На автомобили UAZ Patriot устанавливают стартеры Iskra или Bosch
Они представляют собой электродвигатели постоянного тока с электромагнитным возбуждением, со встроенными планетарными редукторами и муфтами свободного хода роликового типа.
Сверху на корпусе стартера установлено тяговое реле с двумя обмотками: втягивающей и удерживающей.
При повороте ключа в замке зажигания в положение «II» включается цепь питания обмоток тягового реле, якорь реле втягивается и через рычаг вводит в зацепление шестерню стартера с зубчатым венцом маховика двигателя.
В конце хода якорь включает цепь питания стартера и одновременно отключает втягивающую обмотку реле (питание подается только на удерживающую обмотку).
При возврате ключа в замке зажигания в положение «I» цепь питания стартера и удерживающей обмотки отключается, якорь под действием пружины выводит шестерню стартера из зацепления с зубчатым венцом маховика.
Устройство стартера мод. AZE 2517 производства Iskra показано на рис. 1.
На автомобили UAZ Patriot могут быть установлены другие, сходные по конструкции модели стартеров Iskra типа AZE.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СТАРТЕРА, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности - Способ устранения
Стартер не работает
Износ щеток до высоты 6-7 мм Ненадежный контакт щеток с коллектором. «Разнос» обмотки якоря (обмотка якоря выступает за диаметр магнитопровода). «Разнос» коллектора (отдельные пластины коллектора выступают за диаметр коллектора) - Заменить изношенные щетки. Проверить усилие щеточных пружин, при необходимости заменить пружины, устранить заедание щеток в щеткодержателе. Заменить якорь. Якорь с поврежденным коллектором необходимо заменить
Тяговое реле не включает стартер
Заедание привода (шестерни и муфты) при перемещении его по валу якоря - Очистить вал якоря от грязи. Вал и подшипники смазать моторным маслом. Изношенные подшипники и втулки заменить.
Неправильная регулировка момента включения - Отрегулировать стартер
Нарушен контакт удерживающей обмотки тягового реле с корпусом - При необходимости припаять вывод обмотки к корпусу
Подгорание контактов тягового реле - Зачистить подгоревшие контакты. Поверхность якоря должна быть ровной, без износа. При необходимости якорь зачистить и слегка смазать моторным маслом или заменить
Заклинивание сердечника тягового реле (сердечник должен свободно перемещаться от руки во втулке реле)
Стартер включается и работает, а коленчатый вал двигателя не вращается
Пробуксовка муфты свободного хода привода (при повороте шестерни привода рукой она должна свободно вращаться в одном направлении, а в другом - должна «заклинивать» и вращаться вместе с якорем стартера) - Если шестерня привода свободно вращается в обе стороны - заменить привод
Шестерня привода не входит в зацепление с зубчатым венцом маховика (прослушивается ненормальный шум, на зубьях маховика износ заходи ой части) - Проверить регулировку момента включения стартера, при необходимости отрегулировать. Зубья маховика, имеющие повреждения, заправить напильником
Стартер вращает коленчатый вал двигателя с небольшой частотой и повышенным шумом
Износ подшипников (втулок вала якоря) - Проверить состояние подшипников (втулок) в крышках и промежуточной опоре. Проверить наличие следов задевания якоря за полюса корпуса. При необходимости заменить подшипники
После пуска двигателя привод стартера не выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика
Заедание привода на валу якоря стартера (повышенный шум при работе двигателя) - Очистить вал якоря стартера от грязи, смазать моторным маслом
Спекание контактов тягового реле (стартер продолжает работать после выключения зажигания) - Немедленно отключить аккумуляторную батарею. Отремонтировать стартер
Заедание ключа выключателя (замка) зажигания - Принудительно повернуть ключ в положение «0». Отрегулировать положение рулевой колонки, исключающее заедание ключа