Система питания дизеля служит для по­дачи в цилиндры двигателя воздуха и топ­лива

Топливо подается под большим дав­лением в определенные моменты и в опре­деленном количестве в зависимости от на­грузки двигателя

Система питания возду­хом тщательно очищает его о пыли и рас­пределяет по цилиндрам. Смешивание топ­лива с воздухом происходит внутри ци­линдра.

Сведения о дизельном топливе

В зави­симости от условий применения по ГОСТ 305—82 установлены следующие марки ди­зельного топлива: Л (летнее), 3 (зимнее) и А (арктическое). Их выбор зависит от времени года и климатических условий в зоне применения.

Топливо Л используют при температуре воздуха 0 °С и выше;

  • 3 — при температуре окружающего воздуха — 20 °С и выше (если температура засты­вания топлива не выше — 35 °С), — 30 °С и выше (если температура застывания топ­лива не выше — 45 °С);
  • А — при темпера­туре окружающего воздуха — 50 °С и вы­ше.

Температура застывания зимнего топ­лива соответствует последней цифре в его обозначении.

Летнее топливо более вязкое, при отрицательных температурах в нем вы­деляется парафин в виде хлопьев, а при 10 °С оно утрачивает текучесть.

Последняя цифра в обозначении летнего дизельного топлива характеризует температуру вспыш­ки.

Содержание серы в топливе характери­зует его коррозионные свойства.

В зависи­мости от содержания серы дизельные топ­лива разделены на две подгруппы: с мас­совой долей серы не более 0,2 % и с массо­вой долей серы не более 0,5 % (для топлива марки А не более 0,4 %).

Таким образом, топлива второй подгруппы содержат серы примерно в два раза больше.

Для двигате­лей КамАЗ можно применять топливо обеих подгрупп, так как в них используется моторное масло с присадкой, уменьшаю­щей вредное воздействие серы.

Рассмот­рим примеры обозначения дизельных топлив:

  • Л-0,2-40 ГОСТ 305—82 — топливо лет­нее, содержание серы до 0,2 %, температура вспышки 40 °С;
  • З-0,5 минус 35 ГОСТ 305— 82 — топливо зимнее, серы до 0,5 %, тем­пература застывания —35 °С;
  • А-0,4 ГОСТ 305—82 — топливо арктическое, серы до 0,4 %.

Одним из важных показателей, харак­теризующих дизельное топливо, является воспламеняемость.

Впрыскиваемое в ци­линдр топливо начинает гореть не сразу, а спустя некоторое время, называемое пе­риодом задержки воспламенения.

Чем дли­тельнее задержка, тем больше накаплива­ется топлива к моменту воспламенения и тем быстрее в последующем нарастает дав­ление в цилиндре.

Это приводит к ударным нагрузкам на детали и сопровождается ме­таллическими стуками («жесткая» работа).

Степень «жесткости» работы дизеля зави­сит от воспламенительных свойств топлива и характеризуется цетановым числом.

Чем оно больше, тем короче период задержки самовоспламенения, тем легче пуск двига­теля и «мягче» его работа.

Дизельные топ­лива Л, 3 и А имеют цетановые числа не менее 45.

Смесеобразование и горение топлива

Образование рабочей смеси начинается с момента впрыскивания дозы топлива в ка­меру сгорания.

Камера сгорания (рис. 1.) ограничена днищем поршня и внутренней поверхностью головки цилиндра.

Такие ка­меры сгорания называют неразделенными.

Основной объем камеры сосредоточен в вы­емке днища поршня, имеющего конусооб­разный выступ (вытеснитель) в централь­ной части.

При подходе поршня к верхней мертвой точке (в. м. т.) в такте сжатия воздух из цилиндра вытесняется в камеру сгорания, создавая при перемещении вих­ревые потоки, способствующие лучшему смесеобразованию.

Форма камеры сгорания: 1 - фигурная выемка в поршне; 2 - форсунка; 3 - поршень

К моменту начала впрыскивания топли­ва в этой камере находится сжатый до 4-4,5 МПа и нагретый (от сжатия и горячей стенки камеры) до температуры 620-700 °С воздух.

Чтобы топливо могло про­никнуть в такую сжатую среду, оно впрыс­кивается под большим давлением 24 МПа.

Это позволяет получить тонкое распыливание топлива и хорошее переме­шивание его с воздухом.

Особенностью дизеля является то, что в цилиндр фактически поступает одно и то же количество воздуха независимо от на­грузки.

При малой нагрузке в цилиндре образуется избыток воздуха и топливо сго­рает полностью.

При увеличении нагрузки возрастает подача топлива и ухудшается его сгорание.

На характер работы двигателя влияет период задержки воспламенения. Он зави­сит как от свойств самого топлива, так и от температуры в камере сгорания и угла опе­режения впрыскивания.

Слишком большой угол опережения впрыскивания ведет к увеличению периода задержки воспламенения и «жесткой» ра­боте двигателя, так как в этом случае нача­ло впрыскивания происходит при сравни­тельно низких температурах в цилиндре.

Малый угол опережения способствует сго­ранию топлива в такте расширения, что ухудшает температурный режим двигате­ля, вызывая его перегрев.

Для неработаю­щего двигателя КамАЗ угол опережения впрыскивания равен 18° до в. м. т.

На работающем двигателе с увеличением час­тоты вращения коленчатого вала повыша­ются давление и температура в конце такта сжатия, поэтому условия смесеобразова­ния и сгорания изменяются.

Продолжительность процесса сгорания возрастает и в этом случае целесообразно увеличить угол опережения впрыскивания.

Увеличение уг­ла осуществляется автоматически муфтой опережения впрыскивания, которая воз­действует на топливный насос высокого давления при достижении определенной частоты вращения коленчатого вала.

Схема системы питания дизеля топливом: 1 - топливный бак; 2 - фильтр грубой очистки топлива; 3 - топливопровод к насосу низкого давления; 4, 14 - дренажные топливопроводы форсунок соответственно левого и правого ряда; 5 - форсунка; 6 - топливопровод высокого давления; 7 - топливный насос низкого давления; 8 - ручной топливоподкачивающий насос; 9 - топливопровод к фильтру тонкой очистки топлива; 10 - топливный насос высокого давления; 11 - электромагнитный клапан; 12 - топливопровод к электромагнитному клапану; 13 - факельная свеча; 15, 16 - подводящий и отводящий топливопроводы топливного насоса высокого давления; 17 - фильтр тонкой очистки топлива; 18 - дренажный топливопровод фильтра тонкой очистки топлива; 19 - тройник; 20 - сливной топливопровод; 21 - топливопровод к фильтру грубой очистки; 22 - приемная труба с фильтром

Схема системы питания дизеля КамАЗ представлена на рисунке

Топливо содер­жится в баке 1, который связан всасываю­щим топливопроводом через фильтр 2 гру­бой очистки с топливным насосом 7 низко­го давления.

При работе двигателя созда­ется разрежение во всасывающей магист­рали, вследствие чего топливо проходит через фильтр 2 грубой очистки, очищается от крупных взвешенных частиц и поступает в насос 7, из которого под небольшим дав­лением по топливопроводу 9 подается к фильтру 17 тонкой очистки.

Далее очищен­ное топливо поступает к топливному насо­су 10 высокого давления, из каналов кото­рого часть топлива нагнетается к форсун­кам 5 и через них впрыскивается в цилинд­ры.

Другая часть топлива через перепуск­ной клапан отводится в бак.

Вследствие работы перепускного клапана в каналах насоса постоянно поддерживается давле­ние 50-110 КПа.

Для удаления воздуха, попавшего в топ­ливную систему, фильтр 17 тонкой очистки расположен выше всех других аппаратов этой системы и оборудован клапаном-жик­лером, через который воздух вместе с ча­стью топлива по топливопроводу 18 отво­дится в бак.

Через этот же топливопровод в бак сливается топливо от насоса 10 высо­кого давления, которое поступает к шту­церу на фильтре через перепускной клапан и топливопровод 16.

Топливопроводы 4 и 14 служат для отвода в бак топлива, просо­чившегося между деталями форсунок.

Насос высокого давления приводится в действие от коленчатого вала двигателя через муфту опережения впрыскивания, ко­торая автоматически меняет момент впрыс­кивания топлива при изменении частоты вращения.

Количество топлива, подавае­мого в цилиндры топливным насосом высо­кого давления, устанавливается регулято­ром, который автоматически поддерживает заданную водителем частоту вращения ко­ленчатого вала.

Ручной топливопрокачивающий насос 8 служит для заполнения ма­гистрали низкого давления топливом при неработающем двигателе.

К магистрали низкого давления подсое­динен топливопровод 12, по нему топливо поступает к факельным свечам 13 через от­крытый электромагнитный клапан 11 при пуске холодного двигателя с помощью электрофакельного устройства.

Топливная аппаратура

Топливные баки, применяемые на автомобиле КамАЗ, имеют вместимость 250 и 170 л.

Баки устанавливают на кронштейнах и укрепляют хомутами. Поддерживающие кронштейны крепят к лонжеронам рамы болтами.

Топливный бак состоит из корпуса, наливной горловины и выдвижной трубы сетчатым фильтром.

Наливная горловин закрывается крышкой с паровоздушным клапаном и уплотнена резиновой прокладкой.

Внутренняя поверхность бака освин­цована для предохранения от коррозии

Чтобы уменьшить взбалтывание топлива увеличить жесткость бака, внутри его вварены вертикальные перегородки с отвер­стиями.

В верхней части бака установлены реостатный датчик указателя уровня топ­лива и трубка, через которую сливаются излишки топлива от форсунок двигателя.

Рядом с ней установлена заборная трубка, заканчивающаяся внизу сетчатым фильт­ром предварительной очистки топлива.

На автомобилях КамАЗ-4310, имеющих два топливных бака, на заборной трубке левого бака установлен распределительный кран.

Такой же кран установлен и на трубке, в которую сливается избыточное топливо, не использованное в насосе высокого давления.

new

Для снятия дисков сцепления выполните операции с 1 по 5 раздела " Замена выжимного подшипника УАЗ-3151 "

Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом