпускных клапанов
Изменение профиля кулачков приводит к изменению фаз газораспределения и призвано изменить характеристики крутящего момента и мощности двигателя для улучшения разгонной динамики или увеличения максимальной скорости автомобиля.
При установке тюнингового распределительного вала следует иметь в виду, что повышение скоростных и динамических показателей автомобиля может вызвать увеличение расхода топлива и уменьшение ресурса двигателя.
Снимаем зубчатый шкив распределительного вала.
Чтобы не потерять шпонку шкива, извлекаем ее из паза распределительного вала.
Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления кронштейна троса привода дроссельной заслонки к ресиверу и снимаем кронштейн
Крестообразной отверткой ослабляем хомуты крепления двух отводящих шлангов вентиляции картерных газов и снимаем шланги со штуцеров клапанной крышки
Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга вентиляции картерных газов и снимаем шланг
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления клапанной крышки
Снимаем клапанную крышку
В отверстиях клапанной крышки установлены резиновые уплотнительные втулки
Снимаем прокладку клапанной крышки
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления наконечников «массовых» проводов к шпилькам заглушки головки блока цилиндров и снимаем провода со шпилек.
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки и один болт крепления заглушки.
Снимаем заглушку и ее уплотнительное кольцо
Ключом «на 13» равномерно в несколько приемов (до снятия давления пружин клапанов) отворачиваем десять гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала.
Снимаем со шпилек передний и задний корпусы подшипников распределительного вала
Немного отведя от головки блока цилиндров заднюю крышку ремня привода ГРМ, снимаем распределительный вал
Снимаем сальник распределительного вала.
Устанавливаем тюнинговый распределительный вал в следующей последовательности.
Очищаем сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и корпусов подшипников от герметика и масла.
Смазываем моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала.
Укладываем вал в опоры головки блока цилиндров таким образом, чтобы кулачки первого цилиндра были направлены вверх (на рисунке показано положение кулачков первого цилиндра при укладке распределительного вала в опоры головки блока цилиндров).
На поверхности головки блока цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников в зоне крайних опор, наносим тонкий слой герметика (стрелки).
Устанавливаем корпуса подшипников и затягиваем гайки их крепления в два приема.
Предварительно затягиваем гайки в последовательности, указанной на рисунке, до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке блока цилиндров.
При этом необходимо следить за тем, чтобы установочные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда.
Окончательно затягиваем гайки моментом 21,6 Н.м (2,2 кгс.м) в той же последовательности.
После затяжки гаек тщательно удаляем остатки герметика.
Смазав моторным маслом рабочую кромку нового сальника, подходящим отрезком трубы запрессовываем его.
Устанавливаем зубчатый шкив распределительного вала и ремень привода ГРМ.
Поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ.
Затем поворачиваем коленчатый вал еще на 40-50° (2,5–3 зуба на шкиве распределительного вала).
В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого и третьего кулачков распределительного вала.
Зазор между кулачками распределительного вала и шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм для выпускных.
Допуск на зазоры для всех кулачков составляет ±0,05 мм.
Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов
Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.
Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).
Нажимая на рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель и устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении
Переводим рычаг приспособления в верхнее положение
Пинцетом через прорезь толкателя поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу
При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками.
Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз.
Вставив ребро другой отвертки (с жалом шириной не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель
Вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.
Зазор между кулачком распределительного вала и толкателем клапана регулируем подбором толщины регулировочной шайбы.
Для этого микрометром измеряем толщину снятой шайбы.
Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле:
Н=В+(А–С), мм, где А — измеренный зазор;
В — толщина снятой шайбы;
С — номинальный зазор; Н — толщина новой шайбы.
Толщина шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.
Новую шайбу устанавливаем маркировкой вниз и убираем фиксатор.
Еще раз проверяем зазор.
При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 мм или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением.
Поворачивая каждый раз, коленчатый вал на пол-оборота, регулируем зазоры остальных клапанов в последовательности, указанной в таблице.
Угол поворота коленчатого вала от положения совмещения меток, град. |
Кулачки |
|
выпускной (зазор 0,35 мм) |
впускной (зазор 0,20 мм) |
|
40-50 |
1 |
3 |
220-230 |
5 |
2 |
400-410 |
8 |
6 |
580-590 |
4 |
7 |