Стартер 35.3708 – четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле

В корпусе стартера винтами закреплены четыре полюса с обмотками возбуждения: тремя сериесными (последовательными) и одной шунтовой (параллельной). Корпус вместе с крышками стянут двумя болтами.

Стартер 35.3708 в сборе: 1 - крышка со стороны привода; 2 - стопорное кольцо; 3 - ограничительное кольцо; 4 - шестерня привода; 5 - обгонная муфта; 6 - поводковое кольцо; 7 - резиновая заглушка; 8 - рычаг привода; 9 - якорь реле; 10 - удерживающая обмотка тягового реле; 11 - втягивающая обмотка тягового реле; 12 - стяжной болт реле; 13 - контактная пластина; 14 - крышка реле; 15 - контактные болты; 16 - коллектор; 17 - щетка; 18 - втулка вала якоря; 19 - крышка, со стороны коллектора; 20 - кожух; 21 - шунтовая катушка обмотки статора; 22 - корпус; 23 - винт крепления полюса статора; 24 - якорь; 25 - обмотка якоря; 26 - промежуточное кольцо

Якорь – с торцевым коллектором.

Задний конец вала якоря вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в крышку со стороны коллектора, а передний конец – во втулке, запрессованной в крышку со стороны привода.

На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней.

Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя.

Это необходимо для защиты якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера.

При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение через дополнительное реле типа 113.3747- 10 подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую).

После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

Напряжение срабатывания тягового реле должно быть не более 9 В при (20±5)°С.

Если это не так, в реле или приводе имеется неисправность.

Исправность привода определяется при осмотре после разборки стартера. Неисправное реле заменяют.

Техническая характеристика стартера 35.3708

Номинальная мощность - 1,3 кВт

Потребляемый ток при максимальной мощности, не более  290±10 А

Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более 550 А

Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более 60 А

Проверка и ремонт стартера 35.3708

Очищаем стартер от грязи и устанавливаем на верстак.

Проверка и ремонт стартера

Ключом «на 13» ослабляем затяжку гайки крепления провода к тяговому реле.

Проверка и ремонт стартера

Отсоединяем наконечник провода.

Проверка и ремонт стартера

Для проверки тягового реле подаем напряжение +12 В на вывод реле, «минус» – на корпус, а омметр подсоединяем к контактным болтам.

Проверка и ремонт стартера

При этом у исправного реле якорь должен выдвинуть обгонную муфту в окно передней крышки, а контактные болты – замкнуться.

Неисправное тяговое реле заменяем новым.

Проверка и ремонт стартера

Шлицевой отверткой отворачиваем три винта.

Проверка и ремонт стартера

Снимаем тяговое реле

Проверка и ремонт стартера

Из корпуса реле вынимаем шток с пружиной. Новое тяговое реле устанавливаем в обратной последовательности

Проверка и ремонт стартера

Для дальнейшей разборки стартера крестообразной отверткой отворачиваем два винта.

Проверка и ремонт стартера

Снимаем крышку.

Проверка и ремонт стартера

Для проверки состояния щеток отверткой отворачиваем винт крепления контактного провода

Проверка и ремонт стартера

Отжав отверткой пружину, извлекаем щетку. Таким же способом извлекаем три оставшиеся щетки.

Щетки, изношенные до высоты 12 мм и менее, заменяем.

Проверка и ремонт стартера

Подсоединяя омметр по очереди к выводам обмоток статора, проверяем их на замыкание на корпус и на межвитковое замыкание.

При этом убедитесь, что свободные выводы обмоток изолированы от корпуса.

Проверка и ремонт стартера

Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо.

Проверка и ремонт стартера

Снимаем с вала шайбу.

Проверка и ремонт стартера

Ключом «на 10» отворачиваем два стяжных болта

Проверка и ремонт стартера

...и вынимаем их

Проверка и ремонт стартера

Разъединяем части стартера и вынимаем изоляционные трубки болтов

Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток. Обугливание обмоток не допускается.

При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой. При сильном обгорании и износе лучше заменить якорь.

Задиры и наволакивание металла от подшипников на шейки вала якоря устраняем самой мелкой шкуркой с последующей полировкой.

Проверка и ремонт стартера

Омметром проверяем обмотки якоря на короткое замыкание. Неисправный якорь заменяем.

Проверка и ремонт стартера

Из крышки привода вынимаем резиновый уплотнитель.

Проверка и ремонт стартера

Снимаем с оси якоря регулировочную шайбу.

Проверка и ремонт стартера

Расшплинтовываем ось рычага.

Проверка и ремонт стартера

Бородком выбиваем ось

Проверка и ремонт стартера

Вынимаем якорь с приводом.

Проверка и ремонт стартера

Поддев отверткой, снимаем рычаг привода.

Шестерня привода должна легко вращаться в одну сторону и не вращаться в другую, не иметь сколов и забоин на заходной части зубьев.

Изношенную шестерню или неисправную обгонную муфту меняем в сборе.

Проверка и ремонт стартера

Оперев вал якоря на деревянный брусок, через ключ «на 14» сбиваем ограничительное кольцо со стопорного кольца

Проверка и ремонт стартера

Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо

Проверка и ремонт стартера

Снимаем с вала ограничительное кольцо и обгонную муфту в сборе с шестерней привода. Сборку стартера проводим в обратной последовательности.

Проверка и ремонт стартера

При установке ограничительного кольца (на стопорное) удобно подтянуть его раздвижными пассатижами. Сжатым воздухом продуваем корпус и щеткодержатель.

Поводковое кольцо и контактирующие с ним пластмассовые поверхности смазываем Литолом-24.

Втулки и винтовые шлицы вала якоря, а также ступицу обгонной муфты смазываем моторным маслом.

Проверка и ремонт стартера

Перед соединением крышки с корпусом стартера вставляем стяжные болты в соответствующие отверстия.

Если изолированным был только один болт, изоляционную трубку при сборке стартера надеваем на тот, который может касаться медной шины, соединяющей обмотки статора стартера.

Проверка и ремонт стартера

Чтобы установить стопорное кольцо, поджимаем якорь стартера вверх через втулку крышки со стороны привода.