На части двигателей автомобиля ВАЗ-2121 установлен стартер 5722.3708 – четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.

Стартер 5722.3708 в сборе: 1 - вал якоря; 2 - «положительная» щетка; 3 - щеткодержатель; 4 - скоба; 5 - контактные болты; 6 - тяговое реле; 7 - контактная пластина; 8 - сердечник тягового реле; 9 - шток тягового реле; 10 - удерживающая обмотка; 11 - втягивающая обмотка; 12 - якорь реле; 13 - передняя крышка; 14 - рычаг привода; 15 - кронштейн рычага; 16 - прокладка; 17 - ось планетарной шестерни; 18 - опора вала привода с вкладышем; 19 - обгонная муфта; 20 - ограничительное кольцо; 21 - втулка передней крышки; 22 - вал привода; 23 - кольцо отводящее; 24 - шестерня с внутренними зубьями; 25 - водило; 26 - центральная (ведущая) шестерня; 27 - сателлит; 28 - опора вала якоря с вкладышем; 29 - сердечник якоря; 30 - постоянный магнит; 31 - коллектор; 32 - задняя крышка с втулкой

На рисунке 1 представлен разрез стартера.

Техническая характеристика стартера 5722.3708

Номинальная мощность - 1,55 кВт

Потребляемый ток при максимальной мощности, не более - 375 А

Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более - 700 А

Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более - 80 А

Схема соединения стартера: 1 - стартер; 2 - аккумуляторная батарея; 4 - реле включения стартера; 5 - выключатель зажигания

Схема соединений стартера представлена на рисунке 2.

К стальному корпусу стартера приклеены четыре постоянных магнита, изнутри каждый дополнительно закреплен развальцованной алюминиевой втулкой.

Корпус и крышки стартера стянуты двумя шпильками.

Вал якоря вращается в двух металлокерамических вкладышах, установленных в крышке и опоре вала.

Крутящий момент от вала якоря передается на вал привода через планетарный редуктор, состоящий из центральной шестерни, трех планетарных шестерен, водила и шестерни с внутренним зацеплением (эпициклической)

Разборка стартера

Очищаем стартер от грязи и устанавливаем в тиски.

Разборка стартера

Ключом «на 13» отворачиваем гайку нижнего вывода тягового реле.

Разборка стартера

Снимаем провод.

Разборка стартера

Головкой «на 8» отворачиваем два болта крепления тягового реле и снимаем его.

Снимаем якорь тягового реле.

Разборка стартера

Ключом «на 10» отворачиваем гайки стяжных шпилек.

Разборка стартера

Снимаем статор вместе с якорем со шпилек крышки

Разборка стартера

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта

Разборка стартера

Снимаем заднюю крышку.

Разборка стартера

Снимаем щеткодержатель.

Разборка стартера

Вынимаем якорь.

Разборка стартера

Снимаем с вала якоря центральную шестерню

Разборка стартера

Снимаем опору вала якоря.

Разборка стартера

Вынимаем три планетарных шестерни.

Разборка стартера

Выколоткой из мягкого металла выбиваем вал привода

Разборка стартера

Снимаем его в сборе с опорой вала привода и рычагом.

Разборка стартера

Снимаем уплотнительную прокладку.

Устанавливаем вал привода на деревянную подставку.

Разборка стартера

Опираем губки рожкового ключа «на 14» на ограничительное кольцо и, ударив молотком по ключу, спрессовываем ограничительное кольцо.

Разборка стартера

Разборка стартера

Поддеваем отверткой запорное кольцо и снимаем его

Разборка стартера

Снимаем ограничительное кольцо.

Снимаем привод в сборе.

Разборка стартера

Щипцами разжимаем стопорное кольцо

Разборка стартера

Снимаем стопорное кольцо

Разборка стартера

Снимаем кольцо отводки с шайбой.

Разборка стартера

Для замены щеток поддеваем пластиковые крышки и расположенные под ними пружины.

Разборка стартера

Собираем стартер в обратной последовательности.

Разборка стартера

Перед монтажом щеткодержателя на коллектор якоря снимаем все четыре пружины так, чтобы щетки «ушли» в направляющие.

Разборка стартера

Якорь с надетым щеткодержателем, установленными пружинами и их крышками вставляем в статор

Собираем стартер в обратной последовательности

После сборки проверяем работоспособность стартера и устанавливаем на двигатель.