Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях

Повышенный шум в коробке передач:

  • - износ подшипников;
  • - износ зубьев шестерен и синхронизаторов;
  • - осевое перемещение валов.

Затрудненное переключение передач:

  • - износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;
  • - деформация рычага переключения передач;
  • - заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;
  • - загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;
  • - деформация вилок переключения передач.

Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:

  • - износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;
  • - износ блокирующего кольца синхронизатора;
  • - поломка пружины синхронизатора;
  • - износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.

Пониженный уровень или утечка масла:

  • - износ сальников первичного и вторичного валов;
  • - ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;
  • - ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач.

Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальные съемники.

Сливаем масло из коробки передач, снимаем вилку и подшипник выключения сцепления.

Разборка и ремонт коробки передач

Разборка и ремонт коробки передач

Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала и выключатель фонарей заднего хода

Механизм выбора передач можно демонтировать на автомобиле, не снимая коробки передач. Для наглядности эти операции выполняем на снятой коробке передач.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем манжету механизма выбора передач.

Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение

Разборка и ремонт коробки передач

Головкой «на 10» отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач

Разборка и ремонт коробки передач

Вынимаем механизм выбора передач.

Разборка и ремонт коробки передач

Соединение уплотнено прокладкой

Разборку и сборку механизма выбора передач КПП смотрим в статье – «Разборка механизма выбора передач коробки передач».

Разборка и ремонт коробки передач

Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак. Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем крышку

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем уплотнительную прокладку.

Разборка и ремонт коробки передач

Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача).

Разборка и ремонт коробки передач

Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки.

Разборка и ремонт коробки передач

Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.

Разборка и ремонт коробки передач

Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

Разборка и ремонт коробки передач

Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем прокладку крышки.

Разборка и ремонт коробки передач

Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода поддеваем ролики подшипника отверткой и вынимаем ролики из сепаратора.

Разборка и ремонт коробки передач

Извлекаем сепаратор.

Разборка и ремонт коробки передач

Поддев крючком наружное кольцо подшипника,…

Разборка и ремонт коробки передач

- вынимаем его из гнезда задней крышки.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем внутреннее кольцо подшипника.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем распорную втулку

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем маслоотражательную шайбу

Разборка и ремонт коробки передач

Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки.

Перед тем как включить заднюю или V передачи, освобождаем вилку включения этих передач.

Для этого ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

Разборка и ремонт коробки передач

Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу.

Разборка и ремонт коробки передач

Накидным ключом (головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.

Разборка и ремонт коробки передач

Вынимаем болт

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.

Зажимаем блок шестерен пятой передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Разборка и ремонт коробки передач

Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем внутреннее кольцо.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем втулку шестерни V передачи

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем ступицу

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем муфту синхронизатора.

Разборка и ремонт коробки передач

Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу, снимаем промежуточную шестерню задней передачи.

Разборка и ремонт коробки передач

Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем крышку и прокладку.

Разборка и ремонт коробки передач

Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия).

Разборка и ремонт коробки передач

Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора.

Разборка и ремонт коробки передач

Вынимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем вилку со штока.

Разборка и ремонт коробки передач

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем со вторичного вала ведомую шестерню задней передачи

Разборка и ремонт коробки передач

Из паза вала вынимаем шпонку.

Разборка и ремонт коробки передач

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III–IV передач

Разборка и ремонт коробки передач

Вынимаем шток.

Разборка и ремонт коробки передач

В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь, вынимаем его.

Разборка и ремонт коробки передач

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач

(этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — заднего хода и штоком включения III–IV передач).

Разборка и ремонт коробки передач

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач.

Разборка и ремонт коробки передач

Вынимаем шток.

Разборка и ремонт коробки передач

Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала

Разборка и ремонт коробки передач

Винты стопорятся специальными шайбами

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем стопорную пластину

Разборка и ремонт коробки передач

Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24».

Разборка и ремонт коробки передач

Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.

Разборка и ремонт коробки передач

Отвернув гайки крепления картера сцепления, разделяем картеры сцепления и коробки передач.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем прокладку.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).

Разборка и ремонт коробки передач

Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.

Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем зажимную шайбу подшипника.

Разборка и ремонт коробки передач

Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем подшипник.

При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу

Разборка и ремонт коробки передач

Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника

Разборка и ремонт коробки передач

- и снимаем его.

Разборка и ремонт коробки передач

Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

Разборка и ремонт коробки передач

Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник.

Разборка и ремонт коробки передач

Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.

Разборка и ремонт коробки передач

Сдвинув промежуточный вал назад,…

Разборка и ремонт коробки передач

- вынимаем его из картера коробки передач.

Разборка и ремонт коробки передач

Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала,…

Разборка и ремонт коробки передач

- вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора

Разборка и ремонт коробки передач

С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник

Разборка и ремонт коробки передач

Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.

Разборка и ремонт коробки передач

Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала

Разборка и ремонт коробки передач

- и снимаем его.

Разборка и ремонт коробки передач

Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.

Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать.

Разборка и ремонт коробки передач

Для этого из наружного кольца подшипника отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками…

Разборка и ремонт коробки передач

- и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).

Разборка и ремонт коробки передач

Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника

Разборка и ремонт коробки передач

При сборке первичного вала подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо

После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

Наружное кольцо подшипника блока шестерен пятой передачи и заднего хода запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.

Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.

Разборка и ремонт коробки передач

Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.

Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.

Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика.

При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.

Разборку первичного и вторичного вала смотрим в статье – «Разборка валов коробки передач».