Слить масло из картера двигателя.

Снять масляный картер.

Маслонасос ЗМЗ-406

На двигателе мод. 402 отвернуть две гайки 1 и снять насос 2 с приемником в сборе.

Маслонасос ЗМЗ-406

На двигателе мод. 406 отвернуть три болта и снять насос с приемником в сборе.

Разборка

Масляные насосы двигателей мод. 402 и 406 аналогичны по конструкции.

Маслонасос ЗМЗ-406

Вынуть шестигранный валик привода масляного насоса.

Маслонасос ЗМЗ-406

Снять сетку с приемника, отогнув края сетки.

Отвернуть четыре болта 3 и снять приемник 2 и перегородку 1

Маслонасос ЗМЗ-406

Вынуть ведущую шестерню 1 с валиком и ведомую шестерню 2. Если нужно снять ведущую шестерню с валика — выбить штифт.

Маслонасос ЗМЗ-406

Вынуть шплинт 1, шайбу 2, пружину и плунжер редукционного клапана, установленные под шайбой 2.

Промыть детали насоса бензином и продуть сжатым воздухом.

Более детально:

Маслонасос ЗМЗ-406

Маслонасос ЗМЗ-406

Отверткой отгибаем усики каркаса сетки и снимаем сетку.

Маслонасос ЗМЗ-406

Маслонасос ЗМЗ-406

Головкой «на 12» отворачиваем четыре болта и снимаем приемный патрубок насоса.

Маслонасос ЗМЗ-406

Маслонасос ЗМЗ-406

Маслонасос ЗМЗ-406

Вынимаем шплинт из отверстия и извлекаем из канала регулировочные шайбы и пружину, а также плунжер редукционного клапана.

Маслонасос ЗМЗ-406

Снимаем с насоса перегородку.

Маслонасос ЗМЗ-406

Вынимаем ведомую и ведущую шестерни.

Осмотр и ремонт

Если на перегородке (крышке для мод. 402) есть выработка от шестерен, ее нужно прошлифовать, чтобы не осталось следов выработки.

Осмотреть корпус. Если он сильно изношен, нужно заменить насос.

Шестерни в корпусе насоса должны вращаться совершенно свободно.

Плунжер редукционного клапана должен перемещаться в корпусе совершенно свободно.

Осмотреть пружину редукционного клапана. Если на ней заметны трещины или поломаны витки — пружину заменить.

Длина и жесткость пружины подобраны на заводе таким образом, чтобы работа редукционного клапана была оптимальной, поэтому нельзя изменять каким-либо образом длину и жесткость пружины.

Маслонасос ЗМЗ-406

Длина пружины в свободном состоянии должна быть 50 мм, усилие для сжатия пружины на 10 мм должно составлять 46 Н (4,6 кгс) для двигателя мод. 406.

Для двигателя мод. 402, чтобы сжать пружину до длины 40 мм, необходимо приложить усилие 43,5–48,5 Н (4,35–4,85 кгс).

Если пружина не удовлетворяет хотя бы одному из этих требований, ее нужно заменить.

Маслонасос ЗМЗ-406

Измерьте плоским щупом зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса, приложив к плоскости корпуса линейку или штангенциркуль.

Зазор должен быть 0,040-0,140 мм

Маслонасос ЗМЗ-406

Измерьте плоским щупом зазор между наружными диаметрами шестерен и корпусом, он должен быть 0,120-0,215 мм.

Если торцовый и радиальный зазоры превышают указанные значения, замените корпус.

Маслонасос ЗМЗ-406

Измерьте плоским щупом зазор между зубьями шестерен, он должен быть 0,15 мм.

Если зазор больше указанного значения, замените шестерни.

Замените изношенные или поврежденные детали.

Соблюдая максимальную чистоту при сборке, соберите насос в порядке, обратном разборке.

Установите насос в порядке, обратном снятию. Не забудьте залить масло в двигатель.

Сборка

Сборку насоса проводят в обратном порядке.

При сборке насоса двигателя мод. 402 под крышку насоса нужно поставить картонную прокладку толщиной 0,3 мм.

Запрещается ставить прокладку другой толщины или применять при установке прокладки герметик, краску и т.п., так как это приведет к снижению производительности насоса.

Устанавливают насос в порядке, обратном снятию.