Система смазки двигателя комбинированная: масло подается к трущимся поверхностям деталей под давлением и разбрызгиванием
Система смазки состоит из масляного картера, масляного насоса с приемным патрубком и редукционным клапаном, привода масляного насоса, масляных каналов в блоке, головке блока и коленчатом валу, полнопоточного масляного фильтра, указателя уровня масла, крышки маслоналивной горловины, датчиков давления масла.
На указатель уровня масла нанесены метки «П» и О» соответственно верхнего и нижнего уровней. Уровень масла должен находиться между этими метками.
Циркуляция масла происходит следующим образом. Насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке подводит его к полнопоточному фильтру.
После фильтра масло поступает в главную масляную магистраль и через каналы в блоке смазывает коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, подшипники распределительных валов, промежуточного вала и валика привода масляного насоса, а также винтовые шестерни привода масляного насоса.
От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни привода.
Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла через сверление в главной масляной магистрали.
Для охлаждения поршня масло через отверстие в верхней головке шатуна разбрызгивается на днище поршня.
Из главной масляной магистрали через канал в блоке масло поступает в головку блока цилиндров, смазывает опоры распределительных валов и подводится к гидронатяжителю цепи второй ступени привода распределительных валов, к гидротолкателям и датчикам давления масла.
Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки блока цилиндров, масло смазывает цепи, рычаги натяжного устройства и звездочки привода распределительных валов.
Контроль за давлением масла осуществляется датчиком давления и указателем в комбинации приборов.
Кроме того, система снабжена датчиком и сигнальной лампой аварийного падения давления масла. Она загорается по достижении давления в системе 40—80 кПа (0,4—0,8 кгс/см2).
Датчики давления ввернуты в штуцер, установленный в масляный канал головки блока цилиндров.
Масляный насос односекционный, шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера и приводится от промежуточного вала парой винтовых шестерен.
Корпус насоса и приемный патрубок изготовлены из алюминиевого сплава, перегородка — из чугуна, шестерни — из металлокерамики.
Для охлаждения масла в систему включен масляный радиатор с предохранительным клапаном, а для очистки масла служит полнопоточный масляный фильтр.
Подача масла в радиатор осуществляется автоматически с помощью термоклапана 5 в зависимости от давления масла и его температуры.
Уровень масла должен находиться между метками «П» и «О» указателя уровня масла.
Замеряйте уровень масла на холодном неработающем двигателе или не менее чем через 5-10 минут после остановки прогретого двигателя.
Применяйте масла, рекомендованные руководством по эксплуатации.
При замене масла необходимо заменить масляный фильтр.
Отработавшее масло сливайте из картера двигателя сразу же после поездки, пока оно горячее. В этом случае масло сливается быстро и полностью.
Масляный фильтр снимайте, отворачивая его против часовой стрелки. При установке нового фильтра убедитесь в исправности резинового уплотнительного кольца, и смажьте его моторным маслом, заверните
фильтр до касания уплотнительным кольцом плоскости на блоке цилиндров, а затем доверните фильтр на 3/4 оборота.
Заправьте двигатель маслом. Запустите и через 30-40 секунд работы остановите двигатель.
Убедитесь в отсутствии подтекания масла. При необходимости подтяните фильтр.
Полнопоточные, неразборной конструкции масляные фильтры снабжены фильтрующим элементом перепускного клапана и обеспечивают высокое качество фильтрации масла.
Рекомендуется через две смены масла промывать систему смазывания двигателя, для чего слейте отработавшее масло, залейте специальное моющее масло, например, ВНИИНП-ФД, на 3-5 мм выше метки «О» на указателе уровня масла и дайте двигателю поработать в течение 10 мин.
Затем промывочное масло слейте, замените масляный фильтр и залейте свежее масло.
В случае отсутствия моющего масла промывку можно производить чистым моторным маслом.
Сигнализатор аварийного давления масла загорается при включении зажигания.
При работающем двигателе допускается загорание сигнализатора только на минимальной частоте вращения в режиме холостого хода и при резком торможении.
С повышением частоты вращения сигнализатор должен гаснуть.