На части двигателей автомобиля ВАЗ-2121 установлен стартер 5722.3708 – четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.
На рисунке 1 представлен разрез стартера.
Техническая характеристика стартера 5722.3708
Номинальная мощность - 1,55 кВт
Потребляемый ток при максимальной мощности, не более - 375 А
Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более - 700 А
Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более - 80 А
Схема соединений стартера представлена на рисунке 2.
К стальному корпусу стартера приклеены четыре постоянных магнита, изнутри каждый дополнительно закреплен развальцованной алюминиевой втулкой.
Корпус и крышки стартера стянуты двумя шпильками.
Вал якоря вращается в двух металлокерамических вкладышах, установленных в крышке и опоре вала.
Крутящий момент от вала якоря передается на вал привода через планетарный редуктор, состоящий из центральной шестерни, трех планетарных шестерен, водила и шестерни с внутренним зацеплением (эпициклической)
Разборка стартера
Очищаем стартер от грязи и устанавливаем в тиски.
Ключом «на 13» отворачиваем гайку нижнего вывода тягового реле.
Снимаем провод.
Головкой «на 8» отворачиваем два болта крепления тягового реле и снимаем его.
Снимаем якорь тягового реле.
Ключом «на 10» отворачиваем гайки стяжных шпилек.
Снимаем статор вместе с якорем со шпилек крышки
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта
Снимаем заднюю крышку.
Снимаем щеткодержатель.
Вынимаем якорь.
Снимаем с вала якоря центральную шестерню
Снимаем опору вала якоря.
Вынимаем три планетарных шестерни.
Выколоткой из мягкого металла выбиваем вал привода
Снимаем его в сборе с опорой вала привода и рычагом.
Снимаем уплотнительную прокладку.
Устанавливаем вал привода на деревянную подставку.
Опираем губки рожкового ключа «на 14» на ограничительное кольцо и, ударив молотком по ключу, спрессовываем ограничительное кольцо.
Поддеваем отверткой запорное кольцо и снимаем его
Снимаем ограничительное кольцо.
Снимаем привод в сборе.
Щипцами разжимаем стопорное кольцо
Снимаем стопорное кольцо
Снимаем кольцо отводки с шайбой.
Для замены щеток поддеваем пластиковые крышки и расположенные под ними пружины.
Собираем стартер в обратной последовательности.
Перед монтажом щеткодержателя на коллектор якоря снимаем все четыре пружины так, чтобы щетки «ушли» в направляющие.
Якорь с надетым щеткодержателем, установленными пружинами и их крышками вставляем в статор
Собираем стартер в обратной последовательности
После сборки проверяем работоспособность стартера и устанавливаем на двигатель.