Все детали, поступающие на сборку, должны быть очищены от грязи, нагара и накипи, обезжирены, промыты и высушены

Масляные каналы и отверстия в деталях должны быть прочищены, промыты под давлением и продуты сжатым воздухом.

Не допускается промывка деталей из алюминиевых и цинковых сплавов в щелочных растворах, применяемых для мойки стальных и чугунных деталей, так как алюминий и цинк растворяются в щелочах.

Все агрегаты, а также детали разобранных агрегатов при ремонте могут быть обезличены, за исключением следующих деталей:

  • - блока цилиндров и крышек коренных подшипников;
  • - шатуна и крышки шатуна;
  • - шестерен главной передачи;
  • - крышек подшипников дифференциала и картера главной передачи;
  • - правой и левой коробок сателлитов дифференциала. Допускается комплектование главной передачи из годных работавших или новых шестерен при условии обязательной проверки их зацепления на специальном приспособлении.

Отколы на зубьях шестерен и выкрашивание рабочей поверхности зубьев не допускаются.

Блок цилиндров

Блок цилиндров и крышки коренных подшипников при разборке, контроле и сортировке не должны раскомплектовываться, так как они обработаны совместно и поэтому не взаимозаменяемы.

Блоки цилиндров, поступающие на сборку, должны быть тщательно очищены от грязи и накипи, а масляные каналы — от шлама и стружки.

Гнезда вкладышей коренных подшипников должны быть расточены до номинального размера, если их размер и несоосность превышают допустимую величину.

Чистота расточенных гнезд должна соответствовать классу 6-б по ГОСТ 2789—51, а максимальная их несоосность не должна превышать 0,02 мм.

При контроле, а также при растачивании гнезд момент затяжки болтов крепления, крышек коренных подшипников должен быть 11—12 кГм.

На поверхности расточенных гнезд вкладышей следы черноты не допускаются.

Втулки распределительного вала, запрессованные в блок цилиндров, должны быть расточены до номинального или одного из ремонтных размеров, приведенных в табл. 1.

Чистота расточенных поверхностей должна соответствовать классу 7 по ГОСТ 2789—51, а несоосность втулок не должна превышать 0,025 мм.

Непараллельность осей коленчатого и распределительного валов не должна превышать 0,04 мм на всей длине, а расстояние между осями должно находиться в пределах 125,5 ± 0,025 мм.

Отклонение от перпендикулярности оси отверстий под гильзу цилиндра к оси коленчатого вала допускается в пределах 0,015 мм на длине 100 мм, а оси отверстий под толкатели к оси распределительного вала—не более 0,050 мм на длине 100 мм.

Чтобы обеспечить селективную сборку в новых блоках цилиндров, отверстия под толкатели рассортированы на две размерные группы.

Маркируют размерные группы маслостойкой краской на приливах под толкатели.

После обработки отверстий под толкатели ремонтных размеров их необходимо также сортировать на размерные группы. Маркировка размерных групп и ремонтные размеры отверстий под толкатели приведены в табл. 2.

Гильзы цилиндров

Гильзы цилиндров, устанавливаемые на один двигатель, должны быть номинального размера или расточены и хонингованы до одного общего для всех гильз ремонтного размера, указанных в табл. 3.

Овальность и конусность окончательно обработанных гильз не должна превышать 0,02 мм. Причем большее основание конуса должно быть в нижней части гильзы.

Бочкообразность и корсетность не более 0,01 мм.

Поверхность гильзы должна быть зеркально-блестящей без рисок и черноты, ее чистота должна соответствовать классу 9-а.

Чтобы обеспечить селективную сборку сопряжения гильза — поршень, на автомобильных заводах гильзы номинального размера сортируют на пять размерных групп.

Размерные группы обозначают буквами русского алфавита, которые нанесены резиновой печаткой на шлифованной наружной поверхности гильз.

С этой же целью гильзы, обработанные до ремонтного размера, также должны быть рассортированы на размерные группы.

Если овальность посадочной поверхности гильзы превышает допустимую величину 0,025 мм, то поверхность должна быть восстановлена осталиванием с последующей обработкой до номинального размера.

При этом биение посадочной поверхности относительно внутренней поверхности гильзы не должно превышать 0,08 мм, а непараллельность осей, указанных поверхностей не должна превышать 0,02 мм на длине 100 мм.

Таблица 1. Размерные группы гильз номинального и ремонтного размеров и их обозначения

Номинальный размер, диаметр гильз:

  • А - 92,0+0,012 мм;
  • Б - 92,0+0,024 мм;
  • В - 92,0+0,036 мм;
  • Г - 92,0+0,048 мм;
  • Д - 92,0+0,060 мм

Первый ремонтный размер, диаметр гильз, увеличение диаметра гильзы 0,5 мм:

  • 1А  - 92,5+0,012 мм;
  • 1Б - 92,5+0,024 мм;
  • 1В - 92,5+0,036 мм;
  • 1Г - 92,5+0,048 мм;
  • 1Д - 92,5+0,060 мм

Второй ремонтный размер, диаметр гильз, увеличение диаметра на 1,0 мм:

  • 2А - 93,0+0.012 мм;
  • 2Б - 93,0+0.024 мм;
  • 2В - 93,0+0.036 мм;
  • 2Г - 93,0+0.048 мм;
  • 2Д - 93,0+0,060 мм

Третий ремонтный размер, диаметр гильз, увеличение диаметра на 1,5 мм:

  • 3А - 93,5+0.012 мм;
  • 3Б - 93,5+0.012 мм;
  • 3В - 93,5+0.024 мм;
  • 3Г - 93,5+0.036 мм;
  • 3Д - 93,5+0,048 мм

Таблица 2. Размерные группы отверстий под толкатели номинального и ремонтных размеров

Номинальный размер:

  • - группа (I), цвет маркировки желтый, диаметр отверстия 25,0 +0,011 мм;
  • - группа (II), цвет маркировки голубой, диаметр отверстия 25,0 +0,023 мм;

Первый ремонтный размер:

  • - группа (I), цвет маркировки белый, диаметр отверстия 25,1 +0,011 мм;
  • - группа (II), цвет маркировки зеленый, диаметр отверстия 25,1 +0,023 мм;

Второй ремонтный размер:

  • - группа (I), цвет маркировки черный, диаметр отверстия 25,2 +0,011 мм;
  • - группа (II), цвет маркировки красный, диаметр отверстия 25,2 +0,023 мм;

Таблица 3. Номинальный и ремонтные размеры отверстий во втулках распределительного вала

Номинальный размер, диаметр отверстия во втулке - 50,0+0,05 мм;

Первый ремонтный размер, увеличение диаметра на 0,25 мм, диаметр отверстия во втулке - 49,75+0,05 мм;

Второй ремонтный размер, увеличение диаметра на 0,5 мм, диаметр отверстия во втулке - 49,5+0,05 мм

Поршни и поршневые пальцы

Таблица 4. Размерные группы поршней номинального и ремонтного размеров и их обозначения

Номинальный размер, диаметр поршней:

  • А - 92,0-0,012 мм;
  • Б - 92,0+0,012 мм;
  • В - 92,0+0,024 мм;
  • Г - 92,0+0,036 мм;
  • Д - 92,0+0,048 мм

Первый ремонтный размер, увеличение диаметра на 0,5 мм, диаметр поршня:

  • 1А - 92,5-0,012 мм;
  • 1Б - 92,5+0,012 мм;
  • 1В - 92,5+0,024 мм;
  • 1Г - 92,5+0,036 мм;
  • 1Д - 92,5+0,048 мм

Второй ремонтный размер, увеличение диаметра на 1,0 мм, диаметр поршня:

  • 2А - 93,0-0,012 мм;
  • 2Б - 93,0+0,012 мм;
  • 2В - 93,0+0,024 мм;
  • 2Г - 93,0+0,036 мм;
  • 2Д - 93,0+0,048 мм

Третий ремонтный размер, увеличение диаметра на 1,0 мм, диаметр поршня:

  • 3А - 93,5-0,012 мм;
  • 3Б - 93,5+0,012 мм;
  • 3В - 93,5+0,024 мм;
  • 3Г - 93,5+0,036 мм;
  • 3Д - 93,5+0,048 мм

Для авторемонтного производства выпускают поршни номинального и трех ремонтных размеров.

Для обеспечения подбора по гильзам поршни рассортированы на пять размерных групп, которые обозначены буквами русского алфавита.

Обозначение размерной группы выбито на днище поршня.

Размерные группы поршней номинального и ремонтного размеров, а также их обозначения приведены в табл. 4.

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни рассортированы на четыре размерные группы.

Группы маркируют маслостойкой краской на наружной поверхности бобышек поршней.

Размерные группы отверстия под поршневой палец и их маркировка приведены в табл, 5.

Юбка поршня выполнена овальной и имеет конусность.

Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, а конусность юбки в этой же плоскости должна составлять 0,013—0,038 мм.

Наибольший диаметр конуса должен быть в нижней части юбки.

При капитальном ремонте двигателей применяют поршневые пальцы только номинального размера, которые рассортированы на четыре размерные группы.

Размерные группы поршневых пальцев номинального размера и их маркировка приведены в табл. 6.

Поршневые кольца

Поршневые кольца выпускают номинального и трех ремонтных размеров, приведенных в табл. 7.

Из трех колец, устанавливаемых на один поршень, два (второе компрессионное и маслосъемное) должны быть покрыты полудой, а верхнее компрессионное — хромом.

При проверке в кольцевом калибре соответствующего размера просвет между поршневым кольцом и калибром не допускается.

Упругость компрессионных колец, сжатых стальной лентой до зазора в стыке 0,3 ∕0,5 мм, должна быть 1,75 — 2,50 кГ, а маслосъемных — 1,5 — 2,2 кГ.

Шатуны

Шатун и крышка шатуна при разборке, контроле и сортировке не должны раскомплектовываться, так как они не взаимозаменяемы.

Допускается восстановление отверстия нижней головки шатуна осталиванием с последующей обработкой до номинального размера.

Перед обработкой нижней головки гайки шатунных болтов должны быть затянуты динамометрическим ключом. Момент затяжки — 6,8 — 7,5 кГм.

Втулки, запрессованные в верхнюю головку шатунов, должны быть расточены до номинального размера.

Перед растачиванием втулки должны быть проглажены брошью.

Чистота обработанных поверхностей во втулке и нижней головке шатуна должна соответствовать классу 8-б.

После растачивания овальность и конусность верхней головки шатуна не должны превышать 0,005 мм, нижней — 0,008 мм.

Непараллельность осей отверстий верхней и нижней головок шатуна — не более 0,03 мм на длине 100 мм, оси отверстий верхней и нижней головок шатуна должны лежать в одной плоскости, отклонение не более 0,04 мм на длине 100 мм.

Таблица 5. Маркировка размерных групп отверстия под поршневой палец

  • Первая группа, цвет белый, диаметр отверстия - 25,0-0.0025;
  • Вторая группа, цвет зеленый, диаметр отверстия - 25,0-0.0050;
  • Третья группа, цвет желтый, диаметр отверстия - 25,0-0.0050;
  • Четвертая группа, цвет красный, диаметр отверстия - 25,0-0.0075;

Таблица 6. Маркировка размерных групп поршневых пальцев номинального размера

  • Первая группа, цвет белый, диаметр поршневого пальца - 25,0-0.0025;
  • Вторая группа, цвет зеленый, диаметр поршневого пальца - 25,0-0.0050;
  • Третья группа, цвет желтый, диаметр поршневого пальца - 25,0-0.0050;
  • Четвертая группа, цвет красный, диаметр поршневого пальца - 25,0-0,0075 ∕-0,0100

Таблица 7. Номинальный и ремонтные размеры поршневых колец

  • Номинальный, диаметр поршневых колец - 92,00 мм;
  • Первый ремонтный размер, увеличение диаметра на 0,5 мм, диаметр поршневых колец - 92,50 мм;
  • Второй ремонтный размер, увеличение диаметра на 1,0 мм, диаметр поршневых колец - 93,00 мм;
  • Третий ремонтный размер, увеличение диаметра на 1,5 мм, диаметр поршневых колец - 93,50 мм

Таблица 8. Маркировка размерных групп отверстия во втулке верхней головки шатуна

  • Первая группа, цвет маркировки белый, диаметр отверстия - 25,0+0,0070 +0,0045 мм;
  • Вторая группа, цвет маркировки зеленый, диаметр отверстия - 25,0+0.0045 мм;
  • Третья группа, цвет маркировки желтый, диаметр отверстия - 25,0+0.0020 -0,0005 мм;
  • Четвертая группа, цвет маркировки красный, диаметр отверстия - 25,0-0.0005 -0,0030 мм

Перпендикулярность торцовых поверхностей нижней головки относительно оси отверстия — не более 0,05 мм.

У шатунов, поступающих на сборку двигателя, расстояние между осями нижней и верхней головок должно быть 155,95 — 156,05 мм.

Для обеспечения возможности селективной сборки шатуна с поршневым пальцем шатуны должны быть рассортированы на группы по размеру отверстия в верхней головке.

Каждую группу шатунов маркируют маслостойкой краской определенного цвета. Маркировка шатунов приведена в табл. 8.

Коленчатый вал

Таблица 9. Номинальный и ремонтные размеры коренных и шатунных шеек коленчатого вала

  • Номинальный размер, диаметр коренных шеек - 70,00-0,013 мм, диаметр шатунных шеек - 60,00-0,013 мм;
  • Первый ремонт, уменьшение диаметра на 0,25 мм, диаметр коренных шеек - 69,75-0,020 мм, диаметр шатунных шеек - 59,75-0,013 мм;
  • Второй ремонт, уменьшение диаметра на 0,50 мм, диаметр коренных шеек - 69,50-0,020 мм, диаметр шатунных шеек - 59,50-0,013 мм;
  • Третий ремонт, уменьшение диаметра на 0,75 мм, диаметр коренных шеек - 69,25-0,020 мм, диаметр шатунных шеек - 59,25-0,013 мм;
  • Четвертый ремонт, уменьшение диаметра на 1,00 мм, диаметр коренных шеек - 69,00-0,020 мм, диаметр шатунных шеек - 59,00-0,013 мм;
  • Пятый ремонт, уменьшение диаметра на 1,25 мм, диаметр коренных шеек - 68,75-0,020 мм, диаметр шатунных шеек - 58,75-0,013 мм;
  • Шестой ремонт, уменьшение диаметра на 1,50 мм, диаметр коренных шеек - 68,50-0,020 мм, диаметр шатунных шеек - 58,50-0,013 мм;

У коленчатых валов, поступающих на сборку, масляные каналы и грязеуловители должны быть тщательно очищены от шлама.

Шатунные и коренные шейки должны быть номинального или одного из ремонтных размеров, указанных в табл. 9.

При шлифовании шатунных шеек радиус кривошипа должен быть сохранен номинальным.

Для одноименных шеек разные ремонтные размеры не допускаются.

Овальность и конусность шеек коленчатого вала не должны превышать 0,01 мм.

Чистота поверхности шеек должна соответствовать 9-му классу.

Длина передней коренной шейки должна быть в пределах 30,45—30,90 мм. Длина шатунной шейки — 52,0—52,2 мм.

Радиусы галтелей шатунных шеек должны быть в пределах 1,2—2,0 мм, коренных — 1,2—2,5 мм.

При вращении вала, установленного в призмы на крайние коренные шейки, биение не должно превышать:

  • - для средних коренных шеек — 0,02 мм;
  • - для шейки под распределительную шестерню — 0,03 мм;
  • - > ступицу шкива вентилятора — 0,04 мм;
  • - > > задний сальник — 0,04мм;
  • - фланца по торцу — 0,04 мм.

Непараллельность осей шатунных и коренных шеек — не более 0,012 мм на длине каждой шейки.

Коренные и шатунные вкладыши

Таблица 10. Номинальные и ремонтные размеры вкладышей коренных и шатунных подшипников

  • Номинальный размер, толщина коренных подшипников - 2,250 -0,013 мм, толщина шатунных подшипников - 1,750 -0,013 мм;
  • Первый ремонтный размер, уменьшение внутреннего диаметра вкладыша - 0,25 мм, толщина коренных подшипников - 2,375 -0,013 мм, толщина шатунных подшипников - 1,875 -0,015 мм;
  • Второй ремонтный размер, уменьшение внутреннего диаметра вкладыша - 0,50 мм, толщина коренных подшипников - 2,500 -0,013 мм, толщина шатунных подшипников - 2,000 -0,015 мм;
  • Третий ремонтный размер, уменьшение внутреннего диаметра вкладыша - 0,75 мм, толщина коренных подшипников - 2,625 -0,013 мм, толщина шатунных подшипников - 2,125 -0,015 мм;
  • Четвертый ремонтный размер, уменьшение внутреннего диаметра вкладыша - 1,00 мм, толщина коренных подшипников - 2,750 -0,013 мм, толщина шатунных подшипников - 2,250 -0,015 мм;
  • Пятый ремонтный размер, уменьшение внутреннего диаметра вкладыша - 1,25 мм, толщина коренных подшипников - 2,875 -0,013 мм, толщина шатунных подшипников - 2,375 -0,015 мм;
  • Шестой ремонтный размер, уменьшение внутреннего диаметра вкладыша - 1,50 мм, толщина коренных подшипников - 3,000 -0,013 мм, толщина шатунных подшипников - 2,500 -0,015 мм;

Тонкостенные вкладыши подшипников коленчатого вала должны быть полностью взаимозаменяемы, и обеспечивать без подбора необходимые для нормальной работы двигателя посадки в сопряжениях подшипников.

Не допускается наличие трещин и откалывание антифрикционного слоя от стальной ленты у шатунных и коренных вкладышей.

Забоины и царапины на рабочей поверхности не допускаются.

На обратной стороне вкладыша допускаются царапины глубиной не более 0,1 мм в количестве не более трех.

Острые кромки и заусеницы на стыках вкладыша должны быть зачищены.

Забоины, царапины и коррозия на плоскостях стыков вкладышей не допускаются. Зачистка стыков для выведения этих дефектов не допускается.

Фиксирующий выступ вкладыша не должен иметь повреждений.

Ремонт вкладышей перезаливкой антифрикционного слоя не допускается.

Номинальный и ремонтные размеры вкладышей приведены в табл. 10.

Маховик

Рабочая поверхность маховика должна быть гладкой, ее чистота после обработки должна соответствовать 9-му классу.

Маховик должен подвергаться статической балансировке. Величина допустимого дисбаланса не должна превышать 35 гсм.

При балансировке сверлить отверстие диаметром 11 мм на радиусе 156 мм на глубину 18 мм.

Максимальное биение рабочей поверхности не должно превышать 0,1 мм.

Размеры отверстий под болты крепления маховика не должны превышать 12,30 мм.

Распределительный вал

Опорные шейки распределительного вала должны быть номинального или одного из ремонтных размеров, приведенных в табл. 11.

Овальность и конусность опорных шеек — не более 0,010 мм, Взаимное биение опорных шеек и шейки под шестерню — не более 0,020 мм.

Биение цилиндрической части кулачков относительно шеек — не более 0,05 мм.

Чистота обработки поверхности опорных шеек должна соответствовать классу 9-б.

При установке вала на крайних опорных шейках биение промежуточных шеек не должно превышать 0,05 мм.

Толкатели

Толкатели по наружному диаметру должны быть номинального или одного из ремонтных размеров, приведенных в табл. 12.

Овальность, конусность и огранка наружной поверхности толкателя — не более 0,007 мм.

Твердость наружной сферической поверхности RC— 60.

На поверхности толкателя не допускаются трещины, риски, черновины и прижоги.

Головка цилиндров

Головка цилиндров, поступающая на сборку, должна быть тщательно промыта, рубашка охлаждения должна быть очищена от накипи и грязи, масляные каналы — от шлама, а выпускные каналы — от нагара.

Запрессованные в головку блока направляющие втулки клапанов должны быть номинального или одного из ремонтных размеров и маркированы краской.

Размеры втулок и их маркировка указаны в табл. 13.

Расстояние от верхнего торца направляющей втулки до плоскости головки должно быть равно 24 мм.

Седла впускных и выпускных клапанов должны быть шлифованы под 45° к оси направляющих втулок.

Ширина рабочей фаски седла должна быть 1,5 ± 2,0 мм.

Биение конических поверхностей всех седел клапана относительно осей отверстий направляющих втулок клапанов — не более 0,025 мм.

Запрессованные в головку цилиндров направляющие втулки клапанов по наружному диаметру могут быть номинального размера или ремонтного (увеличенного на 0,25 мм).

Впускной и выпускной клапаны

Диаметры стержней клапанов должны быть номинального или одного из ремонтных размеров, приведенных в табл. 14.

Рабочая фаска головки клапана должна быть шлифована под углом 45° к оси стержня.

Чистота рабочей поверхности фаски после шлифования должна соответствовать 8-му классу.

Биение рабочей поверхности фаски относительно стержня клапана не более 0,03 мм.

Впускная труба

У впускной трубы, поступающей на сборку, рубашка охлаждения должна быть очищена от грязи и накипи, а впускные каналы от нагара.

Поверхности разъема с головками цилиндров должны быть плоскими — отклонение в пределах 0,1 мм не более.

Трубу нужно подвергнуть испытанию водой под давлением 3 – 4 кГ/см 2.

Таблица 11. Номинальный и ремонтные размеры опорных шеек распределительного вала

  • Номинальный размер, диаметр опорных шеек - 50,00-0,017 мм;
  • Первый ремонт, уменьшение диаметра на 0,25 мм, диаметр опорных шеек - 49,75-0,017 мм;
  • Второй ремонт, уменьшение диаметра на 0,50 мм, диаметр опорных шеек - 49,50-0,017 мм

Таблица 12. Номинальный и ремонтные размеры толкателя

Номинальный размер:

  • - Первая группа, цвет маркировки желтый, диаметр толкателя - 25,0 -0,015 мм;
  • - Вторая группа, цвет маркировки голубой, диаметр толкателя - 25,0-0,008 мм

Первый ремонт, увеличение диаметра толкателя на 0,10 мм:

  • - Первая группа, цвет маркировки белый, диаметр толкателя - 25,1 -0,015 мм;
  • - Вторая группа, цвет маркировки зеленый, диаметр толкателя - 25,1-0,008 мм

Второй ремонт, увеличение диаметра толкателя на 0,20 мм

  • - Первая группа, цвет маркировки черный, диаметр толкателя - 25,2-0,015 мм;
  • - Вторая группа, цвет маркировки красный, диаметр толкателя - 25,2-0,008 мм

Таблица 13. Номинальный и ремонтные размеры направляющей втулки клапана

  • Номинальный размер, маркировка - желтый, внутренний диаметр направляющей втулки клапана - 9,00 +0,022 мм;
  • Первый ремонт, уменьшение диаметра на 0,20 мм, маркировка - белый, внутренний диаметр направляющей втулки клапана - 8,80+0,022 мм;
  • Второй ремонт, увеличение диаметра на 0,20 мм, маркировка - зеленый, внутренний диаметр направляющей втулки клапана - 9,20+0,022 мм;

Таблица 14. Номинальный и ремонтные размеры стержней клапанов

  • Номинальный размер, маркировка - желтый, диаметр впускного стержня - 9,0 -0,050 мм, диаметр выпускного стержня - 9,0-0,075 мм;
  • Первый ремонт, уменьшение диаметра на 0,20 мм, маркировка - белый, диаметр впускного стержня - 8,8-0,050 мм, диаметр выпускного стержня - 8,8-0,075 мм;
  • Второй ремонт, увеличение диаметра на 0,20 мм, маркировка - зеленый, диаметр впускного стержня - 9,2-0,050 мм, диаметр выпускного стержня - 9,2-0,075 мм