В базовой комплектации на автомобиле установлена пятиступенчатая механическая коробка передач F5MBB

Коробка передач выполнена по двухвальной схеме с пятью синхронизированными передачами переднего хода

механическая коробка передач F5MBB

Коробка передач и главная передача с дифференциалом имеют общий картер

К передней части картера коробки передач присоединяется картер сцепления

На первичном валу установлены вращающиеся на игольчатых подшипниках шестерни 3, 4 и 5-ой передач с синхронизаторами, ведущие шестерни 1, 2-ой передач и передачи заднего хода выполнены за одно целое с первичным валом

Вторичный вал выполнен за одно целое с ведущей шестерней главной передачи. Также на валу неподвижно установлены ведомые шестерни 3, 4, 5-ой передач и передачи заднего хода

Ведомые шестерни 1 и 2-ой передач, вращающиеся на игольчатых подшипниках, снабжены синхронизатором.

Применяется также механизм синхронизации 5-ой  передачи и передачи заднего хода интегрального типа. Он состоит из ступицы, кольца в сборе и пружин.

При включении пятой передачи возникает трение между наружным и средним кольцом, называемое усилием синхронизации (одинарный синхронизатор)

При включении передачи заднего хода возникает трение между внутренним и средним кольцом, а также между средним и наружным кольцом, называемое усилием синхронизации (двойной синхронизатор)

Передачи переднего хода включаются осевым перемещением соответствующих муфт синхронизаторов, установленных на первичном и вторичном валах

Механизм переключения расположен в крышке, установленной сверху на картере коробки передач

 Привод управления МКПП F5MBB

Привод управления механической коробкой передач состоит из кулисы 11 (рис. 2) рычага переключения передач с шаровой опорой, установленной на основании кузова, тросов выбора и переключения передач, а также механизма, расположенного на картере коробки передач

Для обеспечения четкого включения передач рычаг 3 (рис. 1) снабжен грузом 1.

Тросы выбора и переключения передач отличаются друг от друга конструктивно и невзаимозаменяемы

Главная передача изготовлена в виде пары цилиндрических шестерен, подобранных по шуму

Крутящий момент передается от ведомой шестерни главной передачи на дифференциал и далее на приводы передних колес

Дифференциал конический, свободный с двумя сателлитами

Герметичность соединения внутренних шарниров привода передних колес с шестернями дифференциала обеспечивается сальниками

В нижней части картера коробки передач расположена пробка сливного отверстия, а сбоку расположена пробка наливного отверстия

Возможные неисправности механической КПП, и способы устранения

Вибрация, шум в коробке передач:

- ослабление крепления или повреждение опор подвески двигателя и коробки передач – затяните крепление или замените опоры;

- износ или повреждение шестерен и подшипников – требуется ремонт коробки передач;

- залито масло несоответствующей марки – залейте масло соответствующей марки;

- недостаточный уровень масла – долейте масло до нормы;

- нарушение регулировки холостого хода двигателя – отрегулируйте холостой ход двигателя

Утечка масла:

- разрушение, повреждение манжет или уплотнительных колец – замените сальники или уплотнительные кольца

Трудное переключение передач и скрежет при переключении:

- неполное выключение сцепления – прокачайте гидропривод сцепления;

- неисправность тросов привода переключения передач  - замените тросы привода переключения передач;

- ослабление пружин синхронизаторов – требуется ремонт коробки передач;

- залито масло несоответствующей марки – залейте масло соответствующей марки

Самопроизвольное выключение передач:

- износ вилок переключения передач или поломка пружин фиксаторов – отремонтируйте коробку передач;

- увеличенный зазор муфты синхронизаторов на ступице – требуется ремонт коробки передач

Автоматическая коробка и вариатор

По заказу на автомобили с двигателями 4A91 рабочим объемом 1,5 литра оснащают четырехступенчатой автоматической коробкой передач

Привод управления вариатором

На автомобиль устанавливают четырехступенчатую автоматическую коробку передач модели F4A4B с адаптивной системой управления INVECS-II, которая обеспечивает выбор оптимального режима переключения передач практически для любого стиля вождения в различных дорожных условиях

Автоматическая коробка передач скомпонована по планетарной схеме с торможением фрикционами и соединяется с коленчатым валом через гидротрансформатор

Дифференциал АКП полностью аналогичен дифференциалу механической КПП

На автомобили с двигателями 4B10 (1,8 л) и 4B11 (2,0 л) устанавливается бесступенчатый вариатор F1CJA GVT (continuously variable transmission) INVECS-III SPORTS Mode с дополнительным ручным режимом переключением, при котором во время разгона автомобиля во­дитель самостоятельно выбирает момент пе­реключения на повышающую передачу. Это позволяет при желании добиться более интен­сивного разгона по сравнению с автоматичес­ким режимом, делая искусственную задержку переключения на повышающую передачу, что позволяет довести частоту вращения ко­ленчатого вала двигателя до диапазона наи­большего крутящего момента

В то же время электронная система управления третьего по­коления постоянно контролирует скорость ав­томобиля и нагрузку двигателя, а также ис­ключает ошибки водителя, не позволяя ему включить более высокую передачу при малой скорости движения, чтобы избежать перегруз­ки двигателя, и понижающую передачу на слишком большой скорости, что предот­вращает превышение максимально допусти­мой частоты вращения коленчатого вала дви­гателя

При снижении скорости автомобиля передачи автоматически переключаются на более низкие без участия водителя.

В мо­мент полной остановки автомобиля автомати­чески включается первая передача.

Поскольку в вариаторе применяется клиноременная пе­редача со шкивами переменного диаметра, исключаются толчки при трогании и переклю­чении. Вариатор непрерывно и плавно изме­няет передаточное число по мере разгона или замедления автомобиля.

Привод управления вариатором аналоги­чен приводу управления автоматической ко­робкой передач.

Привод управления вариатором тросовый, сконструирован по тому же принци­пу, что и привод управления автоматической коробкой, и практически не отличается от него.

Селектор 9 вариатора установлен в том же ме­сте на тоннеле пола, что и рычаг управления механической или автоматической коробкой, и соединен с блоком управления на коробке передач тросом управления 2

Помимо троса управления, к селектору присоединен трос блокировки, не позволяющий вынуть ключ из замка зажигания, если рычаг селектора не установлен в положение «Р» (стоянка).

Замена сальников коробки передач

Порядок замены сальников внутренних ШРУСов одинаков для механической и автоматической коробки передач (покажем на примере МКПП)

Подготавливаем автомобиль для выполнения задания

Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник

Для замены сальников внутренних шарниров равных угловых скоростей сливаем масло из механической коробки передач или часть масла из автоматической коробки

 Замена сальников коробки передачЗамена сальников коробки передач

Снимаем привод со стороны заменяемого сальника

Вынимаем сальник отверткой

 Замена сальников коробки передачЗамена сальников коробки передач

Смазываем трансмиссионным маслом рабочую кромку сальника

Запрессовываем сальник оправкой подходящего размера рабочей кромкой внутрь коробки

Устанавливаем снятые детали в обратном порядке