На автомобилях УАЗ устанавливается четырехцилиндровый, четырехтактный, верхнеклапанный, карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением
В зависимости от года выпуска и комплектации могут быть установлены двигатели моделей 414, 4178, 4218 производства АО Волжские моторы (г. Ульяновск) и модели 4021.60 производства АО Заволжский моторный завод (г. Заволжье, Нижегородской обл.).
Двигатели модели 4021.60 разработаны под установку на автомобили УАЗ.
Двигатель — карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный, с двумя клапанами на цилиндр. Порядок работы цилиндров: 1-2-4-3.
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров чугунные залитые в блок.
К заднему торцу блока крепится болтами алюминиевый картер сцепления.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлены по два компрессионных и одному маслосъемному кольцу.
Компрессионные кольца — чугунные, верхнее — хромированное, нижнее — луженое.
Поршневые пальцы — плавающего типа, от осевого перемещения они удерживаются стопорными пружинными кольцами.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения с разъемной нижней головкой, крышка которой крепится двумя болтами с гайками.
В верхнюю (поршневую головку) шатуна запрессована бронзовая втулка.
Коленчатый вал чугунный, литой, полноопорный, с противовесами, динамически отбалансирован в сборе с маховиком и установлен в блоке цилиндров на пяти разъемных коренных подшипниках скольжения.
Коренные и шатунные подшипники выполнены в виде вкладышей из стальной ленты с нанесенным на нее антифрикционным алюминиево-оловянным сплавом.
От осевого смещения вал удерживается двумя упорными кольцами, которые установлены по обе стороны переднего коренного подшипника.
Концы коленчатого вала уплотнены резиновыми манжетами.
На переднем носке коленчатого вала напрессована ступица, к которой болтами крепится шкив-демпфер.
Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава. В нее запрессованы чугунные седла и металлокерамические втулки клапанов.
Головка крепится к блоку десятью шпильками с гайками через металлоасбестовую прокладку.
С правой стороны к головке крепятся выпускной коллектор и впускной трубопровод.
Распределительный вал чугунный, установлен в расточенных отверстиях нижней части блока цилиндров.
На его переднем конце, на шпонке установлена текстолитовая или полиамидная косозубая шестерня привода.
Кулачки распределительного вала при его вращении воздействуют на цилиндрические толкатели, которые установлены в отверстиях блока.
Штанги толкателей алюминиевые со стальными сферическими наконечниками приводят в действие коромысла клапанов, установленные на общей неподвижной стальной оси.
На коротком плече коромысла имеется винт с контргайкой для регулировки зазора в приводе клапана.
В отверстия коромысел запрессованы тонкостенные бронзовые втулки.
Клапаны изготовлены из жаропрочной стали.
Каждый клапан снабжен двумя пружинами с правой и левой навивкой и установлен в металлокерамической направляющей втулке из спеченного медно-железографитового порошка с дисульфидом молибдена.
Стержни клапанов уплотнены резиновыми маслоотражательными колпачками, которые препятствуют проникновению масла в камеры сгорания.
Сверху головка блока закрыта штампованной стальной крышкой.
Система смазки комбинированная — под давлением и разбрызгиванием.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки коромысел, верхние наконечники штанг толкателей.
Шестерни привода распределительного вала и привода вспомогательных агрегатов смазываются струей масла, а остальные детали – разбрызгиванием.
Стенки цилиндра дополнительно смазываются струей масла, которая выбрасывается из отверстия в нижней головке шатуна.
Шестеренный масляный насос приводится в действие совместно с датчиком-распределителем зажигания винтовой передачей от распределительного вала.
Корпус насоса алюминиевый, а его рабочие прямозубые шестерни изготовлены из металлокерамики.
Масло забирается насосом из стального штампованного поддона картера через сетчатый маслозаборник, затем оно проходит насос, полнопоточный фильтр и подается в масляную магистраль.
Давление масла в системе ограничивается редукционным клапаном.