Так как гидронатяжители постоянно поддерживают цепи в натянутом состоянии независимо от растяжения цепей и износа башмаков, отпадает необходимость в регулировке натяжения цепей в процессе эксплуатации

Плунжер 4 установлен в корпусе 5. В плунжер вставлена пружина 6, которая сжата резьбовой пробкой 1.

В пробке 1 установлен обратный шариковый клапан 2. На плунжер 4 надеты запорное кольцо 3 и стопорное кольцо 7.

На рисунке натяжитель показан в нерабочем «заряженном» состоянии, когда стопорное кольцо 7 удерживает плунжер 4 от перемещения.

Гидронатяжитель цепи привода распределительных валов двигателя ЗМЗ

Чтобы привести натяжитель в рабочее состояние, «разрядить» его, нужно нажать на конец плунжера так, чтобы стопорное кольцо 7 переместилось в проточку меньшего диаметра на плунжере, и под действием пружины 6 плунжер переместится из корпуса 5.

На двигатель гидронатяжитель устанавливается в заряженном состоянии.

Плунжер 4 под действием пружины 6 и масла, поступающего через клапан 2 из системы смазки двигателя, нажимает на башмак натяжителя и поддерживает цепь в натянутом состоянии.

По мере того как растягивается цепь и изнашивается башмак натяжителя, плунжер 4 дальше выходит из корпуса 5, при этом запорное кольцо 3 перемещается в следующую кольцевую канавку на корпусе, препятствуя перемещению плунжера в обратном направлении.

При ударах цепи по башмаку натяжителя, например, при изменении режима работы двигателя плунжер 4 перемещается назад в корпус 5 на ширину проточки под запорное кольцо 3.

При этом он сжимает пружину 6. Кроме того, клапан 2 закрывается и дополнительно происходит демпфирование за счет того, что масло выдавливается через зазор между плунжером и корпусом.

Гидронатяжители верхней и нижней цепей абсолютно одинаковые.

Снятие и разборка

Гидронатяжитель цепи привода распределительных валов двигателя ЗМЗ

Отвернуть болты 1, придерживая крышку 2, так как на нее воздействует усилие пружины.

Затем осторожно снять крышку 2 с прокладкой крышки и шумоизоляционной прокладкой гидронатяжителя.

снятие и зарядка гидронатяжителя цепи

Вынуть гидронатяжитель из канала в головке блока.

Гидронатяжитель цепи привода распределительных валов двигателя ЗМЗ

Отвернуть резьбовую пробку 1.

Гидронатяжитель запрещается зажимать в тисках, поэтому нужно зажать в тисках ключ и вставить в него гидронатяжитель.

Снять пробку 1 и вынуть пружину 2.

Гидронатяжитель цепи привода распределительных валов двигателя ЗМЗ

Вынуть плунжер 1 из корпуса 2 гидронатяжителя

Запрещается разукомплектовывать плунжер и корпус гидронатяжителя.

После разборки все детали промыть в бензине и просушить.

Осмотреть плунжер, если на его поверхности есть задиры или забоины, поломано запорное или стопорное кольцо, гидронатяжитель нужно заменить.

Осмотреть корпус.

Если на внутренней поверхности корпуса имеются задиры, глубокие царапины или повреждены кольцевые канавки под запорное кольцо, гидронатяжитель заменить.

Плунжер в корпусе должен перемещаться свободно.

Если плунжер в каком-либо положении «заедает» в корпусе, гидронатяжитель заменяют.

Плунжер должен перемещаться в корпусе, когда запорное кольцо вошло в кольцевые канавки на корпусе, только в направлении, в котором он перемещается под действием пружины.

Если плунжер перемещается в обратном направлении, гидронатяжитель заменить.

снятие и зарядка гидронатяжителя цепи

Сборка и установка

Перед сборкой смазать плунжер и внутреннюю поверхность корпуса моторным маслом.

Для сборки гидронатяжителя рекомендуется изготовить оправку, размеры которой показаны на рисунке: «Зарядка» гидронатяжителя с помощью кольца.

Гидронатяжитель цепи привода распределительных валов двигателя ЗМЗ

Зажать вертикально оправку в тисках.

Установить на оправку корпус гидронатяжителя.

Вставить в корпус плунжер до упора стопорного кольца плунжера в оправку.

Вставить в плунжер пружину и заполнить натяжитель моторным маслом.

Сжимая пружину, завернуть резьбовую пробку. При этом стопорное кольцо плунжера должно войти в проточку на корпусе и удерживать плунжер от перемещения, т.е. натяжитель будет заряжен.

Снять гидронатяжитель с оправки. Не нажимать на плунжер, так как при этом стопорное кольцо плунжера выйдет из проточки на корпусе, и плунжер выйдет из корпуса, т.е. гидронатяжитель будет разряжен.

Если нет оправки для сборки гидронатяжителя или нет возможности ее изготовить, можно собрать натяжитель следующим образом: согнуть кольцо из полоски металла толщиной 1,0 мм и высотой около 15 мм.

Для этого можно использовать кусок ленты от старого ленточного хомута; вставить плунжер в корпус гидронатяжителя так, чтобы стопорное кольцо на плунжере встало напротив проточки в корпусе; положить согнутое кольцо на стол.

Установить на него корпус с плунжером так, чтобы кольцо вошло между корпусом и плунжером до упора в стопорное кольцо; вставить в плунжер отвертку и легким ударом молотка по отвертке передвинуть плунжер вниз.

При этом стопорное кольцо переместится на больший диаметр проточки на плунжере и войдет в проточку на корпусе, удерживая плунжер в заряженном состоянии; вставить в плунжер пружину.

Заполнить натяжитель моторным маслом и завернуть пробку, преодолевая усилие пружины; вынуть изготовленное кольцо. Не нажимать на плунжер, чтобы не разрядить гидронатяжитель.

Смазать моторным маслом канал для гидронатяжителя в головке блока и установить туда гидронатяжитель до упора в башмак натяжителя. На гидронатяжитель не нажимать, чтобы не разрядить его.

Установить в крышку 2 резиновую шумоизоляционную прокладку.

Установить крышку 2 с прокладкой на головку блока, завернуть болты 1.

Отвернуть пробку 3 и через отверстие под пробкой нажать подходящим стержнем на гидронатяжитель, переместив его до упора, и затем отпустить.

Гидронатяжитель разрядится, его корпус под действием пружины упрется в крышку 2, и цепь будет натянута.

Завернуть пробку 3 в крышку 2.

Таким же образом снимают и устанавливают гидронатяжитель нижней цепи.

Если нет оправки для сборки гидронатяжителя или нет возможности ее изготовить, можно собрать натяжитель следующим образом

Снятие и установка гидронатяжителей цепей

Сводим губки тисков, оставив между ними зазор 19 мм.

Не зажимайте в тисках корпус натяжителя.

Разбирая сразу два гидронатяжителя, не перепутайте их плунжерные пары, т. к. они подобраны с определенным зазором.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей

Снятие и установка гидронатяжителей цепей

Установив корпус натяжителя в тиски, как в зев ключа, отверткой с широким лезвием выворачиваем клапан.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей

Снятие и установка гидронатяжителей цепей

Вынимаем из корпуса пружину

Вынимаем плунжер.

Промываем все детали в бензине или керосине, продуваем сжатым воздухом и смазываем моторным маслом.

снятие и зарядка гидронатяжителя цепи

Из стального листа толщиной 0,8—1,0 мм вырезаем полосу (шириной 10—15 мм, и длиной 25 мм).

Можно использовать кусок ленты от хомута

Круглогубцами или на оправке сгибаем ее в кольцо диаметром как у плунжера.

снятие и зарядка гидронатяжителя цепи

снятие и зарядка гидронатяжителя цепи

Сгибаем отрезанную полоску в кольцо, диаметр которого равен наружному диаметру плунжера гидронатяжителя

Вставляем плунжер в корпус гидронатяжителя так, чтобы стопорное кольцо на плунжере установилось напротив проточки в корпусе

 снятие и зарядка гидронатяжителя цеписнятие и зарядка гидронатяжителя цепи

Вставляем изготовленное кольцо в зазор между плунжером и корпусом и продвигаем его вглубь корпуса на глубину кольцевой проточки в корпусе

Переворачиваем корпус и проталкиваем плунжер вниз.

При этом стопорное кольцо переместится на больший диаметр проточки на плунжере и войдет в проточку на корпусе, удерживая плунжер в заряженном состоянии

 снятие и зарядка гидронатяжителя цеписнятие и зарядка гидронатяжителя цепи

После этого вынимаем монтажное кольцо

Плунжер должен выступать из корпуса на величину, показанную на фото, тесть должен быть утопленным.

 снятие и зарядка гидронатяжителя цепи

Заливаем масло в корпус, вставляем пружину и, преодолевая усилие пружины, затягиваем пробку

Не нажимайте на плунжер, чтобы не разрядить гидронатяжитель

Смазываем моторным маслом канал для гидронатяжителя в головке блока цилиндров (гидронатяжитель верхней цепи) или в передней крышке блока цилиндров (гидронатяжитель нижней цепи) и устанавливаем туда гидронатяжитель до упора в рычаг натяжителя, но, не нажимая сильно плунжером на рычаг, во избежание «разрядки» гидронатяжителя

 снятие и зарядка гидронатяжителя цеписнятие и зарядка гидронатяжителя цепи

Смазываем герметиком прокладку крышки гидронатяжителя, укладываем в крышку шумоизоляционную шайбу, устанавливаем крышку на место и закрепляем болтами

Выкручиваем пробку из крышки

 снятие и зарядка гидронатяжителя цепи

Через отверстие под пробкой нажимаем отверткой на гидронатяжитель, переместив его до упора, а затем отпустите.

Гидронатяжитель разрядится, вытолкнув отвертку, его корпус под действием пружины упрется в крышку – цепь натянется.

Вкручиваем пробку в крышку.

 снятие и зарядка гидронатяжителя цепи

Так выглядит «неразряженный» гидронатяжитель

 снятие и зарядка гидронатяжителя цепи

Так выглядит «разряженный» гидронатяжитель