Снятие и проверка датчиков управления двигателем УАЗ Патриот
Датчики СУД снимаем для проверки и для замены.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Датчик типа 19.3828 представляет собой термистор.
Сопротивление датчика изменяется в зависимости от температуры.
Датчик ввернут в корпус термостата и соединен с входом контроллера, подключенным к внутреннему источнику напряжением 5 вольт через резистор 2 кОм.
При низкой температуре сопротивление датчика высокое, при высокой температуре низкое.
Электронный блок управления рассчитывает температуру охлаждающей жидкости по падению напряжения на датчике.
На холодном двигателе падение напряжения высокое, на прогретом двигателе – низкое.
Температура охлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, которыми управляет контроллер.
Чтобы заменить датчики температуры охлаждающей жидкости, и температуры во впускном трубопроводе нужен ключ на 19.
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Сливаем часть охлаждающей жидкости из радиатора.
Отсоединяем колодку жгута проводов от разъема датчика, отстегнув пружинный замок
Выкручиваем датчик из корпуса термостата
Таким же образом снимаем датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе.
Чтобы проверить датчики, нужно собрать схему:
Сопротивлением 1 по миллиамперметру 4 устанавливаем ток в цепи 1-1,5 мА.
При температуре + 25°C вольтметр 3 должен показать напряжение 2,957-3,022 вольта.
Изменяя окружающую температуру датчика, измеряем значение падения напряжения вольтметром 3. У исправного датчика оно должно укладываться в следующие пределы:
- - при температуре +40° С – 2,287-2,392 В;
- - при температуре +90° С – 3,642-3,737 В.
Неисправный датчик заменяем.
Для изменения температуры датчика используем емкость с водой.
Замеряем сопротивление датчика при различных значениях температуры воды
Устанавливаем датчики в обратном порядке.
При установке датчика температуры охлаждающей жидкости смазываем резьбовую часть датчика герметиком.
Проверка и замена датчика положения коленчатого вала
Датчик положения коленвала типа DG-6 0261210113 фирмы BOSCH или 23.3847 индуктивного типа.
Датчик определяет угловое положение коленчатого вала двигателя, для синхронизации работы всех систем двигателя.
Датчик коленвала представляет собой стержневой магнит 3 (рис. 7), на котором установлена обмотка 1.
При прохождении зубьев диска синхронизации 8 мимо торца магнита на выводах обмотки возникает потенциал, который является информацией для ЭБУ о частоте вращения коленвала.
Два зуба на диске отсутствуют.
При прохождении впадины на диске мимо магнита формируется импульс, по которому ЭБУ определяет, что поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке.
Если неисправен датчик. Двигатель перестает работать.
Предварительно датчик можно проверить на двигателе.
Для окончательной проверки датчик снимаем с двигателя для этого:
Выключаем зажигание и отключаем минусовую клемму аккумулятора.
Нажимаем на пружинный фиксатор колодки и разъединяем колодку датчика.
Подсоединяем один щуп тестера, включенного в режиме омметра, к центральному выводу колодки проводов датчика, а второй щуп к любому боковому выводу.
Сопротивление обмотки датчика должно быть 700-900 Ом.
Для окончательной проверки снимаем датчик.
Отгибаем хомуты крепления жгута проводов датчика к впускной трубе и блоку цилиндров
Выкручиваем болт крепления и вынимаем датчик из отверстия в блоке цилиндров двигателя
Присоединяем к выводам датчика тестер, включенный в режиме измерения напряжения
Быстро подсоединяем к сердечнику датчика металлический предмет.
Если датчик исправен, на приборе будет скачок напряжения. Если напряжение не меняется, то датчик неисправен и его следует заменить.
Устанавливаем датчик в обратном порядке.
После установки датчика проверяем зазор между его сердечником и зубьями диска синхронизации. Зазор должен быть 1-1,5 мм.
Проверка и замена датчика распредвала
Тип датчика PG-3.1 0232103006 Bosch или 406.3847050-05 или ДФ-1. Действие датчика основано на эффекте Холла.
Установлен датчик в левой задней части головки блока цилиндров.
По информации датчика ЭБУ определяет момент установки поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия, для расчета последовательности впрыска топлива по порядку работы цилиндров.
При неисправности датчика фазы контроллер включает сигнальную лампу в комбинации приборов и переходит в резервный режим подачи топлива одновременно во все цилиндры. На этом режиме возрастает расход топлива и будет плохой запуск двигателя, особенно первый запуск, после простоя.
Для снятия датчика отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Отстегнув пружинный фиксатор, разъединяем колодки проводов датчика фазы
Снимаем с металлического держателя колодку проводов датчика
Выкручиваем болт крепления и вынимаем датчик из отверстия в головке блока цилиндров.
Собираем схему для проверки и подсоединяем провода к клеммам аккумулятора. При этом светодиод 4 должен загореться и сразу погаснуть.
Перемещаем вблизи стержня датчика металлический предмет (например, отвертку).
Если датчик исправен, светодиод должен кратковременно загореться. Если светодиод не горит, датчик неисправен, его необходимо заменить.
Устанавливаем датчик в обратном порядке.
Замена датчика массового расхода воздуха (ДМРВ)
На двигателе устанавливается датчик типа HFM5-4.7 0280218037 фирмы Bosch, или 20.3855 фирмы Siemens, или 406.1130000-01. Устанавливается между шлангом воздушного фильтра и шлангом впускной трубы.
В ДМРВ встроен датчик температуры воздуха, чувствительным элементом которого является термистор, установленный в потоке воздуха.
При низкой температуре сопротивление датчика высокое, при высокой температуре низкое.
Например: при температуре в ноль градусов сопротивление 5,5 Ом; при температуре -20° сопротивление 13,9 Ом; при температуре +20° сопротивление 2,4 Ом.
Если датчик температуры воздуха неисправен, то контроллер заносит в память код ошибки и включает сигнальную лампу в комбинации приборов. Контроллер при неисправном датчике, меняет показания датчика на фиксированное значение в 33° С.
Для замены датчика отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Отжимаем снизу отверткой или пальцем пластмассовый фиксатор и отсоединяем колодку проводов от датчика массового расхода воздуха
Ослабляем затяжку хомутов крепления
Снимаем шланги с датчика и снимаем датчик с автомобиля
Устанавливаем датчик в обратном порядке.
Обращаем внимание на состояние резиновой прокладки, повреждение ее приводит к перебоям в работе двигателя.
Снятие и проверка датчика положения дроссельной заслонки
Устанавливается датчик типа 406.1130000-01 или DKG-1 0280122001 производства Bosch
Датчик представляет собой потенциометр с токосъемным элементом, перемещающимся по радиусу токопроводящего сектора от 0 до 100°.
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Отсоединяем от датчика колодку проводов
Измеряем сопротивление между выводами 1 и 2 колодки датчика. У исправного датчика оно должно быть около 2 кОм.
Подключаем тестер к выводам 2 и 3.
При открытом положении дроссельной заслонки сопротивление должно быть 0,7-1,38 кОм, при закрытом положении – 2,6 кОм.
Для замены неисправного датчика положения дроссельной заслонки выкручиваем два винта его крепления
Снимаем датчик
Устанавливаем новый датчик в обратном порядке.
Проверка и замена датчика детонации
Датчик детонации 02612311046 Bosch, или 18.3855 устанавливается на блоке цилиндров с правой стороны под впускным трубопроводом около четвертого цилиндра.
Датчик представляет собой пьезоэлектрический прибор, который воспринимает вибрации стенки блока, вызванными ударными волнами при детонации в цилиндрах двигателя.
При детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с ростом детонационных ударов.
Электронный блок (контроллер) по этим импульсам регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.
При выходе из строя датчика загорается лампочка неисправности, и контроллер переходит на резервный режим работы с более поздним углом опережения зажигания. При этой неисправности увеличивается расход топлива и уменьшается мощность двигателя.
Для снятия датчика отключаем минусовую клемму аккумулятора
Выводим шланг отопителя из держателя на болту датчика
Отсоединяем разъем жгута проводов от выводов датчика, отстегнув пружинный замок колодки
Откручиваем гайку, снимаем кронштейн шланга отопителя со шпильки, вкрученной в стенку головки блока цилиндров, и снимаем со шпильки датчик.
Присоединяем к выводам датчика тестер, в режиме напряжения. Постукайте по корпусу датчика твердым предметом, например отверткой – напряжение должно меняться. Если напряжение остается неизменным, то датчик неисправен.
Устанавливаем датчик в обратном порядке.
Датчики концентрации кислорода (лямбда-зонд)
Управляющий датчик концентрации кислорода применяется в системе впрыска топлива с обратной связью.
Для корректировки расчетов длительности впрыска используется информация о наличии кислорода в отработавших газах. Эту информацию выдает управляющий датчик кислорода.
Кислород, содержащийся в отработавших газах, реагирует с чувствительным элементом датчика, создавая разность потенциалов на выходе датчика.
Разность потенциалов изменяется приблизительно от 0,1 В (высокое содержание кислорода – бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода – богатая смесь).
Управляющий датчик концентрации кислорода установлен на приемной трубе системы выпуска до каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Для нормальной работы температура датчика должна быть не ниже 300° С, поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя в датчик встроен нагревательный элемент.
По выходному напряжению датчика кислорода ЭБУ определяет, какое количество смеси подавать на форсунки.
Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то подается команда на обогащение; если смесь богатая (высокая разность потенциалов), подается команда на обеднение смеси.
На автомобилях с двигателем Евро-3 в выпускной трубе после нейтрализатора дополнительно устанавливается диагностический датчик концентрации кислорода. Он работает по такому же принципу, что и управляющий датчик и взаимозаменяем.
Эффективность работы нейтрализатора оценивается блоком управления двигателем путем сравнения сигналов управляющего и диагностического датчиков.
Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика. Одинаковые показания указывают на неисправность нейтрализатора.
Для замены датчиков отсоединяем минусовую клемму аккумулятора
Разъединяем колодку датчика и жгута проводов
Выкручиваем датчик из приемной трубы
Снимаем датчик с автомобиля
Устанавливаем датчик в обратном порядке.